Смекни!
smekni.com

Литература XIX века (стр. 9 из 17)

4.8 Образ Евгения Базарова

Действие романа Тургенева «Отцы и дети» разворачивается в 1859 году. Это время выхода на общественную арену нового сословия – революцинных демократов.

Тургенев в своем произведении ставит задачу показать представителя нового поколения максимально объективно, оценивая сильные и слабые его стороны Главное лицо романа Базаров – молодой человек, ничего не принимающий на веру и отрицающий любые принципы.

По своему социальному происхождению Базаров – разночинец. Он, внук крестьянина, сын уездного лекаря, с гордостью говорит: «Мой дед землю пахал». Базаров гордится тем, что учился на «медные деньги», самому себе обязан тем, чего достиг. Труд для Базарова – нравственная потребность. Даже на отдыхе в деревне он не может сидеть без работы.

Базаров прост в общении с людьми. И его отношение к ним вызвано искренним интересом, внутренней потребностью. Не случайно на следующий день после приезда Базарова к Аркадию дворовые мальчишки «бегали за дохтуром, как собачонки»; он охотно помогает Фенечке во время болезни Мити, быстро сходится с простыми людьми. Держится Базаров просто, уверенно, свободно в любой среде.

Базаров – человек твердых демократических убеждений. Он показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». «Мы действуем в силу того, что признаем полезным для народа,- говорит Базаров.- В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем». Что же отрицает Базаров? И на этот вопрос он сам дает ответ: «Все». И в первую очередь то, что Павлу Петровичу даже вымолвить страшно: самодержавие, крепостное право. Религию. Базаров отрицает все, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, невежество, социальный гнет. Базаров отрицает весь общественно-политический строй России того времени.

Такое отрицание носило, бесспорно, революционный характер. Это прекрасно понимал и сам Тургенев, в одном из своих писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… И если он называется нигилистом, то надо читать : революционером»

Базаров – сильная личность. Это проявляется прежде всего втом, что он не поддается чужому влиянию, а сам умеет подчинять других. Так, Базаров оказывает несомненное влияние на Аркадия; в спорах он убедителен настолько, что заставляет усомниться в своей правоте Николая Петровича; им серьезно заинтересовалась аристократка Одинцова.

Важными чертами личности Базарова являются его материалистические взгляды, атеизм. Он не верит в бога и этому отрицанию остается верен до конца (перед смертью он отказывается от причастия, и религиозные обряды над ним смогли совершить только тогда, когда впал в беспамятство). Без сомнения, Базаров – сильная личность. Но некоторые его суждения ошибочны. Разве можно согласиться с ним, не признающим любовь, красоту природы, отрицающим искусство. Да и он сам, полюбив Одинцову, почувствовал зыбкость своей теории.

Слабостью образа Базарова явилось также политическое, психологическое одиночество героя в чуждой ему дворянской среде. Тургенев, показывая готовность Базарова действовать в духе своих демократических убеждений, то есть расчистить место для тех, кто будет строить, не дает ему возможности действовать, потому что, с его точки зрения, Россия в таких разрушительных действиях не нуждается.

4.9 Некрасов Николай Алексеевич (1821 - 1877)

Жизненный и творческий путь

Родился Некрасов в семье помещика. Детство будущего поэта прошло в деревне Грешнево Ярославской губернии в обстановке крайнего отцовского деспотизма. Учился Некрасов в Ярославской гимназии (1832 - 1837) и, не окончив курса, в 1838 году был отправлен отцом в Петербург, чтобы поступить на военную службу в Дворянский полк, но, вопреки отцовской воле, он стал вольнослушателем в Петербургском университете (1839 - 1841), за что и был лишен всякой материальной поддержки. Некрасов сильно бедствовал, впоследствии он назовет эти годы «самым трудным периодом в жизни», периодом «петербургских мытарств». Бороться с нищетой помогала журналистская работа. В 1840 году он издал свою первую, слабую и подражательную книгу стихов «Мечты и звуки», которой впоследствии стыдился, а в 1841 году знакомство с Белинским стало для него спасением. Совместно с ним он участвует в издании литературно-публицистического альманаха «Физиология Петербурга», а с 1847 года возглавляет (вместе с И.И. Панаевым) прогрессивно-демократический журнал «Современник», вокруг которого объединились лучшие русские писатели того времени: Тургенев, Л.Н. Толстой, Островский, Гончаров, Салтыков-Щедрин и др.

1845 год стал поворотным в судьбе Некрасова. Стихотворение «В дороге» было восторженно встречено В.Г. Белинским. («Да знаете ли вы, что вы – поэт - и поэт истинный!» - Белинский). С этого момента Некрасова по праву считают певцом крестьянского горя, защитником бедных и угнетенных. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…» появляется довольно нетрадиционный для литературы, но не для Некрасова, образ музы – «сестры родной», «крестьянки молодой», высеченной на Сенной площади.

1847 г. Некрасов вместе с Панаевым берут в аренду журнал «Современник». С этого момента начинается многолетняя работа Некрасова-редактора, что в ту пору требовало огромного гражданского мужества.

1848 г. Авдотья Яковлевна Панаева становится гражданской женой Некрасова.

Выход в свет в 1856 году поэтического сборника «Стихотворения» принес поэту огромный успех. Сборник открывался стихотворением «Поэт и гражданин», ставшим поэтическим манифестом автора. В сборник вошли 72 стихотворения. Однако второе издание сборника было запрещено цензурой.

1853г. начало болезни Некрасова (поражение гортани).

1856г. поэма «Саша».

1856-57 гг. поездка за границу.

1860 г. В «Современнике напечатана статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день»» по поводу романа И.С. Тургенева «Накануне». Это привело к расколу в редакции журнала.

1862 г. Издание «Современника» приостановлено на 8 месяцев.

1863 г.

Некрасов расстается с Панаевой;

Появляется поэма «Мороз, Красный Нос»;

Поэт покупает усадьбу Карабиха;

Начинает работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо».

1866 г. «Современник» закрыт окончательно.

1868 г. Некрасов вместе с Салтыковым-Щедриным начинает издавать журнал «Отечественные записки».

1870 г. поэма «Дедушка».

1871 г. Выходит первая часть поэмы «Русские женщины».

1872 г. Выходит вторая часть поэмы «Русские женщины».

1877 г.

Некрасов венчается с Зинаидой Николаевной.

Выходит сборник стихов «Последние песни» (сборник запрещен цензурой).

27 декабря (по старому стилю) Некрасов скончался.

4.10 Лирика Н.А. Некрасова

4.10.1 Основные мотивы лирики Некрасова

Творчество великого русского поэта Н.А. Некрасова представляет собой яркий пример слияния мастерства большого художника и позиции гражданина – сына своей Родины. Следуя традициям поэтов-декабристов, традициям Пушкина и Лермонтова, Некрасов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в жизни общества.

Поэт Некрасова – это пророк, которого к людям послал «бог гнева и печали». Позиция Некрасова наиболее полно представлена в стихотворении «Поэт и гражданин»:

Не может сын смотреть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

Стихотворение «Поэт и гражданин» написано в форме диалога и представляет собой полемику (спор) с широко распространенными тогда взглядами на поэта как на нечто возвышенное, чуждое земным страданиям. Идеал некрасовского поэта - «Отечества достойный сын».

Поэзия Некрасова пользовалась громадной популярностью. В 60-е годы19 века появился новый читатель – разночинец, который в стихах и поэмах находил отзвук своим мыслям и думам. Некрасов стал поэтическим вождем нового поколения. Свой гений поэт отдал русскому народу, жил его жизнью и боролся за его счастье. «Некрасов опустил поэзию с небес на землю. Под его пером поэзией стало простое, житейское, обыденное человеческое горе… »

Главный герой творчества Некрасова – крестьянство. Картинами народного горя полны его произведения:

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна,

Грустную думу наводит она.

Особое место в произведениях Некрасова занимает образ русской женщины. «Тип величавой славянки» предстает перед нами во многих стихотворениях: «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», в поэмах «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо».

В полном разгаре страда деревенская,

Доля ты, русская долюшка женская,

Вряд ли труднее сыскать!

Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства. «Грязь обстановки убогой к ней словно не липнет», она и «коня на скаку остановит», и «в горящую избу войдет».

Характеры русских женщин в произведениях Некрасова говорят о силе, чистоте, неподкупности простого народа, о необходимости перемен в жизни.

Сам Некрасов называл свою музу «родной сестрой» «крестьянки молодой», высеченной на Сенной площади. (ст.«Вчерашний день часу в шестом…»)

А в стихотворении «Элегия» он говорит о своем предназначении:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

4.10.2 Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - подлинно народная поэма

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) – вершина творчества Некрасова. Поэме поэт отдал долгие годы неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил он сам, «по словечку», в течение 20 лет.

Поэт мечтал, чтобы книга дошла до народа и была ему понятна. Поэма не была закончена, но и в незаконченном виде она представляет собой великое произведение.