Смекни!
smekni.com

Искусство как форма культуры 2 (стр. 5 из 5)

3.5 Искусство и техника

XX век называют веком техники и интеграции. В этой связи актуализируется проблема соотношения искусства и техники. Именно в современную эпоху появляются художественная фотогра­ фия, кино, телевидение, эстрада. Благодаря

технике расширяются "языковые", выразительные возможности искусства. Театр — это уже не только игра актера и мастерство режиссера, но и световое, музыкальное оформление спектакля. Иногда в театраль­ ных постановках используются лазеры, слайды, кино, голография (Пражский театр "Латерна Магика"). В музыке появляется новый способ звукоизвлечения — электронный. "Интонационный словарь эпохи" (выражение русского композитора и музыкального критика Б. Асафьева) пополняется за счет утверждения в музыке шумового элемента и появления сферы урбанистического звучания.

Стремительное развитие вычислительной техники и технологии, а также использование компьютеров дали возможность получить необычное звучание при помощи электронных синтезаторов. Воз­никновение "электронной музыки" было подготовлено не только техническим прогрессом, но и изменением в самом художественном мышлении, которое становится более синтетичным, отражая интегр ативные процессы техногенной цивилизации. В последних компь­ ютерных синтезаторах — видеосинтезаторах — в основе работы лежит принцип перевода электронного звучания в визуальные формы. Так, уже в начале 80-х годов

американский композитор Д. Берман в своих сочинениях использует видеосинтезатор для перевода электронных звуков в цветовые пятна.

Еще один "синтетический" вид творчества — мультимедиа-продукция, которая предполагает демонстрацию диапозитивов, фильмов при исполнении музыки. Первая попытка подобного творчества была предпринята на Международной выставке в Брюс­ селе в 1958 г. в павильоне фирмы "Филиппе". Данная композиция получила название "Электронная поэма": три искусства — архитек­ тура (специально построенный павильон по проекции греческого архитектора Ксенакиса), цветовые проекции (разработанные фран­ цузским архитектором Ле Корбюзье, ему же принадлежит и общий замысел) и электронная музыка (написанная американским компо­ зитором, экспериментатором в области электронной музыки Варе зом) — оставаясь самостоятельными и действуя параллельно, объединились в единое целое. В мультимедиа искусство может сливаться с окружающей средой, природой, музыка наполняется шумами повседневной жизни, в "исполнении" используются раз­ личные средства — звуки, картины, запахи, краски. Таким образом, взаимодействие искусства и техники, приводящее к появлению новых синтетических жанров и видов, способствует расширению рамок традиционной художественной культуры.

Заключение

С творческой деятельностью человека напрямую связан такой феномен культуры как искусство. Определений этого термина много, приведем наиболее общее. Искусство - это процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практически - духовном освоении мира; особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; один из важнейших способов эстетического освоения мира, его воспроизведение в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования "человеческого" в человеке. [Цитируется по: Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. М., 1999. С. 97-98.]

Итак, искусство - это один из элементов культуры, в котором накапливаются художественно-эстетические ценности , это форма чувственного познания мира, в искусстве проявляются творческие способности человека, искусство есть процесс освоения человеком художественных ценностей.

Искусство как форма культуры – это один из способов существования содержания духовной культуры и ее модификаций, внутренняя организация содержания духовной культуры и внешний облик конкретных ее проявлений, связанный с внутренним единством содержания.

Искусство выступает одной из форм духовного освоения мира человеком. Возникая в процессе трудовой деятельности, искусство приобретает относительную самостоятельность в духовном освоении бытия благодаря своим особым признакам, образам, языку. Искусство удовлетворяет эстетические потребности людей, воспроизводя себя в художественных произведениях и воздействуя на духовный мир человека. Такие явления в искусстве, как эстетический идеал, эстетический вкус, чувство прекрасного и другие, позволяют выявлять через форму искусства красивое в природе и в жизни людей, то, что нравится всем или многим как чистый образ, лишенный всякой утилитарной окраски.

Искусство как форма духовной культуры - необходимый и закономерный способ существования человека и человечества. Оно регулирует жизнедеятельность людей по своим законам: закону красоты, закону совершенства, закону возвышенности духовных ориентаций человека и его практической жизни; закону трагического и комического в функционировании общества и т.д. Искусство, как и мораль, формируют ценностное восприятие и понимание бытия.

Как форма культуры, искусство упорядочивает духовную жизнь общества своими средствами и способами, позволяет соединять культурность людей с их цивилизованностью. Художественные формы музыкального, театрального, изобразительного, литературного, эстрадного, циркового и других видов искусства демонстрируют уровень и качество развития всей духовной культуры. Они - зримый и конкретный показатель гуманизма и миротворчества, достигнутых обществом. Формы искусства - свидетельство поворота общества к человеку и среде его обитания - природе. К человеку как первому элементу и главной ценности социально-исторического процесса. К природе как исходному источнику понимания совершенного и прекрасного.

В заключение можно сказать что искусство играет огромную роль в жизни каждого человека. С помощью искусства человек познаёт окружающий мир - изучая памятники искусства человек осознает сложность общественно-исторических процессов, получает представления об эстетических идеалах эпох, обогащая тем самым свой внутренний мир, осознавая себя частью исторического процесса. Через искусство он общается с обществом, благодаря произведениям искусства, может перенестись в прошлое узнать как жили его предки, т.е. искусство является и связующим звеном между поколениями. Эстетическая функция искусства позволяет человеку формировать способность к эстетическому восприятию мира, чувствовать прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое, уродливое и низменное. Искусство может доставлять человеку удовольствие (гедонистическая функция): в зависимости от степени "культурности" человек получает удовольствие от картин Рембрандта или чтения "бульварной" литературы, от прогулки по музею или просмотру видеофильмов, от музыки Шопена или концерта любимой рок-группы. Оно накапливает в себе художественные ценности , учит нас извечным ценностям Добра, Красоты, Любви, Истине.

Литература

I. Исторические источники:

1. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов//ред. Багдасарьян. Н. Г. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа., 2001. – Тема 7. -143-162 с.

2. Духовная культура России Свешников Б.

3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. М.: 2007.

4. Культурология Розин В.М. - М.: 2007. 34 с.

5. Культурология в вопросах и ответах Пархоменко И.Т., Радугин А.А. М.:Центр,- 2001.

II. Словари и энциклопедии

1. Энциклопедический словарь искусства// под ред. Мишеля Лаклотта и Жан-Пьера Кюзена. – М.: «ТЕРРА», 1997.

Московский гуманитарно-экономический институт Новороссийский филиал

Факультет_________________________________________

ОТЗЫВ

на курсовую работу студентки____________к урса группы № ___________

_____________________________________________________________

(фамилия, инициалы)

по теме ______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель-консультант __________________________________________

«_____»______________

2010 г.


[1] Соловьёв В. С. Общий смысл искусства. – М., 1990. – С. 390.

2 Кант И. Критика способности суждения//Соч. – М.: 1966. – С. 204.

[3] Лосев А. Ф. история античной эстетики. Сократ. Платон. - М.: 1969. – С. 635.

[4] Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. – С. 322.

[5] Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства//Х. Ортега-и-Гассет Философия культуры. – М.: 1991.С. 226.

[6]Гадамер Г. Г. Акту альность прекрасного. - М.: 1991. - С. 322.

[7]Закон Божий. Изд. 4 //Сост. С. Слободской. Нью-Йорк, 1987. С. 610.

[8] Гайденко П. П. Видение мира в науке и искусстве Ренессанса//Наука и культура. – М.: 1984. – С. 263.