1. Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания.
Культурология – наука о наиболее общих закономерностях развития культуры, о множественности развития различных культур.
Предмет – культура, взятая как целостное явление (материальная, духовная, социально-политическая) и интерпретированная (рассмотренная) в ходе исторического развития.
Культурология – изучает закономерности возникновения и развития культуры, принципы ее функционирования, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных культур, отличающихся пространственно-временными, социально-политическими и прочими характеристиками.
Теория культуры исследует культуру как систему социальных феноменов и как социальный процесс.
Культурология – комплексная научная дисциплина, базирующаяся:
• на антропологии (наука о человеке),
• истории (культура рассматривается в ракурсе исторического развития),
• философии (первый раздел - философия культуры)
• социальной психологии (исследует проблему менталитета)
• социологии (наука об обществе, процессах, происходящих в обществе, взаимодействии личности и общества)
• эстетики (наука о прекрасном) и прочих гуманитарных дисциплинах..
Культурология сформировалась как отдельная самостоятельная дисциплина уже в 20 веке.
Впервые термин культурология был использован немецким ученым Оствальдтом (1909г.), который обосновал необходимость системного подхода к исследованию культуры.
В настоящее время культурологию рассматривают как методологическую основу всего комплекса наук о культуре.
Задачи культурологи:
1. исследование культуры как системы культурных феноменов
2. рассмотрение культурных кодов ( код –способ передачи информации) – дописьменный, письменный, экранный и способов коммуникации.
3. разрешение проблем социально-культурной динамики, т.е. развития
4. исследование ментального содержания культуры
5. рассмотрение типологии культуры и культурных единиц.
Методы исследования:
1. исторический
2. сравнительно-исторический
3. цивилизационно-типологический
4. морфологический (морфо – форма)
5. семиотический, т.е.знаково-языковый (выделяются различные группы языков – естественные, искусственные (компьютерный, азбука Морзе), вторичные (язык танца, музыки),
6. системный
7. статистический и др.
2. Культура как общественное явление: понятие, сущность.
• период античности (2 тыс. до н.э. – 4 век н.э.)
Впервые слово культура появляется в Древнем Риме и в переводе с лат. означает возделывание, обработка, но уже римский мыслитель Цицерон этот термин использовал в переносном смысле применительно к человеку –«возделывание человеческой души» (воспитанность, образованность).
• Эпоха средневековья (конец 5 века – 14 век)
В эту эпоху понятие культуры рассматривали как производное от слова «культ» (обожествление, почитание). Культура носила религиозный характер.
Творческие способности человека реализовывались через любовь к богу.
• Эпоха Ренессанса (Возрождение) 15 – 1-я половина 17 века в культуре появляются светские тенденции(система светского образования, светские жанры в живописи, этикет (1-я книга по этикету в Италии в 1557г.).
• - начало Эпоха Нового времени (сер.17 – начало 20 вв.) - начало буржуазных революций в Европе)
Появляются различные трактовки понятия культуры. Впервые в качестве самостоятельного понятия термин культура был использован немецким правоведом 17в. – Пуфендорфом (как синоним общественного гражданского состояния). Концептуальные основы культуры были разработаны немецкими философами конца 18в. – I трети 19в. – Гердером, Кантом, Гегелем.
Под культурой они понимали прежде всего духовную сторону человеческой жизнедеятельности, ту сферу, которая выходит за пределы природы человека и традиции его социального существования. Творческий акт озарения они ставили превыше всего.
Гердер рассмотрел культуру, как «второй генезис человека», то есть второе рождение человека..
Кант связывал культуру, прежде всего с нравственной стороной. «Только 2 вещи достойны удивления и благоговения – звёздное небо над нами и моральный закон в нас». Мораль делает человека человеком.
Гегель явился автором теории «абсолютного духа».
Параллельно с позитивной оценкой культуры, формируется и негативный взгляд на культуру, где она рассматривается как средство закабаления человека (Ж.Ж.Руссо, Ф.Ницше, З.Фрейд). Они рассматривали человека как существо природное по своей сути, человек антикультурен.
Руссо видел в человеке создание идеально-прекрасное изначально. В обществе, благодаря культуре, в нём формируются негативные качества (жестокость, зависть).
В основе взглядов Ницше и Фрейда лежит противоречие между природными задатками в самом человеке и существующими нормами коллективной морали. Подчиняясь им, человек вступает в противоречие с самим собой и становится слабым, закомплексованным.
Ницше – автор теории сверхчеловека, где он выступает против морали коллективной за мораль индивидуальную. Сверхчеловек – это тот, кто смог подняться над коллективной моралью, следуя своей индивидуальной морали.
Фрейд вошёл в историю как автор теории личности, основанной на понятии «либидо». Смысл: в процессе жизнедеятельности у человека накапливается излишняя половая энергия (либидо), которую он может сублимировать (переносить, трансформировать на более высоком уровне) в различные сферы (политику, науку, искусство…). Фрейд обращался к жизни и творчеству людей выдающихся, в частности, титанов эпохи возрождения (Л. Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль).
3. Структура и функции культуры.
Структурно делится
• По субъекту – носителю (отдельный человек, коллектив, нация, народ, этнос, человечество (на разных этапах).
Субкультура – это автономная культура определенной социальной группы со своими нормами и ценностями (молодежная субкультура).
Аккультурация – это процесс вхождения индивида в общество, приобщение к культуре (эмиграция).
• По видам - в основе лежат виды человеческой деятельности: материальная, духовная, социальная.
Материальная культура – это сфера материально преобразующей деятельности человека и ее результаты:
- культура производства (техника, орудия, технологии)
- культура быта
- культура жилища
- культура человеческого тела (физическая культура)
- культура труда (труб экономиста)
Духовная культура – сфера духовная деятельности и ее результаты:
- культура правовая
- культура нравственная (этическая)
- научная
- педагогическая
- художественная
- эстетическая
Духовная культура – это соответствие уровня развития личности уровню развития общества (Джордано Бруно)
Духовная культура формирует интеллектуальные качества личности
Социальная культура – отражает отношения, возникающие между людьми в обществе(на уровне государства, диктатуры, демократии).
• По уровням
1. массовая - элитарная
2. официальная – андеграунд
3. обыденная - специализированная
• По характеру.
1. профессиональная культура – это совокупность знаний, умений и навыков, требуемых для выполнения своих служебных обязанностей.
2. общая культура – соответствие уровня развития личности, общества потребностям времени
• По содержанию – выделяют три блока:
1. КОСНИТИВНЫЙ – включает в себя ценности культуры как материальные, так и опредмеченные духовные (на основе какой-либо находки мы делаем выводы о всей эпохе)
2. праксеологический - включает в себя социальные институты, занимающиеся созданием, сохранением и распространением культурных ценностей
3. регулятивный - включает в себя социальные институты, регулирующие взаимоотношения людей (отношения между людьми на Западе и Востоке разные)
Можно взять временные параметры – прошлое, настоящее, будущее.
Функции культуры:
1. приспособленческая – помогает человеку приспособиться к окружающему миру (родители больше приспосабливаются к детям или наоборот)
2. человекотворческая – способствует формировании того или иного типа личности
восточный тип – природность, религиозность, покорность
античный тип – стремление к красоте, гармонии
средневековый тип - рыцарство - доблесть, мужество, отвага
духовенство - человек пытается принести пользу
бюргерский тип- трудолюбие, усердие ренессанский тип - нововременные тип – стремится к нововведениям
3. функция социальной памяти (информативная)
смысл – каждое поколение, вступая в жизнь, осваивает достижения предшествующих поколений ( Евклид, Пифагор, Герадот, Платон, Аристотель)
4. гносеологическая (познавательная) - реализуется через научный поиск.
20 век принес миру 8527 научных открытий (выход в космос, информационные технологии, клонирование).
5. компенсаторская (защитная) – способствует выживаемости человека, реализации его творческих возможностей (религия, наука, искусство).
Диана Гурцкая – слепая певица
6. аксиологическая (ценностная) - помогает человеку выбрать для себя те или иные ценности в жизни
7. функция катарсиса (очищение) -
религия – исповедь, исповедуясь человек очищается
искусство - музыка - слушая музыку снимается стресс
живопись – человек очищается и оздоровляется
8. игровая функция - человек в процессе жизнедеятельности совмещает различные роли
9. семистическая (знаково-языковая)
Язык – средство фик5сации, хранения, переработки, трансляции культурной информации.
Язык науки, молодежный, разговорный, сленг, язык живописи, искусства.
10. интегрирующая и дезинтегрирующая функции (объединяющая и разъединяющая) - религия, политика.
11. Этическая
Культура формирует этические нормы (10 заповедей) – религия, искусство
12. Эстетическая – формирует представление о красоте (мифология, искусство)