Смекни!
smekni.com

Жанры эпической прозы в метапоэтике И.С. Тургенева (теория и поэтика романа) (стр. 1 из 10)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА ИСТОРИИ РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ЖАНРЫ ЭПИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В МЕТАПОЭТИКЕ

И.С. ТУРГЕНЕВА

(ТЕОРИЯ И ПОЭТИКА РОМАНА)

Выполнила: Чугуева Дарья Александровна

студентка 4 курса, А группы

по специальности "Филология"

очной формы обучения

Научный руководитель:

Головко Вячеслав Михайлович

Ставрополь, 2009.

Оглавление

Введение

Глава I. Жанр романа в научном понимании

1.1 Становление жанра романа

1.2 Научные интерпретации жанра романа

Выводы

2Глава II. Жанр романа в метапоэтике И.С. Тургенева

2.1 Метапоэтика как авторский код

2.2 Литературно-критическая деятельность И.С. Тургенева как источник метапоэтики

2.3 Точки зрения на специфику жанра романа И.С. Тургенева

2.4 Критерии выделения жанра романа в творчестве И.С. Тургенева

2.5 Жанр романа в метапоэтике И.С. Тургенева

Выводы

Заключение

Библиографический список

Введение

Метапоэтика - сравнительно новая область знания, которая помогает объективно понять личность и мировоззрение писателя. Метапоэтика позволяет вступить с писателем в творческий диалог, благодаря которому можно прийти к неожиданным открытиям. Метапоэтика И.С. Тургенева недостаточно изучена на сегодняшний день, этим и обусловлена актуальность выбранной нами для исследования темы.

Изучением жанра романа занимались многие ученые. Однозначного взгляда на природу данного жанра в научной литературе нет. Например, одни исследователи вслед за В.Г. Белинским считают роман эпическим жанром (А.И. Батюто, Г.А. Бялый, Н.А. Вердеревская, Л.И. Матюшенко и др.). Другие полагают, что он является самостоятельным родом литературы (В.Д. Днепров и др.). Подобных разногласий в научной среде много, и именно они обусловливают высокую степень актуальности работ, посвященных жанру романа вообще и данной работы в частности.

Цель исследования - установить, каковы признаки романа в теоретическом осмыслении И.С. Тургенева на основании данных его метапоэтики.

Задачи исследования - изучить научную литературу, посвященную исследованию такого эпического жанра, как роман, и выявить основные признаки данного жанра в научном понимании; изучить работы, посвященные жанру романа в творчестве Тургенева, и выделить различные точки зрения на специфику жанра; изучить метапоэтику писателя и сделать вывод о том, каково теоретическое осмысление Тургеневым жанра романа.

Объект исследования -метапоэтика И.С. Тургенева. У писателя нет развернутых теоретических работ, трактатов, посвященных исследованию жанра романа. Источником метапоэтики Тургенева являются его эпистолярий, статьи, рецензии.

Предмет исследования - роман в метапоэтике И.С. Тургенева.

Практическая значимость - данная работа может быть фундаментом для дальнейшего научного изучения метапоэтики И.С. Тургенева.

Метод исследования - сравнительно-исторический (на основании сравнения научных работ различных исследователей мы попытались выяснить, в чем заключается специфика жанра романа; на основании метапоэтических данных И.С. Тургенева мы попытались выяснить, в чем заключается специфика собственно тургеневского романа).

Глава I. Жанр романа в научном понимании

1.1 Становление жанра романа

Возникновение жанра романа - точнее, его предпосылок - относят нередко к древности или средневековью. Принято говорить об "античном романе" ("Дафнис и Хлоя", "Метаморфозы, или Золотой осел" Апулея, "Сатирикон" Петрония и т.п.) и "романе рыцарском" ("Тристан и Изольда", "Лоэнгрим" фон Эменбаха и др.). Эти прозаические повествования действительно имеют некоторые черты, сближающие их с романом в современном смысле слова. Однако перед нами все-таки скорее похожие, аналогичные, чем однородные, явления.

В античной и средневековой повествовательной прозаической литературе нет тех свойств содержания и формы, которые играют определяющую роль в романе. Правильнее понимать данные античные произведения как особые жанры идиллической ("Дафнис и Хлоя") или комической ("Сатирикон") повести, а истории средневековых рыцарей рассматривать как своеобразный жанр рыцарского эпоса в прозе.

Роман в собственном смысле начинает формироваться лишь в конце эпохи Возрождения. Его зарождение связано с новой художественной стихией, которая первоначально воплотилась в ренессансной новелле, точнее - в особом жанре "книги новелл" типа "Декамерон" Боккаччо.

Роман явился эпосом частной жизни. Если прежде в эпосе центральную роль играли образы представителей народа, государства (вождей, полководцев, жрецов) или же образы героев, воплощавших в себе силу и мудрость целого человеческого коллектива, то в романе на первый план выходят образы людей обыкновенных.

Предшествующий эпос основывался на больших исторических (порой легендарных) событиях, участниками которых выступали основные герои. Между тем роман (за исключением особенной формы исторического романа, а также романа-эпопеи) основывается на событиях частной жизни и к тому же обычно на вымышленных автором событиях.

Действие исторического эпоса развертывалось в отдаленном прошлом; для романа же типична связь с живой современностью или с самым недавним прошлым, за исключением исторического романа. Эпос имел прежде всего героический характер, роман же выступает как прозаический жанр, как изображение будничной жизни.

Первая историческая форма романа - плутовской роман, активно развивавшийся в конце 16 - нач.18 в. ("Симплициссимус" Гриммельзгаузена, "Жиль Блас" Лесажа и др.).

С конца 17 в. развивается психологическая проза, имевшая огромное значение для становления романа. Важную роль в формировании романа сыграла мемуарная литература 16-17 вв., в которой впервые стала объективно изображаться частная жизнь людей.

Зрелости роман достигает в 18 в. Один из самых ранних подлинных образцов жанра - "Манон Леско" (1731) Антуана Прево.

В течение 18 в. роман завоевывает господствующее положение в литературе. В романе 18 в. развиваются уже две разные линии - роман социально-бытовой (Филдинг, Смоллетт и др.) и более мощная линия психологического романа (Руссо, Стерн, Гете и др.).

На рубеже 18-19 вв., в эпоху романтизма, жанр романа переживает кризис; субъективно-лирический характер романтической литературы противоречит эпической сущности романа. Многие писатели этого времени (Шатобриан, Новалис, Шлегель и др.) создают романы, которые напоминают скорее лирические поэмы в прозе.

Период романтизма имел для романа обновляющее значение, подготовил его взлет и расцвет. На вторую треть 19 в. приходится классическая эпоха романа (Стендаль, Лермонтов, Бальзак, Диккенс, Тургенев и др.).

1.2 Научные интерпретации жанра романа

С начала 19 в. роман определил весь ход развития западноевропейской, американской и русской литературы. Поэтому роман находится в центре внимания любого исследователя, изучающего историко-литературный процесс 19 века.

Традиционно роман рассматривают как вид (жанр) эпоса.В.Г. Белинский отмечал: "Эпопея нашего времени есть роман. В романе - все родовые и существенные признаки эпоса, с тою только разницею, что в романе господствуют иные элементы и иной колорит" (Белинский, 1954: 39).

В 1841 году В.Г. Белинский в статье "Разделение поэзии на роды и виды" писал о "субъективном начале" как о самом важном компоненте романа нового времени. Анализируя романы Вальтера Скотта и Купера (этих писателей Белинский ставит рядом с Сервантесом, Гете, Гофманом, ставит выше всех остальных романистов), Белинский говорит о таких недостатках этих романов, как преобладание эпического элемента и отсутствие субъективного начала. По мысли Белинского, из-за этого недостатка оба творца являются по отношению к своим произведениям холодными безличностями, которых все устраивает и ничто не трогает.

Определяя роман как эпопею нашего времени, Белинский допускает наличие в нем драматического и лирического, субъективного начала. Оба этих начала осмысливаются критиком не как внешне сходные с другими видами искусства элементы композиционных форм (диалогизация, лирические отступления) или сюжета (драматическая или трагедийная ситуация, гибель героя), но как внутренние процессы, определяющие структуру произведения.

Белинский подчеркивает различное отношение к личности в произведениях эпическом и драматическом: "Человек есть герой драмы, и не событие владычествует в ней над человеком, но человек владычествует над событием, по свободной воле давая ему ту или другую развязку, тот или другой конец" (Белинский, 1954: 16). Греческая драма, по мнению критика, имеет эпический характер, так как героем греческой трагедии является не человек, а событие: интерес сосредоточен не на судьбе отдельного человека, а на судьбе народа. "Борис Годунов" Пушкина, с точки зрения Белинского, является трагедией чисто эпического характера. Говоря о "драматизме как поэтическом элементе жизни", критик отмечает, что он "заключается в столкновении и сшибке (коллизии) противоположно и враждебно направленных друг против друга идей, которые проявляются как страсть, как пафос" (Белинский, 1955: 507).

Следовательно, определение "драматический" применительно к роману Белинский употребляет в связи с решением проблемы "личность - обстоятельства".

Драматическое начало в произведении означает, что не событие довлеет над человеком, но сам человек дает ему ту или иную развязку.

Кроме того, важной особенностью "драматического романа" Белинский считает наличие "субъективного начала". Критик имеет в виду изменение эмоционального звучания произведения, предельное усиление эмоциональной близости автора и героя. Автор такого романа не является бесстрастным наблюдателем. На первый план выходит эмоциональная оценка героя, то есть возможность сопереживания.