Смекни!
smekni.com

Искусство как форма культуры 2 (стр. 2 из 5)

Мы читаем книги, смотрим фильмы, слушаем музыку, восхи­ щаемся грандиозными архитектурными сооружениями и тем самым расширяем наши знания о мире и о человеке, его чувствах и мировоззрении. Русский литературный критик В. Г. Белинский от­мечал, что истина открылась человечеству впервые в искусстве, а немецкий философ Ф. Шеллинг считал искусство высшей формой познания.

Искусство может рассматриваться как способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом; благодаря искусству человек может переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (пусть даже вымышлен­ ными), в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства.

Воспринимая художественные произведения, мы живем вместе с любимыми героями, качествами которых не обладаем, с детских лет примеряя для себя полюбившиеся образы: это могут быть сказочные персонажи (Иван-царевич), носители доброго начала (Зорро, супермэн). Позднее все нереализованные возможности и скрытые желания компенсируются при общении с искусством (я — следователь, я — президент, я — суперполицейский, я — балерина и т.д.). Кроме того, при включенности в мир художественных образов происходит своеобразная компенсация нашей будничной, подчас однообразной, жизни. В одних видах искусства (литература, театр, кино) эта взаимосвязь более очевидна, в других (архитектура, живопись, музыка) — механизм художественно-психологической компенсации более сложен.

В культуре существует некая сфера "эстетического " (чувствующий, относящийся к чувственному восприя­ тию). Именно здесь раскрывается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Эта сфера — проекция эстетических явлений в природе: открывая для себя искусство, человек видел и бездонное небо над головой, и красоту восходов и закатов солнца, и мощь разбушевавшейся сти­ хии. Русский философ В. Соловьев подметил, что "красота, разлитая в природе в ее формах и красках, на картине является сосредото­ ченною, сгущенною, подчеркнутою", а эстетическая связь искусства и природы "состоит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой" [1].

Для обозначения эстетического воздействия искусства на чело­ века в античной философии появляется термин "катарсис ". В рамках пифагорейской школы существо­ вала теория и практика излечения телесных недугов, очищения души от вредных страстей (гнева, страха, ревности) с помощью опреде­ленных музыкальных ладов. Аристотель понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание: в психике человека под воздействием песнопений, музыки, античной трагедии возникают сильнейшие аффекты, результатом которых становится некое об­легчение и очищение, связанное с удовольствием.

В дальнейшем существовали разные интерпретации этого термина: под катарсисом понимали очищение страстей (от чрезмерностей), очищение от страстей (их устранение), возбуждение страстей, восстановление гармонии духовного мира человека. Л.С.Выготский считал, что катарсис может рассматриваться как завершающая фаза сложного психофизиологического процесса восприятия произведения искусства : в психике человека происходит разряд эмоций, нервной энергии, "самосгорание" противоположно направленных аффек­тов.

Мы обращаемся к искусству и для того, чтобы получить удоволь ствие.

В зависимости от степени овладения "языками искусства", люди получают удовольствие от фильмов А. Тарковского или трил­ леров, от "бульварной" детективной литературы или поэзии Гете и романов Достоевского, от "приятных для глаза" картин Ильи Глазунова или "закодированных" произведений Сальвадора Дали, от музыки Шопена в концертном зале или концерта любимой рок-группы. Наслаждение от художественных произведений — за­кономерное порождение восприятия эстетической организации зву­ ков, форм, красок, движений. Но чувственное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эстетического восп риятия.

Кроме того, в искусстве происходит накопление художественных ценностей. О днако разделение ценностей на материальные и духов­ ные и отнесение произведений искусства к духовным ценностям может рассматриваться как чисто условное, необходимое для ана­лиза. В реальной жизни этого разделения не существует, ведь и античная статуя, и Собор Парижской Богоматери, и "Подсолнухи" В. Ван Гога, без сомнения, тяготея к духовной сфере культуры, в то же самое время являются ценностями материальными.

Можно проследить определенную связь художника, создателя искусства, и общества. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов, партий; взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи. Вспомним периоды, когда искусство было обращено к Богу, звало на баррикады, выполняло идеологические задачи тоталитарной власти. Подлинное искусство считал немецкий философ И.Кант, является незаинтересованным, а русский мыслитель С. Булгаков утверждал, что истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно "само себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон". В этом случае формула "искусство для искусства" верно отражает его права, самостоятельность, сво­боду от подчинения извне. Вместе с тем мы знаем огромное количество гениальных произведений, написанных по "заказу" (почти вся живопись эпохи Возрождения, музыка Баха, Моцарта и т.д.). Для истинного художника "заказ" — широкое поле для твор­чества,, выражение своего "Я" (помните у А.С.Пушкина: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать"). Почему мы называем шедеврами иконы Андрея Рублева? Да именно потому, что он поднялся над канонами, регламентирующими религиозное и иконописное искусство.

И наконец, мы учимся у искусства вечным ценностям — Исти­не, Добру и Красоте. Искусство воспитывает нас, "лепит" нашу нравственность.

Таким образом, социокультурные смыслы искусства подразуме­вают его бытие (онтологию) в культуре как способа чувственно-об­разного постижения мира, аккумуляции художественно-эсте­ тических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нрав­ ственного развития личности.

Глава II Искусство и культура

2.1 Искусство - зеркало культуры

Существование искусства основано на парадоксе, который заложен в самой его природе. С одной стороны, художник творит, желая выразить своё индивидуальное видение мира и своё индивидуальное отношение к тому, что он в мире видит. Он, следовательно, зависим в своём творчестве, ему не надо подчинять свои мысли и чувства мнениям других людей. Но, с другой стороны, он творит, желая, чтобы его труд стал известен другим и привлёк к себе их внимание. Поэтому он зависим от потребителей продуктов своего творчества: если его труд никому никогда усилия потрачены зря.

Художника поймут, если то, что пишет он для своей души, имеет социальное значение, т.е. волнует души других людей. Разрешение этого парадокса – в том, что между индивидуальным духовным миром художника и духовным миром других людей есть общность. Искусство обретает смысл в соприкосновении творца с потребителем.

Встреча их, однако, будет плодотворной только тогда, когда художник не просто заденет струны, соединяющие его душу с душами других людей, но и заставит их звучать с особой силой и выразительностью – так, как другие люди не сделают. «Если художник чувствует столь же заурядно, кА и сам зритель, видит не более остро, он, художник, зрителю неинтересен, общения не происходит». Силой своего художественного дара он должен уловить типичные, но, может быть, недостаточно отчётливо осознаваемые людьми особенности их культурного мира, «заострить типичное» и выразить его на языке художественных образов. А читатель, слушатель, зритель, со своей стороны, должен проявить активность, сделать определённые усилия для того, чтобы воспринять образы, создаваемые художником. «Я верю в искусство для народа. Но для народа, согласно сделать над собой хоть какое – то усилие. Искусство – не протертая каша, которую вливают в рот», - писал Валерий Георгиев, дирижёр петербургского Мариинского театра.

Художник в своём творчестве, в конечном счёте, так или иначе отражает существующие в культуре его народа и его эпохи взгляды и установки. Он выразитель культурных парадигм – когнитивных, ценностных, регулятивных. Каждое художественное произведение открывает нам какие – то черты мира культуры, в котором мы живём. А искусство в целом – панорама всего многообразия этого мира. Искусство есть «самосознание культуры». Культура отражается в искусстве, как в зеркале. «Культура «смотрится» в это зеркало и совершенствуется в зависимости от того, что она в нём видит».

Следует заметить, что культура страны, народа или эпохи отражается в зеркале своего искусства и тогда, когда в художественных произведениях изображается жизнь дальних стран или других исторических эпох. Ибо художники описывают эту жизнь с позиций своей культуры, и выражают поэтому характерные именно для неё парадигмы. Так, и исторические романы, рисующие «дела давно минувших дней», и фантастические описания звёздных миров выражают всё – таки то видение мира, которое автор строит, исходя из установок, имеющихся в его культуре.

Поскольку искусство в художественных образах отражает облик национальной культуры, постольку знакомство с национальным искусством – лучшее средство познать культуру народа. Такое знакомство даёт возможность не только наблюдать другую культуру «со стороны», но и узнать, как она представляется людям «изнутри» неё, что она сама о себе «думает». Через обмен художественными ценностями различные национальные культуры получают возможность усвоить опыт друг друга.