Страдая от внутреннего разлада, от невозможности решить вопросы, которые сплелись в «запутанный страшный узел», он встретил грозные события 1812 года. Судьба России, положение армии взволновали Пьера. Он собрал ополчение из своих крестьян. Во время Бородинской битвы он оказался на батарее Раевского и был свидетелем жестоких боев. Здесь, на Бородинском поле, ему открылся другой мир, где люди не думают о личной славе и опасности. Пьер был потрясен огромной нравственной силой и героизмом простых людей, стоявших насмерть. В окружении солдат он освобождается от страха смерти, ему хочется стать таким же, как они.
После Бородинской битвы Пьер почувствовал, что должен остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, как теперь уверен Пьер, от одного Наполеона.
Пережив все ужасы плена, военного суда, казни русских людей, в состоянии страшного нравственного потрясения и отчаяния, измученный душевно и физически, Пьер в бараке для военнопленных встретился с солдатом Платоном Каратаевым. Незлобивый, общительный Каратаев для всех находил ласковое слово, помогал людям переносить в плену тяжелейшие страдания, любить жизнь даже в этих условиях и надеяться на лучшее. Под влиянием Каратаева сложилось новое мироощущение Пьера: «Пока есть жизнь, есть и счастье». Но каратаевская пассивность, непротивление злу, его религиозность и вера в судьбу не стали руководящими принципами в дальнейшей жизни Пьера.
Женившись на Наташе Ростовой, Пьер чувствует себя счастливым мужем и отцом. Вместе с тем он по-прежнему интересуется общественной жизнью. В эпилоге романа мы видим его членом тайного декабристского общества, который резко критикует реакционное направление политики Александра I.
«Особенно поэтической, преисполненной жизнью, прелестной девушкой» назвал Наташу Ростову князь Андрей.
Наташа появляется в романе 13-летней девочкой. Читатель видит, как она взрослеет, стремится к счастью, выходит замуж, становится матерью. Наташе не присущи раздумья о смысле жизни, как Андрею Болконскому или Пьеру Безухову; ей чужды идеалы самоотречения, владевшие иногда княжной Марьей. На всех этапах жизни главную роль для нее играют чувства.
В юности Наташа покоряет своей поэтичностью и музыкальностью. Ее волнует красота природы в летнюю ночь в Отрадном. Она прекрасно поет и танцует. Ей по душе русское народное искусство, русские народные обычаи, нравы простых людей. Она с удовольствием слушает игру на гитаре, пение дядюшки, который «пел так, как поет народ»; всей душой отдается русской пляске, обнаруживая неожиданно для всех чувство народного духа, умение понять все то, что было во всяком русском человеке.
Главное, что привлекает в Наташе, это ее дар любви к людям, ее человечность. Жизненные суждения ее о людях, идущие от сердца, проницательны и разумны. Используя слова Толстого из письма к Фету, можно сказать, что она была наделена «умом сердца». Наташа способна понять другого человека и проникнуться его чувством. Так она поняла духовную красоту княжны Марьи, несмотря на различие их натур. В преуспевающем Борисе Друбецком она разглядела тщеславного карьериста, а в Берге – его фальшивый патриотизм.
Наташа способна к сильному, глубокому чувству, к благородным порывам. В 1812 году, во время нашествия французов, она добивается, чтобы родители вместо имущества вывезли из Москвы раненых. Ее душевная чистота покоряет людей.
Любовь была единственным смыслом жизни Наташи. В своем страстном стремлении к любви она не выдерживает года разлуки с Андреем Болконским, трудностей во взаимоотношениях с отцом, старым князем. Встретившись в отсутствие князя Андрея с Анатолем Курагиным, она поверила в его любовь, увлеклась им и написала княжне Марье, что не может быть женой его брата.
Разрыв с Андреем Болконским, его ранение, а затем смерть вызвали в Наташе тяжелые нравственные страдания, муки раскаяния. Она предалась отчаянию, скорби, тяжело заболела. Только новая рана – известие о гибели Пети и забота о матери, обезумевшей от горя, - вернули Наташу к жизни. «…Вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь»
Встреча с Пьером Безуховым после возвращения его из плена, его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. В эпилоге романа она – жена Пьера, мать четверых детей. Она утратила свое девичье очарование, но натура ее не изменилась, с той же безграничной страстностью она отдает себя интересам семьи.
Образ Наташи Ростовой выражает тот идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся великий писатель.
1. Мастерство композиции. Композиция романа поражает своей сложностью и стройностью. В романе развивается множество сюжетных линий. Эти сюжетные линии нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев (Долохова, Денисова, Жюли Карагиной) и целых семейств (Ростовых, Болконских, Курагиных).
Сложные сплетения человеческих отношений, сложные чувства людей, их личная, семейная, общественная жизнь раскрываются на страницах романа наряду с изображением великих исторических событий. Человек так или иначе захвачен этими событиями.
Отличительная черта композиции «Войны и мира» заключается в том, что писатель постоянно переносит действие из одного места в другое, переходит от событий, связанных с одной линией, к событиям, связанным с другой линией, от частных судеб к историческим картинам. То мы в имении Болконских, то в Москве, в доме Ростовых, то в петербургском светском салоне, то на театре военных действий.
Этот перенос действий далеко не случаен и определяется замыслом автора. Благодаря тому, что читатель видит разные события, совершающиеся одновременно на разных участках, он их сравнивает, сопоставляет и таким образом глубже понимает их истинный смысл. Жизнь предстает перед нами во всей ее полноте и многообразии.
Чтобы резче оттенить особенности тех или иных событий и характеров, писатель часто прибегает к методу контраста. Это выражено и в самом заглавии романа «Война и мир», и в системе образов, и в расположении глав.
Растленную жизнь петербургской аристократии Толстой противопоставляет народной жизни. Контраст содержится и в изображении и отдельных героев (Наташа Ростова и Элен Безухова, Андрей Болконский и Анатоль Курагин, Кутузов и Наполеон), и в описании исторических событий (Аустерлицкое сражение — Бородинская битва).
2. Психологический анализ. В романе мы находим глубочайший психологический анализ, проявляющийся в повествовании автора, в передаче внутренних монологов героев, в «подслушивании мыслей». Сказывается психологизм и в снах как форме воспроизведения душевных переживаний, подсознательных процессов. Один из психологов обнаружил в романе 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков человеческой улыбки, которые помогли писателю раскрывать многообразие эмоциональных состояний персонажей. Такое внимание к малейшим оттенкам движения человеческой души стало настоящим открытием Л.Н. Толстого и получило название метод раскрытия «диалектики души».
3. Портреты героев. Психологической характеристике служат портреты героев, функция которых — дать зримый образ человека. Своеобразием портретной характеристики персонажей в романе является то, что она обычно соткана из деталей, одна из которых настойчиво повторяется (лучистые глаза княжны Марьи, одинаковая для всех улыбка Элен, короткая с усиками губа Лизы Болконской и т. д.)
4. Пейзажные описания. Не менее важную роль играют пейзажные описания, помогающие уяснить обстановку, в которой живет и действует герой (сцена охоты у Ростовых), его состояние и ход мыслей (небо Аустерлица), характер его переживаний (двукратная встреча князя Андрея с дубом), эмоциональный мир героя (лунная ночь в Отрадном). Картины природы даны у Толстого не сами по себе, а в восприятии его персонажей.
Невозможно переоценить значение романа — эпопеи «Война и мир», который на все времена остается великим произведением русской классической литературы.
Жизненный и творческий путь
Дед Чехова, крепостной крестьянин Воронежской губернии, выкупил на волю себя и троих сыновей, один из которых стал купцом второй гильдии, владея бакалейной лавкой в Таганроге. В этом городе в семье Павла Егоровича Чехова и родился будущий писатель. Семья Чеховых была большая, но родители смогли дать детям хорошее образование. Чехов учился сначала в местной греческой школе, в 1879 году, окончив гимназию, уехал вслед за семьей, которая успела уже разориться, в Москву.
Здесь он поступил и успешно закончил медицинский факультет Московского университета (1880 - 1884). Юмористические рассказы Чехов начал писать еще в гимназии, продолжил и в студенческие годы. Чтобы зарабатывать на жизнь, он печатался в юмористических журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» и других, подписываясь различными псевдонимами: Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Шампанский, Брат моего брата, Акакий Тарантулов, А. Достойнов-Благородный и т.д. (всего их более 50).