Смекни!
smekni.com

Жанры эпической прозы в метапоэтике И.С. Тургенева (теория и поэтика романа) (стр. 2 из 10)

Существует в научной литературе и иная точка зрения на природу романа, согласно которой роман не является жанром или видом эпическим.

Более того, по мнению некоторых исследователей, роман не принадлежит ни эпосу, ни лирике, ни драме, то есть по сути, является четвертым родом поэзии. Подобную позицию занимает В. Днепров. В его книге "Проблемы реализма" этой проблеме посвящена целая глава под названием "Роман - новый род поэзии". "… в истории искусства… происходит не только процесс разделения и дифференциации форм. В нем совершается также срастание законов, синтез форм" (Днепров, 1961: 76). То есть роман объединяет в себе сразу три начала: эпическое, лирическое и драматическое.

В. Днепров ссылается, как ни странно, на Белинского, который в статье "Взгляд на русскую литературу 1847 года" свою точку зрения на роман сформулировал немного иначе: это "…самый широкий, всеобъемлющий род поэзии" (Белинский, 1955: 507). Ввести в заблуждение может и следующий тезис Белинского: "…роман не может быть разновидностью эпической поэзии, а есть самостоятельный вид поэзии" (Белинский, 1955: 554).

В. Днепров считает, что в истории искусства происходит не только разделение и дифференциация форм, но и их синтез, не только выделяются элементы из синкретичного единства, но и имеет место соединение ранее самостоятельных форм.

Подобная позиция, несомненно, имеет право на существование, но в исследовательской среде широкой поддержки она не получила. Наиболее общепризнанной является точка зрения, согласно которой роман - эпический жанр.

Достаточно обоснованно возражение В. Днепрову А.В. Чичерина: "… в романе эпические элементы не просто составная часть наряду со многими другими. У романа - эпическая сущность…" (Чичерин, 1975: 43).

Что касается определения самого термина "роман", то наиболее распространены такие его трактовки, в которых на первый план выходит количественный критерий. Например: "роман… - большая форма эпического жанра литературы нового времени" (Словарь литературоведческих терминов: 328).

Практически все исследователи признают такие черты романа, как изображение человека в его жизненном процесс, многолинейность сюжета, многоголосие.

Белинский отмечал: "Задача романа, как художественного произведения, есть - совлечь все случайное с ежедневной жизни и с исторических событий, проникнуть до их сокровенного сердца - до животворной идеи, сделать сосудом духа и разума внешнее и разрозненное" (Белинский, 1954: 39-40).

По мнению В. Кожинова, цель романа - создать "такое "подобие" жизни, такие словно самостоятельно живущие, развивающиеся, переживающие человеческие образы, которые дают нам глубокое, целостное и как бы неисчерпаемое художественное освоение человека и мира" (Кожинов, 1963: 436).

Роман - жанр, постоянно развивающийся и изменяющийся, поэтому однозначно выделить его дифференциальные признаки не представляется возможным. Наиболее общепринятые его характеристики - это сравнительно большой объем, изображение частной жизни человека, многопроблемность. Большинство романов действительно имеет значительный объем, несколько сюжетных коллизий, основывается на подробном изображении жизни одного человека. Но существуют яркие исключения, благодаря которым эти критерии не являются общими для всех романов. Роман - жанр динамичный, и именно этим обусловлено отсутствие на сегодняшний день однозначного и исчерпывающего его определения.

Выводы

В научной литературе существуют два различных подхода к пониманию романа. Согласно первому, широко распространенному, подходу, роман является эпическим жанром. Теоретическое обоснование данной позиции содержится в трудах Виссариона Григорьевича Белинского. Этой точки зрения придерживаются такие ученые, как А. Чичерин, В. Кожинов, Н. Вердеревская и другие.

Существует и иная точка зрения на природу романа, которая заключается в непризнании романа эпическим жанром. Согласно этому подходу, роман - самостоятельный род поэзии, неизвестный до XIX века. В данном роде поэзии синтезируются качества эпоса, лирики, драмы. Наиболее яркое теоретическое обоснование этой позиции находим в трудах В. Днепрова.

Общепризнанными являются такие характеристики романа, как его большой объем, изображение частной жизни человека, многоплановость, многопроблемность. До сих пор не найдено универсального определения термину "роман".

2Глава II. Жанр романа в метапоэтике И.С. Тургенева

2.1 Метапоэтика как авторский код

Метапоэтика - это термин, завоевавший большую популярность в науке последних лет. Как особая область знания метапоэтика возникла в древнейшие времена, вероятно, когда появилось первое произведение, "а может быть, и сказано первое слово" (Штайн, Петренко, 2006: 17).

В процессе работы над произведением автором постоянно осуществляется рефлексия над творчеством. "Авторский код в наибольшей полноте содержится в метаязыке поэтического текста и выявляется в процессе анализа рефлексии, то есть самоинтерпретации, которая осуществляется поэтом на протяжении всего творчества, причем не всегда осознанно" (Штайн, Петренко, 2006: 18). Поэтому важно "вертикальное" прочтение текста, когда эксплицируются некоторые маргиналии, такие, как оговорки, умолчания, семантические жесты, касающиеся творчества, языка, поэтики.

Если рассматривать творчество как текст, то определяется иерархия метатекстов и метапоэтических текстов. Она выявляется в системе горизонтального и вертикального прочтения текста. Горизонтальное осуществляется при экспликации метатекста, вертикальное дает возможность выявить имплицитно выраженные структуры метатекста через экспликацию гармонических вертикалей текста.

"Эксплицированный метапоэтический текст (сепаративный) - это работы художника по поэтике, статьи, эссе о поэзии, языке, творчестве. Терминологический аппарат метапоэтического текста при этом может стать основой для исследования, поводом для последующего отнесения творчества художника к той или иной художественной традиции, установления корреляций с научной парадигмой" (Штайн, Петренко, 2006: 18).

Очень важен автокомментарий поэта, маргиналии к тексту (например, в "Символизме" А. Белого). Существуют целые поэтические направления, в которых намечается наличие эксплицированных метапоэтических текстов, которые в рамках "школы" представлены как единый текст (метапоэтический текст) со сложной внутренней иерархической структурой. Например, это теория символизма как система метапоэтических текстов - статьи и эссе Вяч. Иванова, А. Белого, В.Я. Брюсова, А.А. Блока, которые врастают в их же художественные тексты, взаимодействуют с ними. Сложная система метапоэтических текстов имеет разные адресаты - читателя, "посвященных" (художников-символистов), лингвистов, философов.

Метапоэтические данные содержат сами поэтические тексты. "Экспликация метапоэтического текста представлена произведениями о творчестве, поэзии, языке и т.д. ("Поэт", "Пророк", "Эхо" А.С. Пушкина и другие) " (Штайн, Петренко, 2006: 19). Это, например, метатекстовые ленты, а также система тропов, фигур, эмблем, символов, в которые облекается теперь уже образ творчества, отсылает исследователя к определенным поэтическим традициям, важны и интертекстуальные показатели (цитация). Модусные показатели (вводные слова, частицы, союзы-частицы, предлоги-частицы) - также важны в понимании авторского кода. Намечается целая система имплицитных метатекстовых данных, которая представлена сетями информации о творчестве, гармонически скрепленными в единый метапоэтический текст.

Особенность метапоэтического текста заключается в том, что, с одной стороны, он присутствует объективно (статьи, работы самих писателей по проблемам художественного текста), с другой же, некоторые его части следует эксплицировать (метатекстовые ленты, сети в тексте) - здесь уже нужны усилия ученых в систематизации данных. Но в любом случае мы работаем с ценнейшими сведениями - объективными данными опыта самого художника, а это уникальная компонента исследования, которой не располагают, например, ученые, занимающиеся естественнонаучными изысканиями. Что может рассказать о себе молекула, атом? Другое дело, что ученые любят писать о своем труде, но это опосредованный объект их исследования. Метапоэтические данные о самоинтерпретации художественного творчества - это данные от самого творца - того, кто производит художественную вещь, которую мы уже впоследствии читаем, изучаем.

Необходимо разграничивать понятия метатекст и метапоэтический текст. "Метатекст (имплицированный метапоэтический текст) - это система метаэлементов, представленная в самом поэтическом тексте, определяющая условия, условности, характер самого сообщения, а также комментарии к процессу написания данного текста, его жанру, к форме произведения. Такое понимание коррелирует с понятием метатекста в лингвистике". (Штайн, Петренко, 2006: 19).

Шире понятие метапоэтического текста. Метатекст - это метапоэтический имплицированный текст. Его можно эксплицировать, чтобы получить метапоэтические данные, так как он находится внутри текста. А статьи, эссе, замечания о творчестве, в данном случае поэтическом, трактаты, исследования, которые художник пишет о собственном творчестве и творчестве других поэтов, - это собственно метапоэтический текст.

Для обозначения такого рода текстов применяются термины "самоописание", "автоинтерпретация", "автометаописание", "автометадескрипция" и др.

Включение в процесс анализа произведения учеными данных метапоэтического текста - обычное дело: исследователь подкрепляет анализ текста наблюдениями и замечаниями самого художника. Но системно рассмотреть эту парадигму как относительно самостоятельное научное знание, являющееся синкретичным (объединяющее науку, философию и творчество), еще предстоит.