Смекни!
smekni.com

Литература XIX века (стр. 14 из 17)

Курагины не были исключениями в среде аристократического общества, они типичные представители своего круга, времени.

4.19 «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

(Истинный патриотизм в романе )

Один из основных вопросов, который волнует Толстого, - вопрос о патриотизме и героизме русского народа. При этом Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Автор говорит в своем романе и о верных сынах Отечества, готовых отдать свою жизнь за спасение Родины, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных целях. Таким решением патриотической темы Толстой отразил подлинную историческую действительность.

Подлинным героем романа Толстого является русский народ. Защищая родную землю от наполеоновских полчищ, русские люди в борьбе с врагом проявили исключительный героизм, стойкость и выдержку. Толстой глубоко понимал это и убедительно показал в романе, как постепенно рос и усиливался народный патриотизм, укреплялась непреклонная воля народа к победе.

В романе «Война и мир» Толстой дает изображение двух войн: за границей в 1805 – 1807гг. и в России в 1812 г. Смысл и цели первой из этих войн, войны, проводимой за пределами России, были непонятны и чужды народу. Войну 1812 года Толстой изобразил как войну подлинно народную, справедливую, которая велась против врагов, пытавшихся поработить Россию.

Однако даже в чужой стране, где русскому войску не за что было драться, солдаты проявили свое мужество и героизм. Настоящих героев, прекрасных в своем величии, скромных и находчивых в минуту опасности, стойких и твердых в исполнении своего воинского долга, показал Толстой в образах Тушина и Тимохина.

Тушин – это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами. Во время сражений он не знает ни малейшего страха: с горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом выполнил свой долг, несмотря на то, что прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине боя. И его батарея не была взята французами только потому, что неприятель не мог предположить дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек. Только получив приказ отступать, Тушин оставил позиции, увозя два уцелевших орудия.

С большой симпатией Толстой показывает ротного командира Тимохина, который , не щадя своей жизни, бросается в самую гущу французов. «Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною решительностью, с одной шпагой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали орудия и побежали».

Чувство патриотизма, мужество и великая стойкость русского народа с особой силой проявились в борьбе против чужеземных захватчиков, когда полумиллионная армия Наполеона обрушилась всей своей силой на Россию. Но она натолкнулась на мощное сопротивление. Против врага сплоченно встали армия и народ, защищавшие свою страну, независимость. Бесстрашие и простота, с которой русские люди смотрели в глаза смерти, были поразительны.

На защиту Родины встала не только армия, но и весь народ. Люди покидали родные места, бросали имущество, не задумываясь над тем, хорошо или плохо им будет под управлением французов. Под управлением французов они просто не могли быть! Народ восстал против завоевателей. Могучей силой поднималось партизанское движение. «Дубина народной войны поднялась со всею грозной и величественной силой». Толстой показывает партизанские отряды Денисова и Долохова, рассказывает о дьячке, который стоял во главе отряда, о старостихе, которая истребила сотни французов. «Партизаны уничтожили великую армию. Они подбирали те опавшие листья, которые сами собой осыпались с иссохшего французского войска, и тогда трясли это дерево».

Войско и народ, сплоченные в своей любви к родной стране и ненависти к врагам – захватчикам, одержали решительную победу над армией, внушавшей ужас всей Европе.

4.20 Духовные искания героев романа. «Дорога чести» Андрея Болконского

Постоянными нравственными исканиями, стремлением к познанию смысла жизни, к добру и правде была исполнена короткая жизнь Андрея Болконского.

Неудовлетворенный светской жизнью, мечтая о полезной деятельности, полезной для России, князь Андрей в !805 году уезжает на службу в армию. Его увлекает в ту пору судьба Наполеона, его влекут честолюбивые мечты. Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в штабе Кутузова и, в отличие от штабных офицеров, таких, как Жерков и Друбецкой, не ищет легкой карьеры и наград. Князь Андрей – патриот, он чувствует ответственность за судьбу России и армии, он считает своим долгом быть там, где особенно трудно.

Встречи с капитаном Тушиным до боя, во время боя, а затем в штабе Багратиона впервые поколебали его мечты о славе. Князю грустно и тяжело оттого, что при столкновении с реальной жизнью его мечты оказываются неверными.

Перед Аустерлицким сражением князь Андрей «твердо был уверен, что нынче день его Тулона или его Аркольского моста». Он совершает подвиг, останавливая бегущих солдат и со знаменем в руках увлекая их в атаку.

Перед лицом смерти, на поле брани князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. Его кумир Наполеон со своим тщеславием кажется ему теперь таким ничтожным по сравнению с тем «неизмеримо высоким», вечным небом, которое он увидел и понял: «Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».

Возвращение Андрея Болконского домой не было радостным. Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал себя нравственно ответственным, углубили его духовный кризис. Он безвыездно живет в деревне, занимаясь хозяйством и воспитанием сына Николеньки. Ему кажется, что жизнь его уже кончена. Однако встреча с Пьером, утверждавшим, что «надо жить, надо любить, надо верить», не прошла для него бесследно. Под влиянием Пьера началось духовное возрождение князя Андрея. За два года жизни в деревне им были осуществлены без заметного труда «все те мероприятия по имениям», которые затеял у себя Пьер и «не довел ни до какого результата». В одном из имений он перевел крестьян в вольные хлебопашцы, в других барщину заменил оброком. В Богучарове открыл школу. Встреча с Наташей в Отрадном окончательно пробуждает его к жизни.

Процесс духовного обновления князя Андрея ярко раскрывается в восприятии им природы. Встреча со старым дубом, преображенным и обновленным, утверждает его в мысли, что «жизнь не кончена в 31 год».

Князь Андрей возвращается в Петербург, участвует в реформах Сперанского, работает в комиссии по составлению новых законов. Однако очень скоро ему пришлось разочароваться и в Сперанском, и в той работе, которую он выполнял. Болконский понял, что в условиях дворцовой бюрократической среды полезная общественная деятельность невозможна.

Любовь к жизнерадостной, поэтичной Наташе Ростовой пробудила в нем мечты о семейном счастье, однако и в личной жизни его ждала горечь разочарования. Увлечение Наташи Анатолем Курагиным разрушило его надежды на счастье в любви. И «тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде перед ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного».

Князь Андрей снова идет служить в армию. События 1812 года обозначили новый этап в жизни героя. Его личное горе отступило на второй план перед всенародной бедой. Защита Родины становится высочайшей целью жизни. Мечты о личной славе больше не волнуют его. В Бородинском сражении князь был тяжело ранен. Претерпевая тяжелейшие страдания, сознавая, что умирает, Андрей Болконский перед таинством смерти испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения.

Близкие Андрею люди сохранили о нем светлую память как о человеке ясного ума, сильной воли, для которого стремление к деятельности на благо людям было делом чести. Жаждущая правды душа его продолжает жить в сыне князя Андрея Николеньке Болконском.

4.21 Духовные искания героев романа. Путь исканий Пьера Безухова

«Быть вполне хорошим» - этим принципом руководствуется Пьер Безухов в жизни, и к этому идеалу он стремится.

Как и князь Андрей, Пьер не удовлетворен обыденной деятельностью, не хочет идти по жизни проторенной дорогой, ведущей к чинам и званиям. «Умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд» отличал его «от всех» в гостиной Анны Павловны Шерер. В жизни Пьера руководящую роль играет не ясный ум и твердая воля, а чувство.

Пьер не богат. Незаконный сын графа Безухова, он с десятилетнего возраста был послан с гувернером за границу, где пробыл до 20 лет. По завещанию графа Безухова Пьер становится единственным наследником состояния всего состояния отца. Новое положение, богатство и почести не изменили его характера. Он остался по-прежнему отзывчивым, добродушным и доверчивым.

В отличие от князя Андрея он лишен проницательности, не может сразу правильно оценить людей, часто ошибается в них, его искренность, доверчивость, слабоволие становятся причиной многих его ошибок. Это и участие в кутежах Курагина и Долохова, это и женитьба на развращенной Элен, это и дуэль с Долоховым.

После разрыва с женой в состоянии глубокого нравственного кризиса Пьер встретился на пути из Москвы в Петербург с масоном Баздеевым. Масоны не выпустили из своих рук богатого человека. Пьер вступил в из религиозно-философское общество. Что же привлекало его в масонах? Масоны говорили о том, что их цель – исправлять членов своего общества, «исправлять их сердце», «очищать и просвещать их разум», «исправлять весь человеческий род», «противоборствовать злу, царствующему в мире». Пьеру показалось, что такая деятельность принесет ему нравственное удовлетворение. Ему хотелось верить в возможность достижения братской любви между людьми. Вступив в масонскую ложу, он стремится улучшить положение крестьян в своих имениях, открывает для них школы, больницы. Даже собирается их освободить. Однако результатов от его деятельности почти никаких не получилось. Ловкие управляющие имениями обманывали молодого графа. Его план преобразования масонского ордена также не осуществился. Встав во главе петербургского масонства, он вскоре понял, что большинство членов масонского ордена очень далеки от того, чтобы исправлять себя и весь род человеческий – «из-под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни». Пьер понял, что «нравственное успокоение и согласие с самим собой», которые были необходимы для его счастья, недостижимы в масонстве.