Смекни!
smekni.com

Изображение личности Наполеона Бонапарта в русской поэзии первой трети XIX в. (стр. 5 из 7)

И быстрый взор, дивящий слабый ум

Хоть чужд страстей, всё полон прежних дум

Сей взор как трепет в сердце проникал,

И тайные желанья узнавал.

(I, стр. 49)

Стоит отметить наличие узнаваемой в облике Наполеона художественной детали:

Он тот же всё, и той же шляпой он,

Сопутницею жизни, осенён.

(I, стр. 49)

Так же в думе наряду с внутренними желаниями и страстями Наполеона показано, что слава французского полководца уже в прошлом, его мечтам и желаниям не дано осуществиться:

Но – посмотри – уж день блеснул в струях

Призрака нет, всё пусто на скалах.

(I, стр. 49)

Наполеон всего лишь тень.

В думе "Наполеон" интересно воплощается мотив тайны, который окружён фантастическим ореолом. Данный приём реализуется в виде "чудесных рассказов рыбаков"

Нередко внемлет житель сих брегов

Чудесные рассказы рыбаков.

Когда гроза бунтует и шумит,

И блещет молния, и гром гремит,

Мгновенный луч нередко озарял

Печальну тень, стоящую меж скал.

(I, стр. 49)

М.Ю.Лермонтов описывает бурные природные явления, которые поясняют эмоциональное состояние центрального персонажа. Настроение героя соответствует грозной стихии и прямо с ней соотносится.

Проанализировав произведение дума "Наполеон", можно сделать вывод, что данное произведение тяготеет к жанру элегии. На протяжении всего произведения прослеживается мотив утраты, прошлого, великих побед. И общая тональность произведения доказывает предположение о жанре элегии.

Следует отметить, что элегия написана в высоком стиле. Этому соответствуют слова высокого стиля (склонивши взор, ветрилы, внемлет, печальну, возвышенное чело). Использованы также метафоры (лепечут волны, луч узреть бы не хотел).

Поэтический текст включает многочисленные восклицания,

Прости, о слава!

О! Как в лице его ещё видны…

(I, стр. 48)

говорящие о сильном эмоциональном настрое элегии.

Для характеристики героя использован приём воспоминания.

Там Франция! – там край её родной.

(I,стр. 48)

Использован приём художественной детали, который служит дополнительной характеристикой героя.

Также как и в предыдущем произведении М.Ю.Лермонтов даёт оценку деятельности Наполеона, размышляя о его судьбе. Из всего выше сказанного, можно сделать вывод: М.Ю.Лермонтов изображает французского полководца как великого человека со страшной судьбой. В произведении возникает тема героя, слава которого в глазах потомков уже в прошлом. Но тень не может найти покоя (стоит отметить увлечение М.Ю.Лермонтова фантастическим) и до сих пор "дивящий слабый ум, хоть чужд страстей, всё полон прежних дум". В данном произведении дана романтическая трактовка образа: высокий герой с трагической судьбой.

Можно сделать вывод, что в обоих элегиях преобладает общая художественная интерпретация образа Наполеона.

В элегии "Святая Елена" -(1830) поэт несколько расширяет круг проблем.

Произведение написано, вероятно, в связи с десятилетием смерти Наполеона. В центре элегии находится образ императора – изгнанника.

В данном произведении образ Наполеона строится в соответствии с романтической типизацией. Образ императора представлен как загадочное, почти сверхъестественное явление. Герой отдалён от мира как географически, так и метафизически. Географическое отчуждение подтверждает философскую идею противостояние личности.

Он миру чужд был. Всё в нём было тайной

День возвышенья – паденья час.

(I, стр. 83)

В произведении возникает тема предопределённости, судьбы. М.Ю.Лермонтов характеризует главного героя как жертву рока и страстей.

Изгнанник мрачный, жертва вероломства

И рока прихоти слепой…

Родился он игрой судьбы случайной

И пролетел, как буря, мимо нас.

(I,стр. 83)

По сравнению с более ранними обращениями М.Ю.Лермонтова к данной теме, в элегии впервые появляется тема суда над современниками, которая получит дальнейшее развитие в более позднем произведении "Последнее новоселье" - (1841). Франция –

Порочная страна не заслужила,

Чтобы великий жизнь окончил в ней.

(I, стр. 83)

Спустя десять лет после смерти Наполеона происходит осмысление деятельности французского полководца. В данном произведении центральный персонаж предстаёт как жертва рока. У героя появляется трагическая вина. Он наказан за тщеславие, гордыню, эгоизм. И поэт называет Наполеона "жертвой вероломства" Трагическая вина – это всегда приём усложнения образа; показатель неразрешимого противоречия.

Наполеон не заслужил права умереть на родной земле. Возникает мотив жертвенности.

В данном произведении использованы следующие художественные средства: метафора (родился он игрой судьбы случайной), эпитеты (жертва вероломства).

Следует отметить, что произведение создано в высоком стиле, благодаря которому создаётся определённый настрой, ясна авторская позиция.

"чтобы великий жизнь окончил в ней"

Стоит отметить, что в элегии пейзаж минимален. М.Ю.Лермонтов показывает лишь место изгнания Наполеона.

В элегии главенствует тема – личной судьбы французского императора.

В произведении интерпретация образа Наполеона М.Ю.Лермонтовым остаётся неизменной. Но образ усложняется. Наполеон остался непонятым, и великий человек окончил свою жизнь в бесславии, одиночестве, забвении.

Погиб, как жил – без предков и потомства

Хоть побеждённый, но герой.

(I, стр. 83)

Таким образом, можно сделать вывод, впервые в раннем творчестве М.Ю.Лермонтова у героя появляется трагическая вина. Стоит отметить, что в элегии отсутствует фантастический элемент. Возникает романтический конфликт – героя и общества.

Проанализировав ранние элегии М.Ю.Лермонтова можно сделать вывод, что образ Наполеона строится в соответствии с романтической типизацией. В частности, автор создаёт байронический тип героя. В элегиях "Наполеон"-(1829); "Наполеон" (Дума)- (1830). Центральный персонаж окружён ореолом тайны. Появление персонажа вызывает у окружающих страх, и это отношение служит эффектным мотивом для отражённой характеристики героя. Автор использует различные художественные приёмы (метафоры, эпитеты, обращения), которые рисуют хорошо знакомый образ Наполеона. М.Ю.Лермонтов использует жанр элегии, что говорит о некой подражательности в раннем творчестве.

Охотно М.Ю.Лермонтов подчёркивает мотив одиночества героя, его отчуждённость от окружающего мира. Несколько расширяется тема в элегии "Святая Елена" у поэта впервые возникает тема суда над современниками, которая впоследствии продолжит своё развитие в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Следует отметить, что элегии написаны в возвышенном стиле, благодаря этому создаётся определённый настрой и ясна авторская позиция. М.Ю.Лермонтов изображает Наполеона как великого человека с трагической судьбой.

Субъективная трактовка М.Ю.Лермонтовым образа французского полководца в балладе Й.К. Цедлица "Воздушный корабль"

После элегии "Святая Елена" последовал десятилетний перерыв. Вновь образ Наполеона возник в балладе "Воздушный корабль (Из Зейдлица)" - (1840). Подзаголовок указывает на балладу австрийского поэта Й.К.Цедлица "Корабль призраков" - (1832). Использованы так же детали из его баллады "Ночной смотр" - (1827), известной в переводе В.А.Жуковского (1836). Источники серьёзно переработаны М.Ю.Лермонтовым, "Воздушный корабль" - это вариация на их темы, а не перевод.

Безусловно, выбирая жанр баллады, М.Ю.Лермонтов вводит фантастические элементы. Это корабль.

По синим волнам океана,

Лишь звёзды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несётся

Несётся на всех парусах!

(I, стр. 192)

"Воздушный корабль" М.Ю.Лермонтова – не "Корабль призраков" Й.К.Цедлица.

Не слышно на нём капитана,

Не видно матросов на нём

(I, стр. 192).

Подобно лермонтовскому "Парусу", он выступает как действующее лицо. Данные строки можно истолковать, что корабль не от мира сего (буквальное перетолкование слов о Наполеоне "Он миру чужд был" в элегии "Святая Елена". На корабле нет звуков, поэтому естественно выглядит приём олицетворения.

И молча в открытые люки

Чугунные пушки глядят

(I, стр. 192)

Можно сделать предположение, что это конкретная деталь: корабль военный, но не участвующий в боевых действиях. Тем самым предвосхищается вынужденное бездействие будущего единственного пассажира и капитана одинокого корабля.

При описании могилы императора допущено кажущееся противоречие.

Зарыт он без почестей бранных

Врагами в сыпучий песок,

Лежит на нём камень тяжёлый

Чтоб встать он из гроба не мог!

(I, стр. 193)

Но когда корабль пристаёт к берегу

Из гроба тогда император,

Очнувшись, является вдруг.

(I, стр. 193)

Художественная деталь – камень больше не упоминается, это свидетельствует о мощи императора, его незыблемости.

Император, в отличие от ранних произведений, ни разу не назван, ни тенью, ни призраком. Можно сделать вывод, что образ материализирован. Вводится узнаваемый образ.

На нём треугольная шляпа

И серый походный сюртук.

(I, стр. 193)

Несмотря на могильные атрибуты, образ действенен. Поэт вводит движения, жесты:

Скрестивши могучие руки,

Главу опустивши на грудь,

Идёт и к рулю он садится

И быстро пускается в путь

(I, стр. 193)

В балладе вновь возникает тема утраты, невозможности вернуть прошлое. Это выражается в эмоциональном состоянии героя.

Опять его сердце трепещет

И очи пылают огнём

(I, стр. 193)

В балладе постоянно подчёркивается действенность императора. Наполеон подвергается полной материализации:

На берег большими шагами

Он смело и прямо идёт,

Соратников громко он кличет

И маршалов грозно зовёт

(I, стр. 193)

Произведение тесно связано с ранним творчеством, но по своей поэтике индивидуально. Трёхсложный размер (трёхстопный амфибрахий) соответствует представлениям о признаках балладного жанра. Лермонтов сильно расходится с Цедлицом в последних восьми строках своего стихотворения, но и первые 10 строф, сохраняющие, в общем, близость к оригиналу, далеки от того, чтобы быть переводом, так как каждый из образов Цедлица(несущийся по морю безлюдный корабль, остров, могила, явление императора, его отъезд на корабле во Францию). Лермонтов разрабатывает самостоятельно, свободно комбинируя строфы оригинала и сильно сжимая описания.