Массовая культура - потребительская культура со своими нормами и ценностями.
Характеризуется потерей индивидуальности.
Массовая культура неоднородна, состоит из нескольких субкультур, наиболее мощная и значительная – рок-культура, определившая развитие культуры 2-й половины 20 века. Возникла в рамках массовой культуры, в основных мировоззрениях противостоит ей. Главное – «Я» человека, свобода личности, в творчестве обращение к мистической сущности, к истокам народного творчества.
Неоспоримое достижение рок-культуры – пробуждение нескольких поколений, попытка вырваться из мира иллюзий, навязываемых массовой культурой, устойчивое сопротивление манипулированию индивидом в современном обществе.
Направления массовой культуры:
В музыке – рэп, щлягер, В живописи – плакат, Телевизионные сериалы, реклама и т.д.
4. Время перехода от модернизма к постмодернизму (особенно постмодернизм)
Модернизм (модерн) – совокупность эстетических школ и направлений, характеризующихся разрывом с прошлой действительностью, с предшествующими направлениями:
• символизм - выражение посрелдством символов
• дадаизм случайные сочетания чего-либо
• сюрреализм (сверзреализм) – сновидения, инстинкты, галлюцинации
• кубизм, (минимализм)
• экспрессионизм – суъективный духовный мир человека
• абстракционизм - стихийность и бессознательность творчества
• футуризм – отрицание традиционной культуры, переплетение реальности и фантастики
• фовизм (дикий)
Главное – дать человеку расслабиться.
Модернизм – общее обозначение направления искусства и литературы конца 19 – 20века.
Модернизм – отход от реализма.
• функционализм и конструктивизм - строгое соответствие зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам, стандартные постройки.
• Соцреализм – изображение жизни в свете социалистических идеалов, принципы – народность, социалистический гуманизм, партийность
представители – литература Маяковский, Шолохов, Горький, кино – Эйзенштейн, скульптура - Мухина
• оп-арт (оптическое искусство) – ритмическая комбинация геометрических фигур, линий, создание иллюзии движения
• неореализм – направление в итальянском кино и литературе, сложившееся в период борьбы с фашизмом за свободу и демократию
представители - кино – Росселини фильм «Рим – открытый город»
• поп-арт (общедоступное искусство) - культивирует сочетание бытовых предметов в качестве произведений искусства.
• поп-музыка (общедоступная музыка) – основной принцип – создание стилевых стереотипов, обеспечивающих восприятие и коммерческий успех.
Рок-музыка, шлягер. Связана с системой музыкально – развлекательных услуг
• гиперреализм – использование фотографий, муляжей для создания иллюзии действительности
Постмодернизм - возник в 20 веке – эпохе постмодернизма
Постмодернизм – тип мировоззрения, где главными ценностями становится свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Направлено на отрицание всех норм и традиций – этических, эстетических. Методологических, отказ от авторитетов любого ранга, от государства до правил поведения людей
Постмодерн – это освобождение человека от воли Бога, диктата разума, время сводится к понятию «сейчас»
Основан на новизне, которая трактуется как вызов всему, главное – шокировать.
В эпоху постмодерна наиболее мощная рок-культура, определившая развитие культуры 2-й половины 20 века. Возникла в рамках массовой культуры, в основных мировоззрениях противостоит ей. Главное – «Я» человека, свобода личности, в творчестве обращение к мистической сущности, к истокам народного творчества.
Базовые понятия, лежащие в основе постмоденистского мышления и действия:
• парафизика
• дадаизм
• анархия
• случай
• ирония
• неопределенность.
В постмодернистской живописи, поэзии, театре предпочитаются т ценятся неясные формы, бессвязные намеки, стихийная страсть и свободная чувственность.
Постмодерн связан с демократией, когда разрушается единый стиль культуры, возникает культурный плюрализм, усредняются люди и возвышается массовая культура.
5. Коммерциализация всех сторон жизни (рыночные отношения)
6. Особенности религиозного мировоззрения (старые, новые)
уточнить на консультации
39. Модернизм и постмодернизм в культуре 20 века.
Модернизм (модерн) – совокупность эстетических школ и направлений, характеризующихся разрывом с прошлой действительностью, с предшествующими направлениями:
• символизм, - выражение посрелдством символов
• дадаизм случайные сочетания чего-либо
• сюрреализм (сверзреализм) – сновидения, инстинкты, галлюцинации
• кубизм, (минимализм)
• экспрессионизм – суъективный духовный мир человека
• абстракционизм - стихийность и бессознательность творчества
• футуризм – отрицание традиционной культуры, переплетение реальности и фантастики
• фовизм (дикий)
Главное – дать человеку расслабиться.
Модернизм – общее обозначение направления искусства и литературы конца 19 – 20века.
Модернизм – отход от реализма.
Постмодернизм - возник в 20 веке – эпохе постмодернизма
Постмодернизм – тип мировоззрения, где главными ценностями становится свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Направлено на отрицание всех норм и традиций – этических, эстетических. Методологических, отказ от авторитетов любого ранга, от государства до правил поведения людей
Постмодерн – это освобождение человека от воли Бога, диктата разума, время сводится к понятию «сейчас»
Основан на новизне, которая трактуется как вызов всему, главное – шокировать.
В эпоху постмодерна наиболее мощная рок-культура, определившая развитие культуры 2-й половины 20 века. Возникла в рамках массовой культуры, в основных мировоззрениях противостоит ей. Главное – «Я» человека, свобода личности, в творчестве обращение к мистической сущности, к истокам народного творчества.
Базовые понятия, лежащие в основе постмоденистского мышления и действия:
• парафизика
• дадаизм
• игра
• анархия
• случай
• ирония
• неопределенность.
В постмодернистской живописи, поэзии, театре предпочитаются т ценятся неясные формы, бессвязные намеки, стихийная страсть и свободная чувственность.
Постмодерн связан с демократией, когда разрушается единый стиль культуры, возникает культурный плюрализм, усредняются люди и возвышается массовая культура.
41. Культура русского зарубежья.
Это русская эмиграция по всему миру. Эти люди все-равно связаны с Россией, их творчество всегда о России.
Русская эмиграция, особенно культурная и творческая интеллигенция, всегда сохраняют и пропагандируют Русскую культуру, традиции, обычаи.
Например, писатель Куприн, уже живя во Франции, написал «Гранатовый браслет» о любви почтового служащего к богатой женщине в России
Иван Шмелев – «Лето Господне», описал все религиозные праздники, обычаи и традиции русского народа, показал его хлебосольные традиции.
Иван Бунин (Париж) – лауреат Нобелевской премии – все его стихи посвящены России
38. Особый тип советской культуры. Этапы ее развития и характерные черты.
В Советском Союзе идеология господствовала в гуманитарных науках и подбиралась даже к тому, чтобы «подмять» под себя физику, биологию, химию.
Централизованное управление, интеллектуальный уровень партийных руководителей, статусные различия в сообществе ученых во многом определяли приоритеты, уровень, темпы развития науки, ее социально-гуманитарной сферы.
В кругах партийных идеологов, да и в массах, было распространено обыденное понимание культуры, которая трактовалась как «культурность», творчество в области литературы и искусства, организованное просвещение народа и четко отграничивалось от политики, экономики, религии.
В 1920г. в архитектуре СССР господствовал функционализм и конструктивизм (строгое соответствие зданий и сооружений протекающим в них производственных и бытовым процессам), стандартные секции, кварталы и квартиры.
Соцреализм – изображение жизни в свете социалистических идеалов. Принципы – народность, социалистический гуманизм, партийность.
Достоинства:
• Вера в светлое будущее, трудовой энтузиазм в первые годы социалистического строительства
• Создание мощной индустрии, тяжелой промышленности, современной армии, развитие науки, выход в космос
• Всеобщая грамотность населения
• Стабильность в сфере социальной защиты, образования и здравоохранения
• Дружба народов, понятие коллективности, общественных интересов
Недостатки:
• Революция, гражданская война, борьба с «врагами народа», ущерб интеллектуальному потенциалу страны, три волны эмиграции
• Неэффективность общественного производства, подрыв интересов у людей к результатам труда, низкий уровень жизни значительной части населения
• Милитаризация экономики
• Нарушение экологического баланса
• Тоталитаризм, отсутствие правового государства, культ личности
• Пренебрежение мировым опытом
• Жесткая идеологизация общественной и культурной жизни, давление на личность, творчество ученых, деятелей культуры
• Борьба с религией
В декабре 1992г. СССР прекратил свое существование и начался новый этап развия Российской культуры.
В современной отечеств. культуре можно выделить достоинства и недостатки:
Достоинства:
• Восстановление исторической памяти народа
• Возвращение религиозной культуры
• Освобождение от жесткой идеологизации культуры
• Развитие гласности
• Знакомство с творчеством запрещенных ранее деятелей литературы и искусства, приобщение к эмигрантской культуре
• Преодоление культурной самоизоляции
Недостатки:
• Отрешенное отношение государства к культуре, самовыживание культуры
• Необдуманное разрушение реально существовавших ценностей культуры советского периода, забвение нравственных ценностей коллективности, взаимопомощи, бескорыстной дружбы
• Деформация культуры в условиях «дикого» рынка, ее коммерциализация
• Влияние массовой культуры низкого качества на сознание людей
• Криминализация в сфере культуры
48. Молодежная субкультура.
Формируется всегда в модернистском стиле – противоречие со взрослой культурой.
Своеобразный вызов взрослому миру.
Оказывает огромное влияние на формирование поколения.
Преобладает массовая культура.
Большой объем информации, компьютеры, кино и т д,, в таком обилии информации трудно проявлять индивидуальность, поэтому господство стереотипов.
Но также стремление выделиться из стереотипов любой ценой – поразить внешне, бросить вызов, лишь бы заметили, сделать что-то не лучше, а по-другому.