Смекни!
smekni.com

Изображение личности Наполеона Бонапарта в русской поэзии первой трети XIX в. (стр. 7 из 7)

Таким образом, можно сделать вывод, что в послании "Последнее новоселье"

образ Наполеона героизирован. Спустя двадцать лет после смерти Бонапарта, автор осмысляет его значимость. Авторская позиция такова – Наполеон великий полководец, блестящий политический деятель. Наблюдается философски – историческое размышление над его судьбой, его народом. Образ Наполеона возвышен, возвеличен. И, соответственно, можно сделать вывод, что основной конфликт произведения: герой – толпа.

Можно сделать вывод, что в послании эволюционирует и лермонтовская оценка Наполеона, в юношеских произведениях наполеоновского цикла доминировал мотив романтического восхищения личностью Наполеона – титанической, роковой, сменившейся впоследствии более трезвыми суждениями. Однако на фоне гражданского упадка, личность Наполеона вновь приобретает черты величия.

Как будет он жалеть, печалию томимый,

О знойном острове, под небом дальних стран,

Где сторожил его, как он непобедимый,

Как он великий, океан!

(I, стр. 211)

Таким образом, проанализировав произведение более позднего периода, можно сделать вывод, что образ Наполеона в лирике М.Ю.Лермонтова остаётся статичным, поэт просто расширяет круг проблем. Наполеон интерпретируется поэтом как великий человек с трагической судьбой.


Заключение

В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, не подтвердилась.

В ходе работы были проанализированы стихотворения, входящие в наполеоновский цикл, где наиболее ярко представлен образ французского полководца.

Таким образом, можно сделать вывод, что образ Наполеона в лирике М.Ю.Лермонтова строится в соответствии с романтической типизацией.

Так в ранних элегиях "Наполеон"- (1829); "Наполеон" (дума)- (1830) автор создаёт байронический тип героя. Главный герой окружён ореолом тайны. Появление героя сопровождается ужасом, это отношение служит эффектным мотивом для отражённой характеристики героя. Охотно подчёркивается, что герой отдалён от мира как географически, так и метафизически. Географическое отчуждение подтверждает философскую идею противостояние личности.

В произведениях образ Наполеона стоит в центре внимания. В элегиях поэт вводит фантастические элементы, которые призваны, что герой противостоит миру. В ранних произведениях возникает образ великого человека с трагической судьбой. М.Ю.Лермонтов даёт портретную характеристику героя с выделением художественной детали, которая раскрывает личность таинственного персонажа. Так же в элегии "Наполеон" - (1829) присутствует приём самохарактеристики героя. В соответствии с выбранным жанром – элегия, в лирике прослеживается тема утраты, скорби, невозможности вернуть прошлое. Наполеон в глазах современников уже часть истории. Пейзаж в элегии "Наполеон"(дума) – (1830) поясняет эмоциональное состояние центрального персонажа.

В элегии "Святая Елена" образ Наполеона так же строится в соответствии с романтической типизацией. Главенствует тема личной судьбы французского императора. В данной элегии впервые звучит тема суда над современниками, которая получит в творчестве М.Ю.Лермонтова дальнейшее развитие. Стоит отметить, что в элегии у главного героя появляется трагическая вина. Он "жертва вероломсва". Трагическая вина – это всегда приём усложнения образа; показатель неразрешимого противоречия.

М.Ю.Лермонтов для создания образа использует художественные средства: эпитеты, метафоры, обращения. Все элегии созданы в высоком стиле, этому соответствует возвышенная лексика.

М.Ю.Лермонтов интерпретирует образ Наполеона – как великого человека с трагической судьбой.

В более поздний период творчества 1840-1841гг. трактовка образа несколько меняется. Баллада Й.К.Цедлица "Воздушный корабль". В создании образа доминирует лирическое начало. Поэт показывает Наполеона не только как великого полководца, но и как человека, которому присущи страдания. Трактовка образа смягчена. Поэт выбирает жанр баллады, вводя фантастический элемент. В произведении постоянно подчёркивается действенность императора.

В последнем обращении к наполеоновской теме М.Ю.Лермонтов выбирает жанр послания "Последнее новоселье" (1841). Стоит отметить, что данное произведение интересно синтезом жанров: оно сочетает в себе черты философско-исторического размышления, политической инвективы и ораторской оды. Поэт расширяет круг проблем, в частности, М.Ю. Лермонтов поднимает вопрос о том, что потомки Наполеона не достойны его героического прошлого. Так же чётко прослеживается романтическое противопоставление героя и общества. Образ Наполеона героизирован. При создании образа поэт использует высокую лексику. М.Ю. Лермонтова интересует судьба полководца, автор даёт оценку политической и военной деятельности Наполеона.

В итоге исследования, можно сделать вывод, что образ Наполеона в лирике М.Ю.Лермонтова 1829-1841 гг. статичен. Поэт строит образ в соответствии с романтической типизацией. Безусловно, что на протяжении творчества несколько эволюционирует оценка Наполеона, в юношеских произведениях доминирует мотив романтического восхищения личностью Наполеона, сменившейся впоследствии более трезвыми суждениями. Но, однако, на фоне гражданского упадка личность Наполеона в более позднем произведении вновь приобретает черты величия.


Понятийный аппарат

Баллада –это лироэпический жанр, в котором содержится лирическая эмоциональная оценка персонажей на основе сюжетного повествования об исторических событиях, личных драмах, строящихся на основе диалога.

Инвектива – своеобразный вид сатиры; резкое обличение реального лица или группы лиц.

Метафора – вид тропа, перенесение свойств одного предмета на другой, по принципу их сходства или по контрасту.

Ода – жанр лирической поэзии; патетическое, прославляющее произведение.

Олицетворение – особый вид метафоры: перенесение, изображение человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления.

Послание – произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу.

Рифма – созвучие концов стихов, отмечающее их границы и связывающее их между собой.

Романтизм – направление в искусстве, предполагающее противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил

Символ – это самостоятельный художественный образ, который имеет эмоционально – иносказательный смысл.

Строфа – в стихотворении группа стихов, объединённых какими-то общими формальными признаками.

Фантастика – форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создаётся логически несовместимая картина мира.

Элегия – жанр лирической поэзии, посвящённый печальным раздумьям.

Эпитет – троп, образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения.


Список литературы

1. Аверинцев С.С. Размышление над переводами Жуковского.- М.: Наука,1964. – 180с.

2. Андронников И.А. Лермонтовские исследования.- М.:изд АСТ, 2001.-640с.

3. Бочаров С.Г. "Ты человечество презрел". Образы Петра I и Наполеона в творчестве А.С. Пушкина и других писателей XIXвека М.:

Московский университет, 1997. – 210с.

4. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин Л.: Художественная литература, 1978. – 285с.

5. Жуковский В.А. Баллады.- М.: Эксмо, 2003,-384с.

6. Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе. М.: Наука, 1989. – 184с.

7. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том первый. – М.: Правда, 1988.-720с.

8. Лермонтовская энциклопедия М.: Академия, 1981. – 276с.

9. Маймин Е.А. О русском романтизме. М.: Просвещение, 1990. – 300с.

10. Максимов Д.Е. Поэзия М.Ю. Лермонтова М.: Академия, 1987. – 194с.

11. Нейман Б.В. Лермонтов и Жуковский. М.: Наука, 1980. – 145с.

12. Петров С.М. А.С. Пушкин очерки жизни и творчества М.: Просвещение, 1973. – 240с.

13. Пушкин А.С. Полн. Собр. Соч. Том 4. - Л.: Наука, 1986. – 487с.

14. Реизов Б.В. Пушкин и Наполеон // Русская литература 1966 №4 с.49-58.

15. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М.: Академия, 1985. – 284с.

16. Удодов Б.Т. М.Ю.Лермонтов художественная индивидуальность и

творческие процессы.- Воронеж: изд. Воронежского университета, 1973. – 385с.

17. Ушанская Л.А. Лермонтов и романтизм его времени. М.: Академия, 1990. – 204с.

18. Шувалов С.И. Влияние на творчество М.Ю. Лермонтова русской и европейской поэзии. М.: Просвещение, 1992. – 245с.

19. Эхенбаум Б.М. Опыт историко-литературной оценки.- Л.: Художественная

литература, 1989.- 450с.

20. Якушин Н.И. Русская литература XIXвека. М.: Наука, 1980. – 140с.