Смекни!
smekni.com

Изображение личности Наполеона Бонапарта в русской поэзии первой трети XIX в. (стр. 3 из 7)

Концепция характера в романтизме. Тип байронического героя

Проблема личности в русской литературе нашла соё освещение в современном литературоведении, где она рассматривается в двух аспектах: во-первых, философско-эстетическом, оказавшемся наиболее плодотворным и перспективным. Во- вторых, историка - литературном.

Философско-эстетическим аспектом концепции личности является проблема характера, ставшая центральной проблемой художественной литературы русского и европейского романтизма. Концепция личности во многом предопределила и особенности романтизма как творческого метода познания эмоционально-эстетической оценки действительности. Законопослушанию он противопоставит бунтующую индивидуальность, не знающую никаких внешних и внутренних преград и запретов.

Романтизм в России на раннем этапе его развития был прежде всего актом самопознания личности, без которого не было бы возможным то общественное самопознание. Актом самопознания личности была романтическая поэзия М.Ю.Лермонтова. Романтический герой всецело принадлежит современности. Поэт стремится осмыслить судьбу целого поколения, определить и резко обозначить характерные приметы века, эпохи.

Мятущийся романтический герой, часто обречённый на внутренний раздор и вражду с миром, его окружающим, глубоко в душе таит жажду покоя, гармонии. Утраченный покой, о котором мечтает лирический герой М. Ю.Лермонтова – это прежде всего равновесие всех духовных сил, разрешение внутренней дисгармонии человека, остро ощущающего своё отпадение от общества.

Ни ангельский, ни демонический язык

В одном всё чисто, а в другом всё зло

Лишь в человеке встретиться могло

Священное с порочным.

(I, стр. 55).

Эти строки М.Ю.Лермонтова показывают эстетическую программу романтизма.

К противоположностям нравственной природы человека романтики относили так же внутреннюю несвободу личности, которой оборачивалась её абсолютная свобода от всех норм и законов человеческого общества.

Провозглашая внутреннюю автономию человека, якобы не подвластного воздействию среды, утверждая культ внутренней свободы, романтики не могли не замечать, что эта концепция вступает в противоречие с существующей закономерностью- в силу которой гордый вольнолюбец становится рабом собственных страстей.

Жажда бурь и покоя, борьбы и примирения таковы психологические контрасты и противоречия в романтизме.

Таким образом, можно сделать вывод: одновременное признание свободы, воли и рокового предопределения, индивидуальной неповторимости романтического героя, внешней динамики образа в сочетании с его внутренней относительной статикой, отсутствие той полноты психологических ситуаций в каждый момент, и наличие логических противоречий, нарушающих внутреннюю логику развития романтического характера, это круг противоречий романтизма.

Романтический характер относительно статичен, хотя оставляет иллюзорное впечатление внутренней динамики и развития. Повышенная внешняя экспрессия характеризует романтического героя в минуты душевных травм и потрясений. Как выражение наивысшего напряжения чувств - приём психологического умолчания, недоговорённости. В романтическом словесном портрете ослаблена реалистическая конкретность и детализация.

Стремление передать лишь общее впечатление от облика человека - нравственной и физической мощи.

Повышенная экспрессивность образа достигается внутренней и внешней динамикой образа, наличием эмоционально-оценочных эпитетов, сравнений.

Одной из главных особенностей романтического психологизма является авторское предвещание и прогнозы на будущее. Прошлое героя незримо присутствует в романтических произведениях М.Ю.Лермонтова. Прошлое, часто исчисляемое вечностью, сохраняет всю свою власть над героем. Вокруг героя создаётся ореол нравственной мощи, несгибаемой воли, роковой тайны.

Внутренний мир героя осознаётся романтиком в неразрывной связи с миром природы. Часто психологическое состояние героя особенно в переломные,

кризисные моменты проясняется и углубляется поэтической параллелью с миром природы.

Тип байронического героя

По мнению В.М. Жирмунского, у Байрона герой стоит в центре внимания: навязчивый образ его царит в воображении поэта и читателя, как бы украшая всё произведение своим мрачным величием. Байрон обращает большое внимание на описание внешности своих героев. Мелодраматическая экспрессивность лица, движений и жестов, выразительная поза занимают его не менее, чем изображение романтических происшествий и необычайных переживаний – всё это элементы того же художественного единства, направленного на усиление впечатления во что бы то ни стало, на однообразную эмфазу и напряжённую эффектность. У Байрона эти "окказиональные" описательные мотива не меняются в соответствии с изменением ситуаций, а механически заимствуются из того же стереотипного образа героя, неподвижного и шаблонного, как бы подчёркивая в каждом отдельном случае, что перед нами всё тот же герой, не меняющийся в своём внешнем и внутреннем облике от начала до конца.

В самом деле, в произведениях Байрона различные приёмы описания неизменно ставят перед нами хорошо знакомый, мрачный и величественный образ главного героя. Повторяются те же основные мотивы: высокий бледный лоб; мрачно сверкающие глаза; бледные впалые щёки; презрительно искривлённые бледные губы.

Так же как у предшественников Байрона, черты лица героя существенны не сами по себе, а как выражение напряжённой и господствующей страсти:однообразная экспрессивность описания служит одновременно приёмом отражённой характеристики:выделяются те подробности, которые могут служить эффектными симптомами вполне определённого душевного состояния. В глазах героя поэт отличает прежде всего их выразительный взгляд, "мрачный и сверкающий".

Не раз упоминает Байрон улыбку своего героя. Герой редко улыбается. Поэт называет улыбку своего героя горькой. Она выражает ненависть, честолюбия. В нёй проявляется страшная весёлость.

К экспрессивным мотивам в портрете байроновского героя относится меняющийся цвет лица. Экспрессивности лица героя соответствует далее подчёркнутое выразительность позы и жеста. Обособленные драматические вершины, на которые распадаются байроническая поэма, замкнутые ситуации или сцены нередко открывается драматической "картиной", где герой является перед нами в эффектной, психологически выразительной позе: в этом один из самых характерных приёмов байроновского искусства, которое так же служит отражённой характеристике героя.

Но особенно важны как приём отражённой характеристики некоторые эффектные и выразительные позы, при которых в облике героя подчёркивается таинственное и страшное демонические и призрачные черты как бы потустороннего мира.

Отдельные жесты героев строятся по тому же художественному закону, и здесь для поэта всего существеннее подчёркнутая экспрессивность патетического жеста, при которой внешнее движение становится симптомом душевного эффекта, напряжённого и страстного переживания.

Характеристика героя.

Характеристика героя может быть прямой и отражённой. Отражённой характеристике, которая следует из самого рассказа, служат слова героя и его поступки.

Точно так же отражённой характеристике служат многочисленные приведённые выше описания внешности героя, его движений, жестов и показывает поскольку во всех случаях они подчиняются у Байрона однообразному заданию психологической экспрессивности.

Охотно подчёркивает Байрон мотив одиночества героя, его оторванность от окружающего мира. Байронический герой обычно окружён тайной. Мотив тайны тесно связан с мотивом одиночества. С одиночеством героя и таинственность его явления тесно связана его замкнутость и скрытность. Герой прячет в себе душевное переживание, старается сделать его недоступным для наблюдателя.

В окружающих герой вызывает смущение и страх, и это отношение служит эффектным мотивом для отражённой характеристики героя.

Таким образом можно сделать вывод, что центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личность и общество. Романтический герой – личность сложная, страстная. Можно говорить о романтике как об особом типе личности- человеке страстных страстей и высоких устремлений. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока и истории. Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, лиро – эпической поэмы, баллады – заслуга романтиков. Для романтиков характерен синтез родов и жанров.

2. Романтическая трактовка образа Наполеона в лирике М.Ю.Лермонтова 1829-1841гг.

Осмысление личности Наполеона в ранних элегиях 1829-1830гг.

Увлечение М.Ю.Лермонтова наполеоновской темой, характерное для русской поэзии 1820-1830 годов, сказывается у поэта с первых лет его творчества.

Наполеоновский цикл, условно выделяемый в поэзии М.Ю.Лермонтова – это группа стихотворений, посвящённых двум темам.

Во-первых, в отдельную группу отнесены произведения, где центральным персонажем выступает Наполеон и предметом поэтического осмысления выбрана историческая судьба французского полководца: "Наполеон"-(1829); "Наполеон" (Дума)-(1830); "Святая Елена"-(1830); "Воздушный корабль"-(1840); "Последнее новоселье"-(1841).

Во-вторых, самостоятельную группу составляют произведения о победе русского народа в Отечественной войне 1812 года над наполеоновской армией: "Поле Бородина"-(1831); "Два великана"-(1832); "Бородино"-(1837).

В данной главе будут проанализированы произведения, входящие в первую группу, где наиболее ярко изображён Наполеон Бонапарт.

Обращение к наполеоновской теме закономерно для М.Ю.Лермонтова, хотя порой оно диктовалось внешними факторами. Например, десятилетие со дня смерти Наполеона; перенос его праха с острова Святой Елены во Францию; годовщина Бородинского сражения.