Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 65 из 73)

В российскую музыкальную культуру вошла итальянская и французская придворная опера, она была ведущим музыкальным жанром XVIII в. Настоящими мастерами русской музыкальной школы стали Е. Фомин, В. Пашкевич. Русским национальным гимном был в то время полонез О. Козловского на стихи Г. Державина «Гром победы, раздавайся». Барочный эстетический идеал и соответствующий ему стиль отвечали своему времени – времени становления и расцвета дворянской империи.

Но в России, как и в других странах Европы, взгляды Просвещения находили в области искусства преимущественное выражение в классицизме – главном художественном стиле новой эпохи. Как и в Европе, русский классицизм опирался на античные традиции, заимствуя основные принципы, сюжеты, элементы архитектуры и изобразительного искусства этой эпохи.

«Памятники, фронтоны, и карнизы домов украшаются аля-греками, львиными мордами, шлемами, щитами, копьями и мечами. Даже на церковных стенах появляются атрибуты войны»*. Увлеченность античностью приводила к разрушению грани между искусством и реальным поведением человека в жизни. Русский офицер С. Глинка в своих мемуарах сблизил культ античности начала XIX в. с гражданственностью, свободолюбием и культом военной славы: «Голос добродетелей Древнего Рима, голос Цинциннатов и Катонов громко откликался в пылких и юных душах кадет»**. Русский классицизм отличался некоторыми особенностями. Просветительские взгляды выражались в постановке проблем крепостничества, сословных нравов российского общества, православной веры и т.д. Характерной чертой русского классицизма была идеализация действительности. Эти особенности находили отражение в творчестве художника А. Лосенко, скульптора Л. Шубина, поэтов Г. Державина, И. Крылова, писателя Д. Фонвизина, архитекторов В. Баженова, М. Казакова, Дж. Кваренги.

В первую очередь русский классицизм вошел в литературу (30–50-е годы XVIII в.). Возникли такие ее жанры, как ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман. Большая заслуга в формировании новой системы литературного языка и стихосложения принадлежала Г. Державину. Быстро развивались драматургия, театральное искусство. В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в России государственный театр «для представления трагедий и комедий». Его руководителем был известный русский актер Ф. Волков. Возникло множество театров в провинции. Самобытным явлением русской культуры было появление крепостного театра. Наибольшей известностью пользовался театр графа Н. Шереметьева, в нем играли талантливые крепостные актеры П. Ковалева-Жемчугова, П. Дягтярев. Судьба почти всех крепостных актеров складывалась трагически.

* Цит. по: Врангель Н.Н. История скульптуры // История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. М.: Изд-во АН СССР. 1954. Т. 5. С. 171.

** Цит. по: Лотман ЮМ. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII–начала XIX в. СПб.: Искусство, 1994. С. 182.

Классицисты выделяли три «знатнейших художества» – архитектуру, скульптуру и живопись, а в их пределах выше ставили сооружения общественного характера и произведения на историческую тему. Русские архитекторы В. Баженов, М. Казаков, И. Старов, Д. Кваренги, Ч. Камерон, А. Воронихин, А. Захаров, К. Росси наиболее ярко и последовательно отразили в своем творчестве мироощущение и дух эпохи. Зодчие этого периода создали типы столичного дворца, усадьбы и крупного жилого дома, а также загородного дворцово-паркового ансамбля. Строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов отличали архитектуру классицизма.

Для скульптуры и живописи также характерна четкая разграниченность планов и ясное построение перспективы. Впечатляющими в XVIII в. были успехи классической скульптуры, особенно если вспомнить, что в средневековой Руси круглая скульптура была запрещена. «И сам человек не есть ли движущаяся пластика?» – восклицал один из скульпторов. Скульпторы, воспитанники и создатели отечественной художественной школы Ф. Гордеев, Ф. Прокофьев, И. Мартос, М. Козловский, Ф. Шубин, Ф. Щедрин, Б. Орловский и многие другие, создали множество памятников, скульптурных портретов своих выдающихся современников. Один из лучших памятников в истории русской скульптуры связан с именем Э. Фальконе – это памятник Петру Великому, знаменитый «Медный всадник». Строгость и красота силуэта, эмоциональность образа, воплощение идеи гражданского долга сделали эту скульптуру одной из любимых в России.

Живопись классицизма отличалась логическим развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции, ведущей ролью плавного, обобщенного рисунка. Идеалы эпохи были запечатлены в живописных портретах второй половины XVIII в. (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский), не уступающих работам крупных европейских мастеров. Художников увлекал внутренний мир изображенных. Примером могут служить портреты В. Майкова, В. Новосильцева, Е. Санти, А. Струйской (Рокотов), на которых представлен новый тип человека – более свободного и сильного душой. Поэт Н. Заболоцкий писал:

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Портретное мастерство Д. Левицкого отличалось широтой диапазона – от парадных портретов (Демидова) до интимно-лирических (семи «смольнянок»). Все эти портреты позволяли представить разностороннюю жизнь людей того времени в их частном и общественном бытии. Характерно, что круг людей расширялся за счет литераторов, актеров, зодчих, ученых, т.е. людей, знаменитых талантами и знаниями, а не происхождением. Портрет стал массовым явлением и за счет множества провинциальных художников. Ими создана обширная галерея образов, включавшая представителей всех слоев российского общества. Так, в Музее истории донского казачества Новочеркасска сохранена коллекция портретов донских атаманов XVIII в., в которых переплелись традиции русской и украинской парсунной живописи. Лучшими художниками академической школы в XVIII в. были К. Брюллов, А. Иванов («Явление Христа народу»).

Идеи классицизма соответствовали понятиям дисциплины, системы, нормы, гражданственности, «регулярного» государства, которые играли важную роль в жизни и культуре. Культ национально-государственного единства приводил к преобладанию логических, абстрактных форм в искусстве, отвлеченно героизированной трактовке истории. В своих произведениях мастера стремились передать приверженность упорядоченности, восхищение силой разума. Зодчие отражали это в облике города, слагающих его зданий, в изображении человека, его тела, выражения лица, темперамента, во взаимосвязи внешнего облика и его социальной роли.

Искусство XVIII в. отличалось комплексностью, синтетичностью. Архитектура, живопись, скульптура, садово-парковое искусство, музыка, поэзия служили общественным целям. Часто искусство носило агитационный или научно-просветительский оттенок.

На смену «аристократическому» классицизму пришли более «демократические» направления – сентиментализм и романтизм. Сентиментализм, родоначальником которого считают Н. Карамзина, воспевал «естественную красоту» и неиспорченность веяниями западной цивилизации, он противостоял культу безличного государства.

Наиболее ярким произведением сентиментализма является «Бедная Лиза» Н. Карамзина, где происходит открытие нового типа героя, способного на глубокие и тонкие переживания.

Романтизм выражал недовольство расхождениями действительности и идеалов, был своеобразной формой бунтарства. В романтических стихотворениях А. Пушкина, К. Рылеева, В. Кюхельбекера, М. Лермонтова с огромной силой прозвучали мотивы протеста против произвола тиранов и жажда общественных перемен. Социальный характер русского романтизма стал его отличительной особенностью по сравнению с более возвышенным и отвлеченным европейским романтизмом.

Сочинения Ж.-Ж. Руссо стимулировали стремление к природе, к «естественности» нравов, поведения. В сознании людей утверждались мысли о том, что добро заложено в природе, что человек, созданный по образу и подобию Бога, рожден для счастья, свободы, красоты.

Романтизм стал не просто художественным стилем, подобным классицизму или барокко, «это общекультурное движение, культурно-исторический тип, охватывающий самые разнообразные явления – от философии и политической экономии до моды на прически и костюмы» [4, с. 269]. На портретах этой поры мы видим, как новая манера одеваться соединилась с естественностью, живым выражением лица. В моду входит «онегинский стиль», отказ от париков, излишней косметики, идеал простоты. Пушкин в своей поэзии прославлял «гражданина с душой благородной» и «женщину не с хладной красотой, но с пламенной, пленительной, живой». Примером может служить портрет М. Лопухиной, выполненный В. Боровиковским. В литературе и в жизни возникали новые характеры, разрушающие нормы светского поведения. С этой точки зрения интерес представляет русский дендизм. «Он был ориентирован на экстравагантность поведения, оскорбляющего светское общество, и на романтический культ индивидуализма. Оскорбительная для света манера держаться, «неприличная» развязанность жестов, демонстративный шокинг – все формы разрушения светских запретов воспринимались как поэтические» [6, с. 124.]. Такой стиль жизни был характерен для П. Чаадаева, М. Воронцова – многолетнего посла в Лондоне, а также в некоторые периоды для А. Пушкина.