Смекни!
smekni.com

Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания (стр. 6 из 10)

6. Римский период. Открывается завоеванием Римом греческих земель. Парадокс: римляне попадают под влияние высокой греческой культуры, римляне копируют греческие статуи, римские божества принимают облик греческих богов, складывается единый пантеон богов, первые книги в Риме – это перевод произведений Гомера. Философия – возрождаются греческие школы римлянами.

Греческие и римские культуры объединяются вследствие ряда факторов:

1. открытого характера римской культуры. Римляне усваивают всё новое, что не противоречит основам их мировоззрения.

2. греческая и римская культуры развивались на единой основе – на принципах гражданской общины (демократии).

3. у них формировалась единая шкала мировоззренческих ценностей: идея свободы и независимости, идея сочетания личных интересов с общественными, идея верховной власти народа.

Несмотря на схожесть многих черт – греческих и римских, культуры не являются полностью тождественными, их различия в первую очередь связывают с разным образом жизни (греки, за исключением Спарты были миролюбивы, а римляне – воинственны). Среди компонентов культурных ценностей, у греков определённое место занимала мифология, а у римлян – право, закон.


23. Древневосточный тип культуры (на примере одной из традиционных цивилизаций).

Переход от первобытности к цивилизациям происходит в эпоху неолита (с 4тыс до НЭ). Для этого перехода имелись соответствующие предпосылки:

1. природные (наличие великих рек).

2. экономические.

3. социально-политические (социальное неравенство, складываются сословия, касты).

Древняя цивилизация – некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией ещё не является, а именно доклассовому, дородственному, дограждансткому, догосударственному и дописьменному состоянию общества и культуры.

Древние цивилизации – древние не столько в силу временных признаков, а скорее в силу того, что они унаследовали от первобытности стиль мышления, способ речи и действия.

Древневост. тип культуры:

1. экономическая сфера.

• Экономика древневосточных государств была основана на общинном землепользовании. Сельская община – прямой потомок родовой общины, являясь основной производственной ячейкой древневосточных обществ.

• Основной формой ведения земледелия являлась ирригационная форма, которая требовала с одной стороны коллектив, с другой его административное регулирование.

2. социально-политическая сфера.

• Определяющая роль государства. Восточные цивилизации называют восточными деспотиями.

• Сакрализация (обожествление) социальной структуры восточных обществ.

• Строгая иерархичность социальной структуры.

3. духовная сфера.

• Определяющая роль в духовной сфере (искусство, литература, наука).

• Строгая приверженность канонам, традиционализм, консерватизм.

• Незначительность роли художника. Художник – хранитель канонов.

• Способность создавать величайшие ценности при сравнительно низком уровне развития индивида и «Я».

• Градация размеров, градация ценностей. Чем выше, тем значимей.

• Особое понимание судьбы (человек в лодке, но без вёсел).

На примере Древнего Китая:

Древнекитайская империя – середина 1 тысячелетия до н.э. – конец 2 тысячелетия н.э.

Культура этого периода отражает особенности разных сторон жизни Китая:

• Потребности земледелия способствовали возникновению астрономических знаний, появился лунно-солнечный календарь

• Необходимость создания ирригационных сооружений развило практические математические знания, особенно в геометрии

• Развивается анатомия и медицина

• Поиски первоэлементов вещей - натурфилософия– первичны вода, огонь, дерево, металл и земля

• 5-2 века до н.э. – интенсивное развитие философского мышления, зарождение основных школ китайской философии – Даосизма и Конфуцианства

даосизм – основная категории – Дао – источник всего существующего, мир подчинен Дао, само по себе непознаваемое, Дао проявляется в мире вещей и явлений и в человеке.

конфуцианство - небо – божественное существо, управляющее земной жизнью. Поведение человека определяется обществом, его законами.

• Происходит переход от устного песенно-поэтического творчества к литературной поэзии ( поэт Цюй Юань -340-278 до н.э.)

Прозаическая литература этого периода представлена мифами и легендами и сказками.


25. Сравнительная характеристика греческой и римской античности.

1. Космологизм (космос, строй, порядок) – стремление к гарантии, соразмерности, рационализму, пропорциональности.

Лосев («12 тезисов об античной культуре») – использовал определения, как абсолютный, внеличностный, объективный, материально чувственный космологизм.

Формируются греческие эстетические идеалы красоты, основанные на мере, гармонии, соразмерности.

2. Антропоцентризм (человек в центре). В литературе, философии, искусстве, религии, центральное место занимала проблема человека.

3. Рационализм (разум). Греки (а потом римляне) объясняли мир на рациональной основе. Например, боги – это законы природы, Фалес – «бог-вода», то есть мир и человек на 70% созданы из воды. Демокрит вводит понятие атом.

4. Пантеизм.

5. Героический фатализм. Вера в судьбу и в её героев, которые идут поперёк судьбы (царь Эдип, Прометей).

6. Античность – театр (Лосев). В Греции театр является школой воспитания гражданской позиции. В Риме основная функция – развлекательная. В Греции каждый обязан был посещать театр. Богатые платили за бедных. В Греции актёр - уважаемый человек, а в Риме нет.

7. Созидательный характер (агностицизм). Греки и римляне стремились выявить лучшее во всём (спорт, политика, театр, действие).

8. праздничный характер.


26. Язычество древних славян. Влияние языческой культуры на культуру русского народа и его менталитет.

Роль идеологии в средневековом государстве выполняла религия. К моменту образования древнерусского госуд. восточные славяне еще не успели создать своей национальной религии. Но Древняя Русь находилась на границе западного и восточного миров, где встречались разные народы и их религии, поэтому определение идеологии для Киевской Руси было проблемой выбора среди сущ. В мире религий. Эта проблема была решена внуком княгини Ольги князем Владимиром Святославовичем (980-1015гг). Его выбор состоял из 3 выборов:

1. выбор между древними верованиями восточных славян и мировыми религиями в пользу первого. В 980г. Владимир провел языческую религиозную реформу, в ходе которой был создан объединенный пантеон, куда вошли почитаемые у различных славян божества (Перун-бог грома и молнии, Дажь-бог – солнца, Хорс, Стрибог ветра, Семаргл – подземного царства, Мокоть плодородия и др., но эта реформа не дала успеха, потому что:

- Перун был не исконно-славянского, а балто-скандинавского происхождения, поэтому не пользовался авторитетом

- наряду с 6 основными божествами восточные славяне продолжали поклоняться своим местным богам

- объектом религиозного почитания в язычестве является природа, а почитание каждым племенем опред. природной стихии не содействовало объединению общества

Христианизация Руси имела неоднозначные последствия:

• объединяющая роль - объединение 5 этносов, проживающих на территории восточно-европейской равнины и прилегающих регионов, объединение их укладов и образов жизни

• цивилизующая роль – Древняя Русь через Византию вошла в сообщество мировых цивилизаций, на Русь пришла письменность, книжность, архитектура, иконопись и др.

• негативное последствие христианизации Руси было то, что возникли первые элементы социального раскола

В результате в менталитете древнерусского человека стало складываться

двоеверие - часть населения приняло христианство, а другая часть долгое

время была языческой

Крещение Руси князем Владимиром в 988году явилось крупнейшим событием по своим результатам и последствиям. Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие. Язычество не выделяло человека от природы, он был нерасторжим с миром ее вечного круговращения.

С принятием христианства культура осознает себя и свое место в мире.

Это была революция, Крещение в корне меняло всю сферу мыслительной деятельности и, поэтому, вступало в конфликт с прежними религиями. Язычество оказывало сопротивление.

Больших успехов церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды с новым содержанием. Типичный языческий праздник – Новый год, Масленица. Полной победы над язычеством христианство на Руси не одержало, постепенно сложилось двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов.


27. Особенности культуры Средневековья. Характеристика народной, светской, церковной сфер культуры.

Эпоха средневековья охватывает период 5-14 в.в. Этот термин впервые появляется в трудах гуманистов.

Им они стремились подчеркнуть незначительность, серость данной эпохи по сравнению с античностью. Интерес к средневековью появляется вновь в 19в. на почве романтизма. Романтики идеализировали это время, видели в нём период героических свершений, доблестных рыцарей и прекрасных дам. В 19в. появляется ряд терминов, характеризующих эту эпоху, в частности, романский и готический стили. Романский стиль (10-11в.), а термин появился в 19в., готический (12-13 в), а термин в 19в.

Социально-исторические факторы, повлиявшие на формирование средневековой культуры.

1. У истоков средневековой культуры стояли 2 различных мира, 2 различные социальные структуры: один варварский (чужеземный), родоплеменной, другой античный рабовладельческий. На этапе раннего средневековья происходит переплетение 2 культур, традиций.