Смекни!
smekni.com

Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания (стр. 8 из 10)

2. с христианскими корнями европейской культуры. Христианство сплотило Европу как сверху путем унификации всех сторон жизни и распространением папской власти, так и снизу путем вытеснения разнородных мифологических и религиозных представлений

3. с уникальность. Техногенной модели западного общества

Характерные черты европейской культуры Нового времени

1. Антропоцентризм стал носить универсальный характер. В центре ставятся интересы отдельного среднего человека. Формируется новое понимание гуманизма, которому присущи следующие черты:

• Уважение к правам и достоинству личности

• Признание права человека на труд

• Равенство перед законом

Впервые эти черты были сформулированы в декларации прав трудящихся.

2. Рациональный характер

Наука занимает все более важное место в жизни.

17 век – время становления основ рационализма, основоположником которого принято называть Декарта, который один из первых противопоставляет «слепой» вере разумное и логическое рассуждение.

18 век – век разума, век Просвещения, главная идея - Просвещение

Эта эпоха распространяется на многие страны, хотя и имеет различные формы:

• Англия в форме промышленной революции - Гоббс

• Франция в форме политической революции – Дидро

• Германия в форме философско-эстетической революции – Гегель, Кант

19 век – время интенсивного научного подъема. Дал миру свыше 8527 открытий.

Техника начинает играть важную роль в жизни европейского общества.

3. Потребительское утилитарное отношение к природе

«Природа не храм, а мастерская». Это привело к складыванию глобального экономического кризиса в 20 веке

4. Инновация (нововведение) – способствовало формированию особой техногенной модели (быстрая смена техники и технологии на основе внедрения научных разработок)

Инновационный характер означает стремление к изменению привычного образа жизни, образа мыслей, а, следовательно, предприимчивости и творчества (политика, искусство, мода).

5. Дуализм (двойственность) – проявляется по отношению к человеку, человек – свободная личность, а, с другой стороны, «винтик единого хозяйственного механизма». По отношению к природе это привело к формированию такого явления, как декаданс – упадок (в художественной культуре конца 19 –начала 20в), этим термином обозначают круг кризисных явлений, отмеченных настроением упадничества, пессимизма, впервые эти принципы наиболее ярко проявились во французском символизме ( Бодлер – «Цветы зла»)

6. Демократизм –

7. Европеизм (евроцентризм)

8. Полистилизм (много).


32.Отражение основных тенденций развития культуры Нового времени в художественной культуре.

Развитие культуры:

1. 17 век - Барокко - конец 16 - середина 18 веков (от итал. странный, причудливый).

Характеризуется обращением к чувствам, динамизмом, величием и пышностью, контрастностью, ассиметричностью, обилием декоративных деталей, совмещением реальности и иллюзии – отражение сложности и изменчивости мира.

Представители – Россия – архитектор Растрелли, Испания – Эль Греко, Голландия – Рембрандт, Фландрия – Рубенс.

Классицизм - 17 век – начало 19 века ( с лат.образцовый). Основан на представлении о разумной закономерности мира, красоте природы, нравственных идеалах. Характеризуется обращением к античности и Возрождению, как к норме и идеальному образцу. Обращение к разуму – рациональность, строгость.

Представители - Франция – литература Корнель, комедии Мольера, живопись Пуссен, Лоррен. Россия – литература Ломоносов, архитектор Казаков, Росси, скульптор Мартос.

2. 18 век - Рококо – 1-я половина 18 века (от франц.декоративный мотив в виде раковины)

Продолжение барокко, но более утонченное и изысканное. Характеризуется игривостью, легкостью, театральностью, полутонами, обращением к мифологии. Декоративны стиль, в архитектуре – оформление интерьера.

Представители – Франция – живописец Ватто)

Классицизм просвещения (революционный классицизм) – продолжает традиции классицизма 17 века, но с нотой дидактизма, античность сливается с революционной борьбой. В 19 веке классицизм становится академическим направлением, утрачивает романтическую основу. Представители – литература Вольтер, Дидро, Руссо

3. 19 век – Реализм – отражение реальной действительности во всем многообразии с использованием художественной фантазии (мифа, символа, притчи, гротеска).

Цель – особое место занимают нравственные и воспитательные мотивы.

3 направления – критический реализм (жив.Курбе, Милле, литература Диккенс), натурализм( пейзажи Карро), импрессионизм (впечатление) (Клод Моне, Эдуард Мане, Ренуар)

Романтизм – появился как ответ на итоги Французской революции 1789г., характеризуется стремлением к свободе, совершенству, независимости, разлад идеала и действительности – обращение к средневековой старине, к истории восточных экзотических стран. В живописи резкие цветовые контрасты, экспрессия, дух свободы.

Представители – жив. Делакруа, литер. Байрон – революционный романтизм

сказки Гофмана, Шарля Перо, братьев Гримм – сказочно-фантастический романтизм.

4. конец 19 – начало 20 века - Модернизм –

совокупность эстетических школ и направлений, характеризующихся разрывом с прошлой действительностью, с предшествующими направлениями:

• символизм, - выражение посрелдством символов

• дадаизм случайные сочетания чего-либо

• сюрреализм (сверзреализм) – сновидения, инстинкты, галлюцинации

• кубизм, (минимализм)

• экспрессионизм – суъективный духовный мир человека

• абстракционизм - стихийность и бессознательность творчества

• футуризм – отрицание традиционной культуры, переплетение реальности и фантастики

• фовизм (дикий)

Главное – дать человеку расслабиться.

Модернизм – общее обозначение направления искусства и литературы конца 19 – 20века.

Модернизм – отход от реализма.


33.Основные тенденции развития русской культуры 18 века.

18 век – век разума, век Просвещения, главная идея - Просвещение

Эта эпоха распространяется на многие страны, хотя и имеет различные формы:

• Англия в форме промышленной революции - Гоббс

• Франция в форме политической революции – Дидро

• Германия в форме философско-эстетической революции – Гегель, Кант

В России - эпоха просвещенного абсолютизма

В 1721г. Петр объявил себя императором, т.е. все общегосударственные документы могли исходить только от первого лица.

ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ имели как позитивы, так и негативы.

Позитивный потенциал:

1. Началась европеизация России на основе западного опыта в области социального управления и военно-технической сфере.

2. Подведен мощный экономический фундамент под развивающуюся русскую нацию на основе начавшейся индустриализации.

3. Впервые на практике началась социальная модернизация, т.е. отход от традиционных путей развития.

Негативный потенциал:

1. Европеизация не превратила Россию в передовую страну. Россия продолжала оставаться аграрной цивилизацией.

2. Экономический прогресс был фактором, стимулировавшим регресс общества, т.к. усилилось его закрепощение (при Петре доля крепостных составляла 2/3 их общей численности)

3. Петровская модернизация определяется как консервативная, т.е. при Петре Россия, смотря в сторону западного типа цивилизаций, фактически пятилась назад в направлении традиционных цивилизаций. Самое негативное последствие этого было то, что социальный раскол достиг своих зрелых форм и стал предопределять в таком же качестве историческую динамику страны вплоть до сегодняшнего дня.

Зрелые формы социального раскола обнаружились в следующем:

• Раскол разделил власть и народ

• Раскол образовал культурную дистанцию между общественным верхом и низом, т.к. дворянская аристократия усиливала передовую западноевропейскую просветительскую идеологию, а крестьянство черпало знания из Библии.

• Раскол проник в душу каждого человека, т.к. при официальной поддержке властей стали разрушаться православные ценности (закрытие монастырей, гонения на монахов, упразднено патриаршество, а для управления церковью создан СИНОД) и насаждение протестантских ценностей (богослужение перевели на латинский язык). Т.е. у людей складывалась двойственная манера поведения – в быту и в обществе.

Возникновение либерализма в России во второй половине XVIII века было результатом влияния западных идей на русскую культурную среду

Просвещение возникло в 17 веке в Англии и достигло своего расцвета в 18-м веке во Франции (Вольтер, Дидро, Руссо и др.)

К основным идеям просветителей относятся следующие:

- идея о естественных правах человека,

- идея о распределении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти,

- идея о торжестве закона в государстве (правового государства)

- идея о верховенстве общества над государством (гражданского общества) и т.д.

Екатерина II, задавшись целью преобразовать страну обратилась к достижениям западноевропейских просветителей, и поэтому время её правления называют эпохой просвещённого абсолютизма, сущность которого заключалась в использовании передовой западноевропейской идеологии для укрепления основ самодержавия и в оказании помощи дворянству, как социальной базе самодержавия. В результате, просвещение и просвещённый абсолютизм находились в обратно пропорциональной зависимости:

• Просвещённый абсолютизм был нацелен на использование свободолюбивых идей для подпитки самодержавно-крепостнических отношений,

• просвещение было сориентировано на обеспечение свободы человека.

Противоположной просвещению была иррационалистическая традиция, признающая только веру в качестве источника освоения мира. На её основе в начале 17 века в Англии возникло религиозно-мистическое учение и движение – масонство, которое в 30-е года 18-го века стало проникать в Россию, а во второй половине 18-го века Москва и Петербург стали признанными центрами масонского движения в мире.