Смекни!
smekni.com

Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания (стр. 7 из 10)

2. Гранью, отделившей средневековье от языческой древности, становится христианство.

3. Идеологическая монополия церкви. Решения церковных соборов были обязательны для мирян. Церковь становится над государством. В 11 веке складывается социальный институт инквизиции.

4. Сословно-корпоративное деление общества, выделяются 3 основных сословия: рыцарское, городское, клирикальное (духовенство). Личность носила сословный характер. Моральные качества личности определялись принадлежностью к сословию и местом внутри него.

5. Материальной основой средневековья является система феодализма, которая требовала и характеризовалась вассалитетом (служение, каждый служит кому-то), отсутствием частной собственности на землю, незаинтересованностью в результатах труда, низким уровнем развития техники и низкой производительностью труда – голод, эпидемия, атмосфера страха и ожидание чуда (придёт Христос и всех накормит).

6. Эпоха средневековья характеризуется как «война всех против всех». В эпоху расцвета воин (10-12в) в архитектуре преобладает романский стиль (здание, крепость), в литературе особое место занимает рыцарский роман, героический эпос.

7. Культуру средневековья называют карнавальной культурой. Карнавал был способом выживаемости людей, избавлением от страха, накопившейся излишней энергии. Во главе карнавала стояла церковь.

Этапы средневековой культуры:

1. Раннее Средневековье (5-11в). складывается единая европейская культура, единая историческая общность, европейский народ. На основе синтеза культурных традиций поздней римской античности, культуры варварских племён и христианства.

2. Высокое (Зрелое) Средневековье (10-13в). Наивысший подъём в средневековой культуры, который олицетворяет с началом крестовых походов. В архитектуре происходит смена художественных стилей. В области образования появляются первые университеты, в литературе появляются разнообразные жанры, в философии появляются различные направления (схоластика, терминизм).

3. Позднее средневековье (13-14в). Переход к ренессансу (предвозрождение) или проторенессанс. Церковь теряет своё господство в идеологической сфере, утверждаются идеи гуманизма (Данте).

Черты средневековой культуры:

1. доминирование христианства. Искусство носило исключительно религиозный характер.

2. приверженность канонам (храм, иконопись строились по строгим канонам скульпторам).

3. символизм, аллегоризм. Храм – это символ, модель мира, где пересекаются оси пространства и времени.

4. традиционализм (консерватизм). Чем древнее, тем подлиннее.

5. имперсональность (отсутствие авторства).

6. дидактический, наставительный, поучительный характер средневековой культуры. Учёный – тот, кто знает об истинном знании.

7. отсутствие единой культуры, её деление на различные пласты (рыцарство, городской, клерикальный, народные культуры).

8. историзм.


28. Художественная культура западноевропейского Средневековья.

В духовной культуре средневековой Европы сложным и противоречивым было положение и роль искусства, что связано его отношениями с христианской идеологией.

Христианство отвергло идеалы античных художников (радость бытия, чувственность, телесность, воспвание человека), разрушило античную гармонию человека и духа, человека и земного мира. Главное внимание художники средневековья уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалась как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу.

Главное, что отличает средневековую культуру – это религиозность сюжетов, на первом месте – иконы и картины на библейские темы. Икона должна быть освящена церковью, картина – нет.

Если изображение вызывает религиозный трепет, то это икона, если эстетический восторг- картина.

Представители – проторенессанс – поэт Данте, художник Джотто


30 Художественная культура эпохи Ренессанса.

Наилучшим способом постижения Божественной красоты, растворенной в мире, признана работа человеческих чувств. Поэтому возникает интерес к визуальноиу восприятию, отсюда расцвет пространственных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры). Именно эти виды искусства позволяют более точно запечатлеть Божественную красоту.

Культура Возрождения носит отчетливый художественный характер.

Характеризуется обращением к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его. Светский характер искусства. Идеалы раскрепощенной личности, красоты и гармонии, ощущение цельности и закономерности мира

Противоречивость культуры Возрождения:

• Радость самоутверждения

• Трагизм мироощущения

Наличие этих двух перекрещивающихся тенденций (античность и модификация католицизма) определило противоречивость культуры и эстетики Возрождения.

Раннее Возрождение 15 век - отцы «Возрождения» из Италии – скульптор Донателло, архитектор Брунеллески, живописец Мозаччо

Высокое Возрождение - конец 15 – нач.16века – архитектор Браманте, живописец (математик. Инженер, физиолог, ботаник) Леонардо да Винчи, живописцы Рафаэль, Санти, Микеланжело

Позднее Возрождение - 16 век живописцы Джорджоне, Веронезе, Тициан.

Литература эпохи Возрождения – Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Сервантес «Дон Кихот», драмы Шекспира, сонеты Петрарки.


29. Сущность и характерные черты культуры эпохи Ренессанса.

Эпоха возрождения охватывает период (с 15 по 17вв). Под возрождением в узком смысле принято понимать возрождение античной культуры, античного идеала, мышления и чувствования. В широком смысле под возрождением понимают целую историческую эпоху, период небывалого культурного подъёма, творческих начинаний и открытий, время людей, универсально одарённых. Родиной возрождения стала Италия – непосредственная наследница античных традиций. Постепенно идеи гуманизма (возрождения) распространились на страны севернее Италии (Нидерланды, Франция, Англия). Расцвет культуры в этих странах в 16-17 веках получили название северный ренессанс.

Характерные черты эпохи возрождения.

1. антропоцентризм носил элитарный характер, в центре этой культуры ставился человек творческий, универсально одарённый, которого сравнивали с богами античной мифологии. В первую очередь речь идёт об эпохе высшего ренессанса, в частности, титаны – Микеланжело, Да Винчи, Тициан. Впервые были преодолены сословно-корпоративные различия (Да Винчи вышел из самых низов общества). Возрождается фраза Протагора: «человек есть мера всех вещей».

2. гуманизм – система ценностей, признающая человека высшей ценностью, критерием всякой меры.

3. связь эпохи возрождения с античностью (язычеством) и христианством, в частности, художники этого периода обращались как к античным, так и христианским сюжетам.

4. стремление к гармонии и совершенству материального и духовного, небесного и земного и их достижения в эпоху высшего ренессанса как в искусстве, так и в самой жизни. Явление титанизма.

5. космологизм (меняется смысл) – учение о вселенной, как единого с целым. С открытиями в области астрономии (Бруно, Коперник, Галилей), географии (Колумб) изменяется картина мира, она стала носить гемоцентрический характер.

6. рационализм. Наука стала занимать всё более важное место в жизни, люди этой эпохи стремились объяснять мир на рациональной основе.

7. светский характер ренессансной культуры. Культура постепенно освобождается от церковной опеки (в искусстве появляются светские жанры, складывается система светского образования, появляются частные и государственные школы, появляется этикет).

8. несмотря на колоссальный прорыв в культуре, эпоха возрождения имела и свою оборотную сторону, порождённую индивидуализмом (я – личность, я поступаю так, как я хочу).

Эта эпоха сопровождалась резким падением нравов (проституция в Италии, безбрачные связи) начиная с церкви, процветают бытовые убийства. Даже известные гуманисты – покровители искусства (Медиче не брезговал ни чем в достижении своих целей). Двойственность этой эпохи отражалась и на самих людях, и стремились к гармонии, красоте, а в обыденной жизни вели себя недостойно.

Гуманизм – мировоззренческая основа ренессансной культуры.

Провозглашение идей гуманизма начинается с вызова схоластики (например, философии). Взамен формально термологическому методу утверждается новый гуманистический метод познания жизни. Гуманистами называли людей, изучающих и преподающих комплекс гуманитарных дисциплин – философия, история, этика, педагогика и другие гуманитарные дисциплины.

Гуманисты первыми сумели преодолеть сословно корпоративные различия, они создавали кружки по интересам, которые на античный манер называли академиями. Членом кружка мог стать любой, кто проявил себя в гуманитарных дисциплинах. Известность во Флоренции получила Платоновская академия, длительное время возглавляемая Фичино (направление неоплатонизма). Гуманистов условно можно разделить на 2 группы:

• Ранние – писатели, философы, историки. Они изучали античность ради античности и их труды не оказали значительного влияния на развитие национальной культуры.

• Поздние. Они изучали античность ради возрождения традиций национальной культуры (Шекспир, Сервантес).


31. Новоевропейский тип культуры. Идеи просвещения и их воплощение в европейской культуре.

Особенности и характерные черты европейской культуры Нового времени.

Европейская культура Нового времени охватывает период сер 17 – нач.20века. Особенности европейской культуры Нового времени связывают:

1. с традициями, унаследованными от античного полиса, формируются черты полисного генотипа

• уважение к правам и достоинству личности,

• признание права человека на труд

• равенство перед законом

• моральное лидерство правителей, основанное не на подавлении и насилии, а на авторитете и первенстве