Смекни!
smekni.com

Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания (стр. 4 из 10)

• живопись

• графика

2. временные:

• музыка

• балет

• драма

• пантомима

• цирк

3. декоративно-прикладные

4. технические

• кино

• фото

• телевидение

• дизайн

• цветомузыка

5. синтетические

• театр – литература, актерское мастерство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство

• балет – танец, музыка, живопись, скульптура,

• эстрада – музыка, пение, декламация. Танец, иллюзион, акробатика

• цирк – спорт, дрессировка, эксцентрика, иллюзион, клоунада

Стили в искусстве : - романский, готический, барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, натурализм, и в 20 веке – модернизм, символизм, импрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, футуризм, дадаизм.


14. Религия как феномен культуры.

Религия в переводе с латинского – связь!

Среди ранних форм религии выделяются 3 основные формы:

1. анимизм – вера в одухотворение сил живой и неживой природы, приписывание им разума, дееспособности, сверхъестественного могущества.

2. тотемизм – вера в сверхъестественную связь, существующую между отдельными группами людей (племя, род) и отдельными видами животных, растений.

3. фетишизм – вера в сверхъестественные способности предметов, их возможности повлиять на ход событий (поклонение идолам, ношение талисманов).

Ряд исследователей относят к ранним формам религии и магию.

Магия – комплекс ритуальных действий с целью оказания влияния на сверхъестественные силы для получения материального результата.

Магия подразделяется:

• По целям (охотничья, защитная, любовная, военная, лечебная).

• По методам воздействия (имитационная, инициативная, парциальная, контактная).

Магия являлась первой попыткой подчинить себе окружающий мир. Способствовало развитию коллективных форм труда, выживаемости людей.

Функции религии можно проследить через функции культуры:

• Защитная

• Регулятивная

• Этическая

• Человекотворческая

• Катарсиса


15. Наука в системе культуры.

Нововведения в технологиях неизбежно приводят к значительным качественным изменениям в культуре. Уже с середины 20 века происходят события, изменившие отношение человека к человеку, к самому себе и природному миру. Это открытия – компьютеры, атомная и водородная бомбы, биохимия живой клетки, кризис городов (вода, отходы, воздух), разрушение природной среды, выход в космос, нарушение озонового слоя и т.д. приводят к необратимым последствиям.

Экономика 20века носит инновационный характер. Возрастает роль информационных технологий, без которых теперь прогресс невозможен. Появление новых информационных технологий приводит к изменению социального культурного порядка развития. Современные новые технологии становятся принципом, вокруг которого формируется новая научно-технологическая рациональность, основанная на знании.

Новые технологии оказывают влияние на формирование личности, семьи, образа жизни.

Катастрофическое сокращение энергетических ресурсов, обострение глобальных экономических проблем и т.д. привели к глобальной необходимости информации.

Этот факт отразился в понятии «информационного взрыва». Именно в овладении «информационным взрывом» и видится возможность дальнейшего прогресса в развитии человеческой цивилизации.

Биологические параметры мозга ограничены, эти ограничения снимают информационные технологии.


16. Природа и культура. Исторические этапы взаимодействия.

Экология – ( от греч. дом, жилище) – наука о среде обитания человека.

Обычно используется в значении – учение об окружающей природной среде, состоянии природной среды, подвергающейся уничтожению, разрушению со стороны человека (последствия технической активности).

Загрязнение природы, поражение среды обитания человека – это не проблема природы, а проблема человека, его культуры.

Культура – основная проблема, характеризующая отношение человека и природы, так как культура, как результат человеческого труда, в то же время способ человеческой жизнедеятельности.

Культура характеризует то состояние, тот уровень развития, которого достигло общество во взаимодействии с природой.

Что же делать в технический век нам?

Выход состоит в том, чтобы понимать экологию как экологию духовности, экологию культуры.

В отношении природа – культура ставить на первое место понятие природа.

Экология не может быть лишь предметом технического расчета, это сфера возрождения человека.

Природа важнее сиюминутной технической выгоды.


18. Техника как феномен культуры.

Особенности формирования культуры 20в.:

1. 20в. – век противоречий, век войн, гонки вооружений, тоталитарных режимов, следоват.,человеческая жизнь обесценивается.

2. 20в – время интенсивного развития науки и техники, ускорение темпов времени, сокращение пространства

3. 20в. время формирования глобальных проблем – их появление обусловлено целостностью современного мира, возросшей мощью человека, неравномерностью развития отдельных стран.

Глобальные проблемы:

• гонка вооружений, угроза новой войны

• экологическая проблема – носит необратимый характер, т.к. влияет на генофонд человека

• проблема терроризма

• деградация культуры, дегуманизация, кризис личности

Что же делать в технический век нам?

Выход состоит в том, чтобы понимать экологию как экологию духовности, экологию культуры.

В отношении природа – культура ставить на первое место понятие природа.

Экология не может быть лишь предметом технического расчета, это сфера возрождения человека.

Природа важнее сиюминутной технической выгоды.

Биологические параметры мозга ограничены, эти ограничения снимают информационные технологии.


18. Противоречия НТР: сущность современного экологического кризиса. Роль культуры в решении экологических проблем.

Экология – ( от греч. дом, жилище) – наука о среде обитания человека.

Обычно используется в значении – учение об окружающей природной среде, состоянии природной среды, подвергающейся уничтожению, разрушению со стороны человека (последствия технической активности).

Загрязнение природы, поражение среды обитания человека – это не проблема природы, а проблема человека, его культуры.

Культура – основная проблема, характеризующая отношение человека и природы, так как культура, как результат человеческого труда, в то же время способ человеческой жизнедеятельности.

Культура характеризует то состояние, тот уровень развития, которого достигло общество во взаимодействии с природой.

Что же делать в технический век нам?

Выход состоит в том, чтобы понимать экологию как экологию духовности, экологию культуры.

В отношении природа – культура ставить на первое место понятие природа.

Экология не может быть лишь предметом технического расчета, это сфера возрождения человека.

Природа важнее сиюминутной технической выгоды.


20. Место России в системе двух парадигм культуры Запада и Востока. Характерные черты русского культурного архитипа.

Россия занимает промежуточное положение между востоком и западом. Это объясняется следующими причинами:

• Огромные территории, разные виды хоз. деятельности, разный тип темперамента.

• Месторасположение – пересечение Европы и Азии.

• Многонациональный состав – более 100 наций и национальностей.

• В духовном плане Россия ориентируется на европейский путь (исповедует христианство), а в социально-экономическом плане представлена традиционным азиатски способом развития производства.

• Сильное имущественное и социально неравенство.

• Особенности исторического развития(татаро-монгольское нашествие – изменился характер человека, культура.

Своими корнями проблема выбора пути развития уходит к петровским преобразованиям (1-я четверть 17в.), в результате которых единая Россия разделилась на сторонников сохранения старины (почвенников) и сторонников европеизации (их называли цивилизацией). В 19 в. эти взгляды окончательно оформились:

1. западничество – западники (Белинский и Герцен). Россия – европейский тип цивилизации. Она должна развиваться в русле европейской культуры и традиций.

2. славянофилы (Аксаков, Хомяков). Они выступали за сохранение культурно-самобытной самодостаточности России.

3. панславизм. Панслависты – течение, провозглашавшее единство славянских народов (Данилевский). Россия – славянский тип цивилизации.

4. евразийство. Евразийцы (Трубецкой и Вернацкий). Особенности России определяются двумя факторами:

1. месторасположение (пересечение Европы и Азии)

2. преобладание «азийского» начала.

5. концепции восточно-христианской византийской модели развития (Леонтьев). Россия унаследовала от Византии сильную государственную власть и глубокую религиозность.

В 20 в. сохраняется оценка промежуточного положения России. Выделяется 3 типа цивилизации:

1. традиционный тип (восток)

2. прогрессивный (запад)

3. цивилизация неоднородного общества (Россия)

Характерные черты русского культурного архетипа.

1. Псевдоколлективизм социальных отношений способствовал перекладыванию ответственности за свою судьбу на социум, коллектив, которому человек принадлежит.

2. Внутренняя безответственность вытесняется жестокой внешней необходимостью.

3. Понятие свободы как ключевого понятия европейской культуры вытесняется понятием воли, что означает свободу лишь для себя, неприятие чужой свободы.

4. Ориентация на авторитет, которая служит выражением общенациональной идеи (свёртывания самодержавия).

5. Специфическое отношение к труду.


19. Запад и Восток: два типа духовности.

Проблема взаимоотношения Запада и Востока уходит в глубокую древность. По мнению ряда деятелей вся история человечества представляет собой вечную борьбу между западной цивилизацией и восточной культурой. Восток – безотносительное географическому признаку традиционное понятие, символ культурно-цивилизационного комплекса, основанного на идеализме, духовности, созерцательности, пассивности, коллективизме, иерархичности, стабильности, традиционализме и тоталитаризме …