Кроме того нами были рассмотрены литературные «предшественники» и «потомки» демона Ставрогина. Это герой Лермонтова Печорин и герой Горького Каразин. Поведение Печорина находит свое отражение в образе Николая Ставрогина, в двойственности его характера, в скепсисе и атеизме. «Мечтатель» у Лермонтова постепенно перерождается в «великого грешника» и Достоевского. В своих дневниках Федор Михайлович делает отсылки к «Герою нашего времени».
Через год после опубликования главы «У Тихона» в свет выходит рассказ М. Горького «Карамора». Прототип главного героя провокатор Захар Михайлов во время допроса говорит, что способен на подвиг так же, как и а подлость. Но ни Каразин, ни Ставрогин подвигов не совершают, хотя они и бесстрашные люди. Добрые дела и смелые поступки они совершают единственно для развлечения пресыщенной души: вдруг что-нибудь в ней шевельнется. Но есть и то, чего они боятся по-настоящему, то, что отражается в их снах: образ Матреши для Ставрогина и образ уменьшающегося мира для Каразина. Так же, как и Печорин, они ощущают свою раздвоенность. У них запутанные отношения с религией.
Роман «Бесы» –грозное пророчество писателя о надвигающихся на мир катастрофах, роман предупреждение. Достоевский сделал вывод из нечаевского дела: на мир надвигается Нечаев и ему подобные бесы, которые будут шагать по трупам для достижения своих целей, для которых всегда цель оправдывает средства и которые даже не замечают, как постепенно средства становятся самоцелью.
Но «Бесы» –не безысходная трагедия. У Достоевского всегда «свет во тьме светит и тьма не объяла его». Используя евангельскую притчу об исцелении Христом бесновавшегося человека, Достоевский верит, что Россия и мир в конечном итоге излечатся от бесов.
Однако появление Нечаева писатель связывает прежде всего и главным образом с безверием. Вот почему он намечает в романе идейную связь между нечаевцами и петрашевцеми и переживает появление Нечаева в России и как свою личную трагедию, считая себя бывшего петрашевца –тоже ответственным за распространение атеизма.
нигилизм достоевский роман писатель
Примечание
1. http://www. hrono. ru
2. http://www. km. ru
3. Белов С.В. Ф.М. Достоевский. М., «Просвещение», 1990
4. Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев. Л., 1987
5. Гиголов М.Г. Лермонтовские мотивы в творчестве Достоевского. Достоевский: Материалы исследования, Л., «Наука», 1985
6. Горький М. Карамора. /Детство. Рассказы и очерки. На дне. Литературные портреты. Заметки из дневника, М., «СЛОВО/SLOVO», 2000
7. История русской литературы, Ч3, http://www. window.edu.ru
8. Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевский, М, 1986
9. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени, М., «Государственное издательство художественной литературы», 1947
10. Муравьев А.Н. Ставрогин Достоевского и Каразин М. Горького. / Достоевский: Материалы исследования. М., 1985
11. Сараскина Л. Бесы. Роман-предупреждение, М.: Советский писатель, 1990
Библиография
1. Андреев А.Л. Искусство, культура, сверхкультура., М., «Знание», 1991
2. Белик А.П. Художественные образы Достоевского. Этические очерки., М., «Наука», 1974
3. Белкин А.А. Ф.М. Достоевский. М., 1956.
4. Белкин А.А. Читая Достоевского и Чехова.,
5. Белов С.В. Жена писателя: Последняя любовь Ф.М. Достоевского., М., «Просвещение», 1991.
6. Белов С.В. Ф.М. Достоевский., М., «Просвещение», 1990
7. Борщевский С.С. Щедрин и Достоевский. История их идейной борьбы., М., 1956
8. Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев., Л., 1987
9. Бурсов Б.И. Личность Достоевского., Л., 1979
10. Вересаев В.В. Живая жизнь., М., «Политиздат», 1991
11. Волгин И.Л. Последний год Достоевского., М., 1991
12. Гарин И.И. Многоликий Достоевский., М., ТЕРРА, 1997
13. Гиголов М.Г. Лермонтовские мотивы в творчестве Достоевского. / Достоевский: Материалы исследования., Л., «Наука», 1985
14. Гозенпуд А.А. Достоевский и музыка., М., «Музыка», 1971
15. Горький М. Карамора. /Детство. Рассказы и очерки. На дне. Литературные портреты. Заметки из дневника., М., СЛОВО/SLOVO, 2000
16. Громыко М.М. Сибирские знакомые и друзья Достоевского., Новосибирск, 1985
17. Гроссман Л.П. Достоевский., М., «Молодая гвардия», 1965
18. Гроссман Л.П. Жизнь и труды Достоевского., Л., «Академия», 1935
19. Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского., М., «Художественная литература», 1971
20. Долинин А.С. Достоевский и другие., Л., 1989
21. Достоевская А.Г. Воспоминания., М., «Художественная литература», 1981
22. Достоевский Ф.М. Бесы Полное собрание сочинений в 30 томах. Т.10 М
23. Достоевский Ф.М. Бесы Полное собрание сочинений в 30 томах. Т.11, М
24. Достоевский Ф.М. Бесы., М., АСТ, 2008
25. Ермилов А.Г. Ф.М. Достоевский., М., 1956
26. Ермилов А.Г. Против реакционных идей в творчестве Достоевского., М., 1948
27. Заславский Д.И. Ф.М. Достоевский., М., 1956
28. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского., Л., 1985
29. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев., М., «Московский рабочий», 1995
30. История русской литературы. Ч3., http://window.edu.ru
31. Карлова Т.С. Достоевский и русский суд., Казань, 1975
32. Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского М., «Художественная литература», 1986
33. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М. Достоевского., М., «Высшая школа», 1975
34. Кирпотин В.Я. Ф.М. Достоевский. Творческий путь., М., 1960
35. Кирпотин В.Я. Ф.М. Достоевский., М., 1947
36. Кирпотин В.Я. Достоевский в 60-ые годы., М., «Художественная литература», 1966
37. Кирпотин В.Я. Достоевский и Белинский., М., 1976
38. Кирпотин В.Я. Мир Достоевского., М., «Советский писатель», 1980
39. Косенко П.П. Сердце бьется одно., Алма-Ата, 1969
40. Лаут Р. Философия Достоевского в системном изложении., М., «Республика», 1996
41. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени., М., Государственное издательство художественной литературы, 1947
42. Кудрявцев Ю.Г. Бунт или религия., М., Издательство Московского университета, 1991
43. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского: Событийное. Временное. Вечное., М., Издательство МГУ, 1991
44. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского., М., 1984
45. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского., М., «Просвещение», 1988
46. Муравьев А.Н. Ставрогин Достоевского и Каразин М. Горького. Достоевский: Материалы исследования., Л., «Наука», 1985
47. Назиров Р.Г. Творческие принципы Достоевского., Саратов, 1982
48. Николюкин А.Н. Взаимосвязи литератур России и США.. М, 1987
49. Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.М. Достоевского., Новосибирск, «Наука», 1981
50. Палиевский П.В. Место Достоевского в литературе XIX века. / Достевский: Материалы исследования., Л., «Наука», 1985
51. Переверзев В.Ф. Ф.М. Достоевский., М., 1925
52. Померанц Г.С. Открытость бездне., М., 1990
53. Поспелов Г.И. Творчество Ф.М. Достоевского., М., 1971
54. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского., М., «Наука», 1980
55. Сараскина Л. «Бесы». Роман -предупреждение., М, «Советский писатель», 1990
56. Селезнев Ю.И. Достоевский. /(ЖЗЛ), М., 1990
57. Соина О.С. Этика самосовершенствования., М., 1990
58. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Достоевского., М., «Советский писатель», 1979
59. Тарасов Б.Н. «Закон Я» и «Закон любви»., М., 1991
60. Тарасов Ф.Б. Ф.М. Достоевский. «Бесы». (1871 -1872)., http://www. gambler.ru
61. Твардовская В.А. Достоевский в общественной жизни России., М., «Наука», 1990
62. Туниманов В.А. Творчество Достоевского (1854 -1862)., Л., «Наука», 1980
63. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература., Л., 1985
64. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы., М., 1967
65. Чичерин А.В. Достоевский – искусство прозы Достоевский – художник и мыслитель., М., «Художественная литература», 1972
66. Чулков Г. Как работал Достоевский. М., 1939
67. Шкловский В.Б. За и против., М, 1957
68. Этов В.И. О художественном своеобразии социально-философского романа Достоевского Достоевский – художник и мыслитель., М., «Художественная литература», 1972
69. Этов В.И. Достоевский. Очерк творчества., М., «Просвещение», 1968
[1] Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев. Л., 1987, с.37
[2] Там же, с.42
[3] Белов С.В. Ф.М. Достоевский. М., Просвещение, 1990, с.145
[4] Сараскина Л. Бесы. Роман-предупреждение, М., Советский писатель, 1990, с.30
[5] Сараскина Л. Бесы. Роман-предупреждение. М., Советский писатель, 1990, с.39
[6] Белов С.В. Ф.М. Достоевский, Просвещение, 1990, с.145
[7] Там же, с.146
[8] Сараскина Л. Бесы. Роман-предупреждение, М., Советский писатель, 1990, с.40
[9]www. hrono, ru
[10]www. km. ru
[11] Сараскина Л. Бесы. Роман-предупреждение, М., Советский писатель, 1990, с.39
[12] История русской литературы, Ч3, www. window.edu.ru
[13] История русской литературы, Ч3, www. window.edu.ru
[14] Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевский, М, 1986, с.116
[15] Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевский, М, 1986, с. 128
[16] Сараскина Л. Бесы. Роман-предупреждение, М., Советский писатель, 1990, с. 27
[17] Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевский, М, 1986, с.39
[18] Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевский, М, 1986, с.59
[19] Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени, М, 1947, с.10
[20] Гиголов М.Г. Лермонтовские мотивы в творчестве Достоевского. Л., 1985, с.71
[21] Горький М. Карамора., Детство. Рассказы и очерки…, М., СЛОВО/SLOVO, 2000, с. 391
[22] Муравьев А.Н. Ставрогин Достоевского и Каразин М. Горького, М., 1985, с.157
[23] Муравьев А.Н. Ставрогин Достоевского и Каразин М. Горького, М., 1985, с.160-161