Смекни!
smekni.com

Искусство как форма культуры 2 (стр. 4 из 5)

Безусловно, массовая культура имеет свои положительные мо­ менты. Раз

влекая, доставляя чувственное удовольствие, она дает человеку возможность забыть о своих проблемах, отдохнуть. Однако произведения массовой культуры или кича сиюминутны и лишь имитируют приемы подлинного искусства, рассчитаны на внешний эффект.

Глава III Взаимодействие искусства с другими сферами культуры

Культура — целостная система, элементы которой не сущест­ вуют изолированно друг от друга.

3.1 Искусство и политика

Как, проблема взаимодействия искусства и политики может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, это политика государства в отношении

искусства и его творцов: возможное ограничение свободы творчества, введение цензуры, финансирова­ ние средств из государственного бюджета на развитие художествен­ ных институтов. Во-вторых, это проведение идеологических установок через искусство с определенными целями. Примером может служить метод социалистического реализма, утвержденный в качестве догмы (критерии: простота, доступность, массовость, народность, партийность, выражение интересов пролетариата), те­ атрализация политической и общественной жизни, распространен­ ная во время выборных кампаний, съездов, конференций, появление политизированных видов искусства. И в-третьих, — от­ ношение творцов искусства к политическим событиям в стране.

3.2 Искусство и философия

Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономер­ ности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд "из­ нутри" в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Известный философ М. Мамардашвили считал, что благодаря искусству про­исходит накопление и передача человеческой чувственности. Но нельзя не учитывать и рациональные моменты в художественном творчестве. Любой художник, обдумывая и создавая свои произве­ дения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противостоять им в пери­ оды кризисов. Именно с этой позиции следует рассматривать соотношение философии и искусства.

Художественным зеркалом XX века считается модернизм. О кризисе искусства заговорили многие мыслители: немецкий фило­ соф О. Шпенглер (а еще раньше — Г. Гегель), охарактеризовав раз­ лад, крушение целостности человеческого бытия, конфликтность отношения человека к природе и другим людям, механизацию и утрату творческого начала в искусстве как "закат" европейской культуры; голландский культуролог Й.Хейзинга, усмотревший в утрате игрового начала современного искусства проявление кризис­ ных явлений; испанский культуролог X . Ортега-и-Гассет, увидев­ший в современной культуре тенденцию "дегуманизации искусства"; американский социолог П. Сорокин, отстаивавший на примере модернизма концепцию рождавшегося нового, идеалистического, типа культуры... Пессимизм и тяжелые предчувствия пронизывают произведения А. Камю и Ж.Сартра, С.Дали и Э.Ионеско, А.Шенберга и К. Пендерецкого, В кубизме изображение раскладывается на составляющие, в абсур­дистском искусстве отрицается всякий смысл человеческой жизни, абстракционисты отказываются от воспроизведения предметности бытия, сюрреалисты в своих произведениях выводят из области подсознания чудовищных химер. Существует ли связь этих художе­ ственных явлений с широким распространением идей Ф. Ницше, А.Шопенгауэра, З.Фрейда и М.Хайдеггера? Безусловно. В любом справочном пособии можно прочитать, что мировоззренческой основой модернизма являются иррационализм, психоанализ и эк­зистенциализм. Однако взаимосвязь философии и искусства зна­чительно глубже: культура современной эпохи такова, что вместиться в рамки реалистического искусства она не может. Это и есть то опосредованное философское познание действительности, которое дает нам искусство.

3.3 Искусство и религия

Иногда элементы культуры, взаимодействуя между собой, по­ рождают самостоятельные феномены, каким, например, является религиозное искусство.

Существуют целые периоды в истории культуры, когда можно говорить о полном подчинении искусства религиозному мировозз­ рению: это западноевропейское искусство эпохи Средневековья, буддийское и мусульманское искусство, греческое искусство до классического периода VIII — VI веков до н.э. и др. В этом случае характерной особенностью искусства будет то, что оно приближает верующего к Богу, и правильнее говорить не о дихотомии искусст­во-религия, а о религиозном искусстве. У религиозного искусства свои закономерности: оно всегда символично, созидается в соот­ ветствии с определенными канонами, то есть регламентируется религиозными институтами, и чаще всего обезличено. Мы не знаменуем художников, расписавших стены буддийских пещерных хра­мов Аджанты, авторов икон, которые различаем лишь по специфи­ ческой манере новгородской, псковской или московской школ, неизвестны и мастера, создавшие прекрасные арабески мусульман­ ских орнаментов.

Отечественный философ А. Ф.Лосев отмечал, что символ — это, с одной стороны, знак, заменитель предмета, а с другой — образ, несущий определенный смысл, содержание. Религиозное искусство отличается особой символичностью. В буддийской культуре симво­ лом Будды могут быть цветок лотоса (легенда повествует: как только принц Гаутама сделал свои первые шаги, в каждом из следов расцвел прекрасный цветок лотоса); лошадь, бык, лев и слон — воплощения Будды в других жизнях. Согласно канонам, в изображении Будды присутствуют 32 обязательных и 80 вторичных признаков-символов: пучок из волос на голове — ушника — символ его мудрости, поло­ жение руки на уровне груди — символ бесстрашия и т. д.

В мусульманской архитектуре купол мечети — символ божест­ венной красоты, башня минарета — символ божественного вели­ чия, письмена на стенах мечети — символ божественного имени Аллаха.

В православной культуре церковь, построенная в виде продол­ говатого корабля — Ноев Ковчег, который "ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном"; в виде многоуголь­ ника, как бы звезды, означает, что "церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире [7]".

Князь Е.Трубецкой, называя русскую икону "умозрением в красках", утверждал, что за "несравненным языком" религиозных символов стоит вопрос о смысле жизни. Раньше даже неграмотные люди могли "прочитать" икону, видели скрытый смысл в движени­ ях, жестах, персонажах. Так, восточные мудрецы —

волхвы, при­ шедшие поклониться младенцу Христу, изображались в виде юноши, зрелого человека и старца: это не только олицетворяло этапы человеческой жизни — все человечество, независимо от воз­ раста, должно прийти к новой христианской вере. В сложной композиции иконы "Рождества Христова" изображение Иосифа, сидящего в одиночестве, с полузакрытыми глазами, символизиро­вало тишину, ночной покой рождественской ночи. Глубоко симво личен язык жестов на иконе: рука, протянутая вперед ладонью вверх, означает покорность,

повиновение; рука, прижатая к щеке изобра­ жаемого персонажа, — символ печали.

И религия, и искусство обращаются к самым тонким струнам человеческой души. Не случайно во время расцвета художественной культуры в эпоху Возрождения именно через религиозные сюжеты утверждались гуманистические идеалы.

3.4 Наука и искусство

Проблема соотношения отдельных элементов в системе культу­ ры затрагивает и особенности творческого мышления. Это прояв­ ляется, например, в характеристике взаимодействия науки и искусства .

В XX веке человек, оснащенный новейшими компьютерными технологиями и современной техникой, становится более рацио­нальным. В античности, когда еще не существовало дифференци­рованного разделения на сферы культуры, греческий термин "1есппе" означал и "науку", и "ремесло", и "искусство". Аристотель, противопоставляя науку, искусство, с одной стороны, и ремесло, с другой, утверждал, что ремесло основано на привычках, на подра­жании одного мастера другому, а наука и искусство имеют свои определенные методы и принципы построения. Но наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включа­ющее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуждается. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами, а для искусства познание, отражение действительности — это только одна из его граней наряду с другими — эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, над­ национальный характер; для искусства: мышление нестрогое, мета­ форическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объектом естественных наук можно назвать всю природу и человека, как часть этой природы, объектом искусства — челове­ ка, его духовность и отношение к миру. Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П. П. Гайденко писала: "Как живопись XV — XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода — к геометрии... Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия стано­ вится методом познания природы [8]". В эпоху Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой перспективы, утверждали гуманисти­ ческие идеалы на холсте, а ученые, в соответствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира (Галилей). Противо поставление этих двух способов познания — научного и художест­ венного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого: человечество должно осознать существующее противоречие, гума­ низируя саму науку.