Чехов подчеркивает, что Лопахин – лишь временный хозяин вишневого сада, временный хозяин жизни.
Мечту писателя о новой жизни символизируют другие герои. Это Петя Трофимов и Аня Раневская. Студент-демократ Петя Трофимов ищет правду, горячо верит в торжество справедливой жизни в недалеком будущем. Однако и к этому герою у автора отношение двойственное. С одной стороны, он показывает Петю как человека исключительной честности и бескорыстия. Петя беден, терпит лишения, но категорически отказывается «жить на чужой счет», брать взаймы. Наблюдения его над жизнью проницательны и верны, именно он указывает на настоящий грех дворянства, погубивший этот класс. Однако и автора, и читателя смущает одно: Петя много говорит, но мало делает.
Своими призывами к свободной, справедливой жизни Петя увлекает за собой самоотверженную девушку Аню Раневскую. Она готова оставить прошлое, готова действовать, чтобы превратить всю Россию в цветущий сад. В конце пьесы мы слышим ее жизнерадостный призыв «сажать новый сад».
Пьеса «Вишневый сад» задумывалась Чеховым не как призыв к революции (ведь революционером Чехов никогда не был), но как призыв к моральному очищению, к обновлению жизни, к разумной и полезной деятельности во имя прекрасного будущего.
русская литература художественный классический
Замечательную оценку высоких достижений русской классической литературы мы находим у Максима Горького:
«Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией…
В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет собой феномен изумительный; я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникла в жизни с такой силой и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта…
Значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой…» «Гигант Пушкин – величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России…беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой…Достоевский…чародей языка Островский, непохожие друг на друга, как это может быть только у нас на Руси…Все это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их».
В словах М. Горького подчеркиваются две особенности русской литературы: ее необыкновенно быстрый расцвет, поставивший ее уже в конце XIX века на первое место среди литератур мира, и обилие талантов, рожденных Россией.
Быстрый расцвет и обилие талантов – это яркие внешние показатели блестящего пути русской литературы. Какие же особенности превратили ее в самую передовую литературу мира? Это – ее глубокая идейность, народность, гуманизм, социальный оптимизм и патриотизм.
Глубокая идейность и прогрессивность русской литературы определялись ее неизменной связью с освободительной борьбой народа. Передовая русская литература всегда отличалась демократизмом, выросшим на почве борьбы с самодержавно-крепостническим режимом.
Горячим участием русских писателей в общественной жизни страны объясняется быстрый отклик литературы на все важнейшие перемены и события в жизни России. «Больные вопросы», «проклятые вопросы», «великие вопросы» - так характеризовались на протяжении десятилетий те социальные, философские, нравственные проблемы, которые поднимали лучшие писатели прошлого.
Начиная с Радищева и кончая Чеховым, русские писатели XIX века говорили о нравственном вырождении господствующих классов, о произволе и безнаказанности одних и бесправии других, о социальном неравенстве и духовном порабощении человека. Вспомним такие произведения, как «Мертвые души», «Преступление и наказание», сказки Щедрина, «Кому на Руси жить хорошо», «Воскресение». К решению острейших проблем современности авторы их подходили с позиций подлинного гуманизма, с позиций интересов народа.
Каких бы сторон жизни они ни касались, со страниц их творений всегда слышалось: «кто виноват», «что делать». Эти вопросы звучали в «Евгении Онегине» и в «Герое нашего времени», в «Обломове» и в «Грозе», в «Преступлении и наказании» и в рассказах и драматургии Чехова.
Мысль о благе народа постоянно звучала в произведениях русских классиков. Под этим углом зрения они смотрели на все окружающее, на прошлое и будущее. Народность нашей литературы составляет одно из высших ее идейно-эстетических достижений.
Народность русской классической литературы неразрывно связана с другой ее особенностью – патриотизмом. Тревога за судьбу родной страны, боль, вызванная бедами, которые она претерпевала, стремление заглянуть в будущее и вера в него – все это присуще было великим писателям земли русской.
Русская литература XIX века развивалась по пути реализма, правдивого изображения действительности. Подлинную правду жизни увидел Белинский в произведениях Пушкина и Гоголя; по этому пути направлял он творчество русских писателей. «Герой…моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого я старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда»,- писал в «Севастопольских рассказах Л.Н. Толстой. «Трезвый реализм» Толстого, Чехова, Салтыкова-Щедрина и других русских писателей XIX века с необыкновенной широтой и правдивостью осветил все стороны русской жизни.
Реализм русской литературы XIX века – это в основном критический реализм. Критическое изображение жизни – «срывание всех и всяческих масок» составляет одну из самых сильных сторон русской литературы XIXвека. Но, критически изображая действительность, русские писатели в то же время стремились воплотить свои идеалы в положительные образы. Являясь выходцами из самых разнообразных социальных слоев (Чацкий, Гриша Добросклонов, Пьер Безухов), герои эти идут различным жизненным путем, но их объединяет одно: напряженные поиски жизненной правды, борьба за лучшее будущее.
Русский народ по праву гордится своей литературой. Постановка важнейших социальных и нравственных вопросов, глубокое содержание, отразившее всемирно-историческую важность задач русского освободительного движения, общечеловеческая значимость образов, народность, реализм, высокое художественное совершенство русской классической литературы определили ее влияние на литературу всего мира.