Следующие произведения Достоевского – повести «Двойник» (1846г) и «Хозяйка» (1847г) не были поняты Белинским, что, в свою очередь, обидело Достоевского, и он порвал отношения с его кружком.
С 1847 г. Достоевский посещает «пятницы» В.М. Петрашевского, а весной 1849 г. все члены кружка, в том числе и Достоевский были арестованы. В вину Достоевскому вменялось чтение запрещенного «Письма Белинского к Гоголю». Петрашевцы были приговорены к расстрелу, однако в последний миг казнь была заменена каторжными работами. На то была воля царя Николая I, которую Достоевский расценил как надругательство над человеком.
Лишенный «чинов, всех прав состояния», Достоевский находится на каторге в Омской крепости (1850 – 1854). Еще по дороге в Омск он встретился с женами декабристов и получил от них в подарок Евангелие, которое хранил до конца жизни. Арест, минуты ожидания смерти, каторга стали в жизни и мировоззрении писателя переломными: Достоевский будет яростным противником всяких революционных преобразований и гениальным провидцем трагической судьбы России. Тяжелый арестантский опыт воплотился в биографической книге «Записки из Мертвого дома» (1860 - 1862).
В 1854 г. заканчивается срок каторги, и Достоевский зачисляется рядовым в 7-й линейный батальон в городе Семипалатинске. В 1857 г. происходит венчание его с Марьей Дмитриевной Исаевой, а в 1859 г. он возвращается в Петербург. В этом же году он печатает повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». В 1861 - 1865 годах вместе с братом Михаилом издает журналы «Время» и «Эпоха».
Название нового романа «Униженные и оскорбленные» (1861) – стало символом гуманистического содержания русской литературы.
Душевный кризис 1864 года – смерть жены и брата Михаила – предпослал новый этап в творчестве писателя, так называемую эпоху «великого пятикнижия», пяти идеологических романов. В 1866 году закончен и опубликован первый из них – «Преступление и наказание». Идейная основа романа – трагедия героя – индивидуалиста, теория которого, теория наполеонизма терпит крах.
В 1868 году выходит роман «Идиот», в котором Достоевский ставит перед собой задаче «изобразить положительно прекрасного человека». Главный герой, Лев Николаевич Мышкин, терпит поражение в безумном мире, для которого он сам «идиот».Мышкин – носитель идеи божественной любви и красоты, которая «спасет мир».
Прототипами романа «Бесы» (1871 - 1872) становятся члены террористической группы «Народная расправа». Герой романа «Подросток» (1875) одержим идеей безмерного обогащения.
Духовным завещанием Достоевского стал последний, неоконченный роман «Братья Карамазовы» (1879 - 1880), в котором должно было быть, по словам самого писателя, «изображение нашей современной действительности» во всей полноте. В центре романа – проблемы духовного развития России, веры и безбожия, совести и святости, данные через судьбу нескольких поколений семьи Карамазовых.
Бесценным человеческим документом был также «Дневник писателя» (1873 – 1881), который содержит творческие замыслы Достоевского, знакомит с его воспоминаниями о прошлом и взглядами на будущее.
Великий русский писатель и властитель дум умер в Петербурге в 1881 году. Творчество Достоевского оказало огромное влияние на развитие русской и зарубежной литературы XX века.
I. Истоки теории Раскольникова.
Достоевский писал, что в основе теории Раскольникова лежат идеи, «носящиеся в воздухе».
Во-первых, это идея неприятия зла и насилия. Раскольников страстно желает изменить мир и ищет пути спасения «униженных и оскорбленных».
Во-вторых, в России в 60-е годы XIX распространились идеи «бонапартизма», то есть идеи особого предназначения сильной личности и неподсудности ее общим законам.
Теория Раскольникова рождается под влиянием многих причин. Это и социальные – общество, в котором живет герой, действительно основано на зле и насилии. Это и личные – собственная нужда, нежелание принимать жертву матери и сестры.
Мечтая переделать мир, Раскольников стремится принести добро людям, но это добро, по его мнению. Может совершить только «необыкновенный человек», и мир переделать может только «необыкновенный человек». Поэтому еще одна из причин, которая толкает его на преступление, - это желание проверить, кто он, сильная личность или «тварь дрожащая».
II. Основные положения теории Раскольникова.
1. Раскольников делит всех людей на два разряда: на «обыкновенных», которые живут в послушании, и «необыкновенных», которые способны «в среде новое слово сказать».
2. Эти «необыкновенные» люди, если того требует их идея, разрешают себе «переступить хотя бы и через труп, и через кровь».
Кеплер и Ньютон, например, будь на их пути препятствие, имели бы право и даже обязаны были устранить 10 или 100 человек, чтобы донести свои открытия миру.
III. Аргументы, разоблачающие теорию Раскольникова.
1. Достоевский не может принимать «социальную арифметику» Раскольникова, в основе которой лежит уничтожение хотя бы одной жизни. Поэтому он с самого начала доказывает несостоятельность теории, считая, что нет таких критериев, по которым можно было бы разделить людей на «обыкновенных» и «необыкновенных».
2. Желая спасти людей и принести добро «униженным и оскорбленным», Раскольников вместо этого во время совершения преступления убивает Лизавету, одну из тех, кого он хотел спасти.
3. Желая принести добро людям, Раскольников становится виновником многих трагедий (смерть матери, заключение Миколки и др.).
4. Уязвимость своей теории чувствует и сам герой. «Это человек-то вошь»,- говорит ему Соня. «Да ведь и я знаю, что не вошь»,- отвечает Раскольников.
5. По теории Раскольникова, Соня, Катерина Ивановна, Дуня, его мать – люди низшего разряда, и их надо бы презирать. Однако он любит мать и сестру, преклоняется перед Соней, то есть вступает в противоречие со своей теорией.
6. Желая быть в числе «необыкновенных», он становится похожим на Лужина, Свидригайлова, но именно этих людей он глубоко ненавидит, то есть ненавидит тех людей, которые живут по его теории.
7. Для Раскольникова Лужин, Свидригайлов, старуха-процентщица – люди низшие, однако, с другой стороны, для того же Лужина сам Раскольников – человек низшего сорта, через которого можно переступить.
8. Совершив преступление, Раскольников мучается, страдает, а ведь «необыкновенный» человек сделал бы это «без всякой задумчивости». И эти муки совести – свидетельство того, что в Раскольникове не погиб человек.
9. Сон, который приснился Раскольникову на каторге, - доказательство того, что его теория ведет к хаосу, к гибели человечества.
10. На каторге происходит духовное исцеление Раскольникова, когда он признается в несостоятельности своей теории и принимает правду Сони, правду христианского смирения и прощения.
Жизненный и творческий путь
Чтоб жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать, и опять начинать,
и опять бросать,
и вечно бороться и лишаться.
А спокойствие – душевная подлость.
Л.Н. Толстой
«Великий писатель земли русской» (по словам И.С. Тургенева) родился 28.08.1828 года в имении Ясная Поляна под Тулой. Детство Толстого и трех его братьев и сестры омрачилось смертью родителей – Марии Николаевны (в 1830 году) и Николая Ильича (в 1837 году). В 1841 году детей перевозит в Казань их опекунша сестра отца П.И. Юшкова. Для будущего создателя «Войны и мира» семейные отношения были важным моментом в жизни, поэтому многочисленные его родственники (в том числе и родители) стали прототипами главных героев романа-эпопеи.
В 1844 году Толстой поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, в 1845 году переводится на юридический факультет, а в 1847 году, не закончив курса. Уходит из университета и пытается заняться хозяйственной деятельностью в полученной во владение Ясной Поляне. Довольно часто он посещает Москву и Петербург, но «находит себя» на военной службе на Кавказе (1851). С 1847 года Толстой ведет дневник, ставший для него школой литературного мастерства.
Именно в дневнике появляется пристальное внимание к малейшим движениям души, проявившееся в первых его повестях «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857), напечатанных в «Современнике» и получивших восторженный отзыв Некрасова.
В 1854 году Толстой переводится в действующую армию. Во время Крымской войны он участвует в обороне Севастополя. Находясь в осаждаемом городе, он пишет цикл очерков «Севастопольские рассказы» (1854 -1855).
В конце 1856 года Толстой в чине поручика выходит в отставку, едет в Петербург и начинает сотрудничество с «Современником». Период с 1856 по 1862 год – этап творческих поисков писателя. Рассказы «Люцерн» (1857), «Три смерти» (1859), неоконченная повесть «Казаки» (1853 - 1863) – это постоянные раздумья писателя о различных моральных устоях господ и народа.
В начале 60-х годов Толстой с головой погружается в общественную работу, он приветствует реформу 1861 года, отстаивает интересы крестьян, увлекается педагогической деятельностью, открывает народные школы в Ясной Поляне и ее окрестностях. После женитьбы в 1862 году на дочери известного московского врача Софье Андреевне Берс он окончательно поселяется в имении и становится главой постепенно увеличивающейся семьи: у Толстых родилось 13 детей (пятеро из них умерли в младенчестве). Здесь, в Ясной Поляне, он начинает работать над романом – эпопеей «Война и мир»(1863 - 1869).
Если в «Войне и мире» Толстого прежде всего интересовала «мысль народная», то в следующем романе, «Анна Каренина» (1873 - 1877), по его словам, ключевой становится «мысль семейная».
В начале 80-х годов после серьезного духовного кризиса он пишет публицистические статьи «Исповедь», «Со мной случился переворот» и др.