Смекни!
smekni.com

Литература XIX века (стр. 16 из 17)

С 1882 года Чехов сотрудничает с журналом «Осколки». В этот период написаны первые рассказы и фельетоны, включенные впоследствии Чеховым в первый том своего собрания сочинений. Рассказы Чехова отличаются большой краткостью и меткостью.

Имея диплом земского врача, занимаясь врачебной практикой, в 1884 году Чехов выпустил первый сборник рассказов «Сказки Мельпомены». Следующие его сборники «Пестрые рассказы» (1886), «В сумерках» (1887), «Хмурые люди» (1890) приносят писателю настоящую славу.

В 1890 году писатель совершил опасную для своего слабого здоровья (в 1884 году появились первые признаки туберкулеза) поездку на Сахалин, где он участвовал в переписи населения, а по возвращении в Москву написал книгу очерков «Остров Сахалин».

Расцвет творчества Чехова приходится на 1890 – 1900 годы. В центре его внимания – средний человек, русский интеллигент (художник, писатель, инженер, врач, учитель и т.п.). Философским вопросам о счастье и смысле жизни посвящен цикл рассказов «Человек в футляре» (1898), «Крыжовник» (1898), «О любви» (1898). Шедеврами позднего творчества Чехова стали рассказы «Душечка» (1899), «Дама с собачкой»(1899), «Архиерей»(1902), «Невеста»(1903) и др.

Особую роль в истории мировой литературы сыграла драматургия Чехова. Его творчество перевернуло представления о театре и положило начало «новой драме» XX века. Первым серьезным драматургическим опытом писателя была комедия «Иванов» (первая редакция – 1887; вторая, переработанная в драму -1889). Затем последовали такие всемирно известные пьесы, как «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1889), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904). Все пьесы Чехова были поставлены в новом Московском художественном театре под руководством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

В 1898 году Чехов в связи с сильно пошатнувшимся здоровьем перебирается в Крым, строит дом в Ялте, где его посещают Л. Толстой, М. Горький, И. Бунин, А. Куприн и многие другие писатели, художники, актеры. В 1904 году он едет на лечение в Германию, на курорт Баденвайлер, где и умирает. Похоронен Чехов в Москве, на Новодевичьем кладбище.

4.25 Рассказы А.П. Чехова

Обличение пошлости, обывательства и мещанства в произведениях А.П. Чехова

Все творчество А.П. Чехова было направлено на то, чтобы людям стать «простыми, красивыми и гармоничными». Всем известно высказывание Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и душа, и мысли». Это желание видеть человека таким и объясняет непримиримость писателя ко всякой пошлости, нравственной и умственной ограниченности.

Герои ранних рассказов Чехова – мелкие чиновники, которые не вызывают сочувствия, так как они самодовольные ничтожества, готовые унижаться и унижать себе подобных, стоящих хотя бы на одну ступень ниже по служебной лестнице.

Герой рассказа «Смерть чиновника» с говорящей фамилией Червяков, подчеркивающей его ничтожность, случайно чихнул в театре на лысину «чужого начальника». Это привело чиновника в панический ужас, и он своими бесконечными извинениями вскоре довел генерала до крайнего бешенства. После очередного визита к генералу, когда тот в гневе выгнал его, Червяков, придя домой, «лег на диван и … помер».

Страстью пресмыкаться перед высоким начальством заражены и герои рассказов «Толстый и тонкий», «Хамелеон» и др.

В 90-е годы в творчестве Чехова особенно четко определилась тема обличения пошлости, обывательщины и духовного мещанства. Рассказ «Человек в футляре» - протест против футлярной жизни. В царской России, в стране, где господствовала полиция, доносы, судебная расправа, где преследовалась живая мысль, доброе чувство, одного только вида Беликова и его фразы: «Как бы чего не вышло» было достаточно, чтобы человек ощутил страх и подавленность.

В рассказе «Крыжовник» Чехов изображает пошлость пошлого человека. Николай Иванович Чимша-Гималайский мечтает стать чиновником и посадить крыжовник, чтобы стать абсолютно счастливым. Крыжовник становится символом пошлости, бездуховности и равнодушия.

В рассказе «Ионыч» мы видим историю постепенной деградации человеческой личности, историю постепенного превращения земского врача Дмитрия Старцева в Ионыча. Его прочно удерживает обывательский быт провинциального городка, где люди необразованны, не интересуются ничем, и говорить с ними не о чем. Даже самая «образованная и талантливая» семья города С., семья Туркиных, с их литературно-музыкальными вечерами – воплощение пошлости. В размеренной и однообразной жизни ничего не меняется, кроме того что герои стареют, полнеют и становятся все более скучными и обрюзгшими. Кто же виноват в том, что неплохой человек с добрыми задатками превратился в тупого, жадного и равнодушного обывателя? Прежде всего сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое самодовольное существование.

В рассказе как будто звучит голос самого автора: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека!»

Творчество А.П. Чехова возбуждало отвращение к сонной, полумертвой жизни того времени, его рассказы и повести лечили читателя от нравственной слабости, пассивности, звали к поискам истинно человеческой и прекрасной жизни.


4.26 Пьеса «Вишневый сад»

4.26.1 Новаторство драматургии А.П. Чехова

Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» появилась в 1903 году, на рубеже эпох, когда не только общественно-политический мир, но и мир искусства начал ощущать потребность в обновлении, появлении новых сюжетов, героев, приемов художественного творчества. Чехов также пытается сформировать в драматургии новые положения.

Он исходит из простой мысли, что в реальной жизни люди не так часто ссорятся, мирятся, дерутся и стреляются, как это происходит в современных пьесах. Гораздо чаще они просто гуляют, разговаривают, пьют чай, а в это время разбиваются их сердца, строятся или разрушаются судьбы. Из этой простой мысли и родился прием Чехова, который теперь принято называть смысловым подтекстом, «подводным течением», «теорией айсберга» (у которого, как известно, только верхушка на поверхности моря).

В самом деле, внешне в пьесе нет ничего трагического: старая хозяйка приехала в имение, заложенное за долги, веселится в нем, пока есть возможность (даже устраивает бал), затем опять уезжает. Но как не похожа внешняя оболочка на ту трагедию, которую переживает Раневская. Ведь она навсегда расстается с имением, где жили ее родители, где родилась она сама, где утонул ее сын.

Основной замысел Чехова в создании новой пьесы не мог не отразиться на особенности сюжета. Здесь нет сюжета драматического произведения в обычном его понимании (завязка, развитие действия, кульминация и т.д.). Перед нами чрезвычайно простая фабула (приехала, продала, уехала). Можно сказать, что пьеса Чехова держится не на интриге, а на настроении. В композиции произведения это особое лирическое настроение создают монологи героев, восклицания («прощай, старая жизнь!»), ритмические паузы. Даже пейзаж вишневого сада в цвету Чехов использует, чтобы передать ностальгическую грусть Раневской и Гаева по старой безмятежной жизни. Интересен также прием использования звука лопнувшей струны, как оттеняющий и усиливающий эмоциональное впечатление.

Лирическое настроение пьесы связано и с особенностью ее жанра, который сам автор определил как «лирическую комедию». В пьесе есть чисто комические персонажи: Шарлотта Ивановна, Епиходов, Яша. Это комедия отживших характеров, людей, отживших свое время. Чехов иронизирует над своими героями: над старым Гаевым, «прожившим свое состояние на леденцах», которому еще более старый Фирс советует, какие «брючки надеть»; над Раневкой, которая клянется в любви к Родине и сразу же после продажи имения уезжает обратно в Париж, пока зовет любовник; над Петей Трофимовым, который зовет к новой жизни и в то же время так переживает из-за потери старых калош.

Несомненным художественным достоинством пьесы можно максимально простой, естественный и индивидуализированный язык персонажей. Восторженные речи Гаева и его бильярдные термины, забавные реплики Шарлотты Ивановны, купеческий говорок Лопахина – все это является выразительным средством характеристики героев и свидетельствует о талантливости их создателя.

Художественные особенности пьесы «Вишневый сад» помогают нам понять, почему пьесы Чехова до сих пор интересны, пользуются популярностью и почему их автора называют одним из основоположников «нового театра».

4.26.2 Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» написана в 1903 году, на рубеже двух эпох. Мотив ожидания новой, светлой жизни пронизывает все творчество Чехова в эти годы. Писатель считает, что жизнь изменится не стихийно, а благодаря умной деятельности человека. Чехов подразумевает, что эта жизнь уже зарождается. И мотив этой новой жизни воплощается на страницах пьесы «Вишневый сад».

Прошлое вишневого сада, прошлое жизни Чехов показывает через образы Раневской и Гаева. Это представители дворянского класса, уже отжившего, уходящего. Автор дает почувствовать праздность, безделие этих героев, их привычку жить «в долг, на чужой счет». Раневская расточительна не потому, что добра, а потому, что деньги легко даются ей. Как и Гаев, она рассчитывает не на свои труды и силы, а на случайную помощь: то Лопахин даст взаймы, то ярославская бабушка пришлет для уплаты долга. Поэтому плохо верится, что эти герои сумеют жить где-то за пределами родового имения.

На смену дворянскому классу приходят новые «хозяева жизни»: предприимчивые, сильные, деятельные люди типа Лопахина. Это человек труда. Он встает «в пятом часу утра» и работает «с утра до вечера». В одном из своих монологов он говорит: «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь». Но Чехов не принимает такой новой жизни, ведь Лопахин вырубает вишневый сад, уничтожает самое прекрасное, что есть в округе. Он как тот самый хищный зверь, который съедает все, что попадается на его пути. В своей деятельности он руководствуется лишь личными выгодами и соображениями. И пусть он мечтает о богатырском творческом размахе, говоря, что при громадных лесах, необъятных полях и глубочайших горизонтах люди тоже должны быть великанами. Но сам он вместо великанского размаха занимается приобретением и вырубкой вишневого сада.