Смекни!
smekni.com

Литература XIX века (стр. 5 из 17)

Цельная и сильная натура Катерины лишь до поры до времени терпит деспотизм. «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь»,- говорит она.

Среди героев драмы она выделяется открытым характером, сиелостью и прямотой: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».

Катерина выросла среди раздольной русской природы. Её речь выразительна и эмоциональна, в ней часто встречаются ласкательные и уменьшительные слова : «солнышко», «водица», сравнения: «точно голубь воркует».

Катерина религиозна. Но её религиозность – это не ханжество Кабанихи, а скорее детская вера в волшебные сказки. Катерину, тонкую, поэтическую натуру, привлекает в религии эстетическая сторона: красота преданий, церковная музыка, иконопись.

Проснувшаяся в душе Катерины любовь раскрепощает её, пробуждает невыносимую тоску по воле и мечту о настоящей человеческой жизни. Она не может и не хочет скрывать свои чувства и смело вступает в неравную борьбу с силами «темного царства»: «Пусть все видят, все знают, что я делаю!»

Положение Катерины трагично. Её не пугают далекая Сибирь, возможное преследование. Но её друг слаб и запуган. И его отъезд, бегство от любви отрезают Катерине путь к счастью и свободной жизни.

Драма завершается нравственной победой Катерины и над внешними силами, сковывающими её свободу, и над темными представлениями, сковывающими её волю и разум.

Кончая жизнь самоубийством, она не думает уже о своем грехе, о спасении своей души. Она совершает свой шаг во имя большой любви, открывшейся ей.

Конечно, Катерину нельзя назвать сознательным борцом против рабства. Но её решение умереть, лишь бы не остаться рабой, выражает «потребность возникшего движения русской жизни».

Н.А. Добролюбов назвал пьесу «самым решительным произведением Островского», произведением, выражающим насущные потребности своего времени: требование прав, законности, уважения к человеку.

4.3.2 Быт и нравы города Калинова

Действие драмы А.Н. Островского «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!»- восклицает Кулигин, один из местных жителей.

Но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни.

В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, творятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров. Тут же разъясняется, что причина нищеты – бессовестная эксплуатация бедных богатыми.

В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», но по-разному выражающие свой протест против этой силы.

Рисуя образы представителей «темного царства», самодуров Дикого и Кабаниху, Островский совершенно ясно показывает, что деспотизм и жестокость их держатся на деньгах. Это деньги дают Кабанихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще диктовать нравственные законы всему городу.

Основной смысл жизни Дикого – обогащение. Жажда денег изуродовала его, превратила в безрассудного скрягу. Нравственные устои в его душе основательно расшатаны.

Кабаниха – защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев «темного царства». Ей все кажется, что дети стали выходить из-под влияния родителей. Кабаниха ненавидит все новое, верит всем нелепым выдумкам Феклуши. Она, как и Дикой, предельно невежественна. Арена ее деятельности – семья. Она не считается с интересами и склонностями своих детей, на каждом шагу оскорбляет их своими подозрениями и упреками. По ее убеждению, основой семейных отношений должен быть страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению Кабанихи, ведет человека к нравственному падению. Деспотизм Кабанихи носит ханжеский, лицемерный характер. Все ее действия прикрываются маской покорности божьей воле. Кабаниха – жестокий и бессердечный человек.

Между Кабанихой и Диким много общего. Их объединяет деспотизм, суеверие, невежество, бессердечность. Но Дикой и Кабаниха не повторяют друг друга. Кабаниха хитрее Дикого. Дикой не прикрывает своего самодурства. Кабаниха же прячется за бога, которому она якобы служит. Как ни отвратителен Дикой, Кабаниха страшнее и вреднее его. Авторитет ее признан всеми, даже Дикой говорит ей: «Ты одна во всем городе разговорить меня можешь». Ведь самодурство Дикого основано прежде всего на безнаказанности, и потому он пасует перед сильной личностью. Его невозможно «просветить», но можно «прекратить». Марфе Игнатьевне это легко удается.

Именно Дикие и Кабанихи создают в городе атмосферу «жестоких нравов», в которой задыхаются свежие, молодые силы. Бросается с обрыва в Волгу Катерина, убегает из дома с Кудряшом Варвара, не выдержав деспотизма матери, Тихон потерял всякую способность жить и мыслить самостоятельно. Нет в этой атмосфере места добру и любви.

Действие пьесы не выходит за пределы семейного, бытового конфликта, но этот конфликт имеет большое социально-политическое значение. Пьеса явилась страстным обвинением деспотизму и невежеству, царившим в предреформенной России, горячим призывом к свободе.

4.3.3 Добролюбов о пьесах Островского

Анализу творчества Островского Добролюбов посвятил две статьи: «Темное царство» и «Луч света в темном царстве».

Первая статья была напечатана в журнале «Современник» в 1859 году, вскоре после выхода в свет первого собрания сочинения Островского. Вторая статья, посвященная анализу драмы «Гроза», была напечатана вслед за постановкой этой пьесы в Московском Малом театре в 1860 году.

Критик называет произведения драматурга пьесами жизни, потому что в них созданы реалистические картины действительности. Мир, изображенный в пьесах Островского, Добролюбов назвал «темным царством», подчеркнув этими словами, что уродливые общественные отношения, показанные в произведениях, характеризуют не только мир чиновников и купцов, но и жизнь всей тогдашней России. В этом «темном царстве» все блага жизни захвачены грубыми дармоедами, в нем царят беззаконие, произвол, грубая сила, самодурство.

Слово «самодурство» как для Островского, так и для Добролюбова явились синонимами таких понятий, как деспотизм, произвол, социальный гнет. Самодурство основано всегда на социальном неравенстве. Богатство самодуров, материальная зависимость от них окружающих позволяют им творить любой произвол.

В статье «Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбов дал блестящий анализ идейного содержания и художественных особенностей драмы «Гроза».

«Гроза», по словам Добролюбова, «самое решительное произведение Островского», ибо она знаменует собой близкий конец «самодурной силы». Центральный конфликт драмы – столкновение героини, отстаивающей свои человеческие права, с миром «темного царства». В образе Катерины критик видит воплощение русской живой натуры. Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе.

Критик пишет: «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу…»

Нужно иметь в виду, что критик вложил в эту статью, как и в статью «Темное царство», скрытый политический смысл. Под «темным царством» он вообще разумеет мрачный феодально-крепостнический строй России с его деспотизмом и гнетом. Поэтому самоубийство Катерины рассматривает как вызов деспотическому укладу жизни, как протест личности против какого бы то ни было гнета, начиная с семейного.

Конечно, Добролюбов далек от того, чтобы считать Катерину революционеркой. Но если женщина – самое бесправное существо, да еще в темной, косной среде купечества – не может больше мириться с гнетом «самодурной силы», значит среди обездоленных, забитых людей зреет возмущение.

«Русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело»,-заявлял Добролюбов. А «решительное дело» для России 60-х годов 19 века значило революционное дело.

В этих словах можно видеть ключ к пониманию идейного смысла «Грозы».

4.4 Гончаров Иван Александрович (1812 -1891)

Жизненный и творческий путь

Родился Гончаров в Симбирске, в семье богатых купцов, начальное образование получил дома, затем в частном дворянском пансионе. В 1822 году был отправлен в Московское коммерческое училище, где проучился 8 лет, о которых вспоминает с горечью. В 1831 –1834 годах Гончаров учится на словесном отделении Московского университета и попадает совсем в иной круг студенческой молодежи – будущей дворянской и разночинской интеллигенции. После окончания университета, прослужив несколько месяцев секретарем симбирского губернатора, он переезжает в Петербург и сближается с литературными кругами, удивляя всех довольно слабыми стихами и пробуя себя в жанрах очерка и повести.

В 1847 году в журнале «Современник» выходит его первый роман «Обыкновенная история», который, по словам Белинского, нанес «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментализму, провинциализму». В 1852 – 1855 годах Гончаров в качестве секретаря совершает кругосветное путешествие на фрегате «Паллада», впечатления от экспедиции воплотились в книге очерков, которая так и называлась «Фрегат Паллада» (1855 -1857). По возвращении в Петербург писатель служит в департаменте министерства финансов, затем в цензурном комитете, пока не выходит в отставку в 1860 году.