Нарушение установленных правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки НС. В КР действуют единые нормативные акты, регламентирующие порядок производства и обращения с наркотическими и другими сильнодействующими ядовитыми веществами. Конкретная совокупность действий, образующих составы данных противоправных деяний раскрывается в нормативных актах, издаваемых министерствами и ведомствами. Так Министерство здравоохранения КР в действующих приказах и инструкциях определяет порядок учета, хранения, прописывания и использования наркотических лекарственных препаратов, а также определяет круг должностных лиц медицинских учреждений, несущих контроль за целесообразностью назначения лечащими врачами НС, состоянием хранения, учета и расходования препаратов и специальных рецептурных бланков.
Обнаружение нарушений установленных правил обращения с НС в подавляющем большинстве случаев является признаком совершения иных преступлений, связанных с наркотиками, чаще всего хищений с использованием служебного положения.
Приобретение НС может заключаться как в сложной совокупности действий, так и быть достаточно простым. Под приобретением понимается покупка, обмен, дарение, принятие в счет погашения долга и другие формы незаконного получения наркотиков во владение. Приобретение НС может иметь целью их последующее употребление, а также перепродажу либо другие формы дальнейшего их распространения: вовлечение в наркоманию новых лиц, притоносодержательство и другие. Кроме того, НС могут приобретаться для совершения других общеуголовных преступлений, например, с целью приведения потерпевшего в бессознательное состояние.
Хранение представляет собой фактическое владение НС для личного потребления или последующего сбыта, а также без таковых целей, но заведомое для хранителя, например хранение НС по просьбе других лиц. С криминалистической точки зрения хранение является одним из этапов преступного распространения наркотиков. Способы хранения наркотиков весьма разнообразны, поэтому можно привести лишь наиболее типичные способы сокрытия наркотиков, используемые преступниками при их хранении. Наркотики в небольшом количестве могут храниться в подкладке, в швах одежды, в пуговицах, в каблуках обуви, в естественных полостях организма (при перевозке их в места лишения свободы), в предметах обстановки жилого помещения и на рабочем месте, в специально изготовленных тайниках, замаскированных под предметы домашнего обихода. В коммунальных квартирах тайники могут устраиваться в местах общего пользования. Для устранения специфического запаха используется герметическая упаковка наркотиков, маскировка тайников резкопахнущими веществами. Это относится прежде всего к наркотикам растительного происхождения. Для маскировки хранения наркотикосодержащих лекарственных препаратов используются следующие способы: замена фабричной упаковки на упаковку других лекарств( аспирина, анальгина и др.); измельчение таблеток до мелкого порошка и хранение их под видом средств бытовой химии или пищевых продуктов; хранение наркотиков жидкой консистенции в пузырьках от «безобидных» лекарств, хранение крупных партий собранной конопли под видом фуража для домашних животных. Места хранения также отличаются многообразием. Кроме жилых помещений и подворья наркотики могут храниться в зависимости от целей в труднодоступных местах, местах ограниченного доступа (электрические щиты), автоматических камерах хранения.
Способы перевозки отличаются не только многообразием, но и заметной тенденцией к постоянному усовершенствованию. Это связано как с усилением контроля со стороны органов МВД, наделенных особыми полномочиями в ряде регионов страны, так и общим улучшением профилактической работы правоохранительных органов в этом направлении. Для перевозки преступниками используются повышенные меры конспирации, затрудняющие как выявление «курьеров», так и перевозимых наркотиков. Для перевозки наркотиков в крупных размерах железнодорожным, водным авиа транспортом могут использоваться случайные лица, которых просят передать посылку соответствующим людям. Но чаще для перевозки используются специально нанятые «курьеры», для которых разрабатываются не только средства оповещения, пароли для связи, но и «легенды» на случай возможного задержания.
Перемещение НС может осуществляться и путем пересылки их по почте в посылках, бандеролях и даже в конвертах. Средства маскировки при этом используются аналогичные тем, что применяются при хранении и перевозке.
Способы сбыта наркотиков зависят от этапа преступной деятельности по распространению их от производителя к конечному потребителю. Продажу наркотиков непосредственно наркоманам осуществляют лица, занимающиеся оптовой скупкой, расфасовкой и подготовкой наркотиков к употреблению. Обычно такой продавец обслуживает несколько групп наркоманов, при этом он стремится ограничить свои контакты одним особо доверенным наркоманом, через которого он продает наркотики для всей группы. Установление сбытчиков наркотиков представляет самую большую сложность при расследовании преступлений данной группы.
Организация и содержание притонов для потребления НС может выражаться как в постоянном, так и в однократном предоставлении помещений для этих целей. Притоносодержательство связано, как правило, с другими преступлениями, с изготовлением и сбытом наркотиков, поэтому кроме следов указывающих на потребление наркотиков, там могут быть обнаружены приспособления для их изготовления, а также запасы наркотиков, предназначенные для реализации.
Сведения о типичных следах преступления
Как самостоятельный структурный элемент криминалистической характеристики отдельного вида, группы преступлений типичные следы выделяются в большинстве специальных исследований. Однако если понимать следы в узком значении этого слова, то есть как отражение взаимодействия различных материальных объектов, то легко заметить, что описание таких следов( иногда именуемых признаками ), встречается практически в каждом элементе криминалистической характеристики.
Описание следов преступлений, связанных с наркотиками является необходимым по следующим причинам. Во-первых, в описании обстановки, предмета преступления, способов совершения, данных о личности следы описываются в разобщенном виде, как отдельные признаки тех или иных элементов преступления, и в совокупности не образуют определенной системы сведений целевого назначения – выявления закономерных связей между отдельными элементами криминалистической характеристики. Между тем такие взаимосвязи можно установить лишь прослеживая закономерности образования не отдельно взятых следов, а следовой информации о преступлении в целом. Во-вторых, в описании различных элементов криминалистической характеристики следы представляются в основном в узком смысле слова. Между тем, говоря о следах типичных преступлений рассматриваемой группы, следует иметь в виду, что под ними понимаются следы как в широком, так и в узком смысле слова. Сама обстановка совершения преступления в ряде случаев является отражением преступных действий, направленных на подготовку, совершение, сокрытие одного или ряда преступлений. Так, обнаружение в ходе обыска в квартире подозреваемого предметов, используемых для изготовления либо потребления НС, является в совокупности с другими данными, доказательством совершения конкретных преступных действий.
Даже следы в узком смысле этого слова до недавнего времени не подвергались детальному изучению криминалистами, за исключением исследований в области судебных экспертиз. Указанный пробел отрицательно сказывается на практике расследования данных преступлений.
Большинство работников следственного аппарата имеют весьма слабое представление о технических приемах и средствах выявления, предварительного исследования, фиксации и изъятия различного рода материальных объектов и следов на них, а также о тактике их оценки и использования в ходе расследования. Допускается множество ошибок при обнаружении, фиксации, изъятии и решения вопроса о дальнейшем использовании:
- следов человека на различных материальных объектах, имеющих отношение к расследуемому событию;
- следов наркотических веществ на различных предметах-носителях;
- следов предметов, используемых при совершении преступлений (изготовлении, распространении, употреблении НС и т. д.);
- следов преступления, остающихся на человеке.
Не исследовано в достаточной мере доказательственное значение перечисленных следов, и методы их использования при доказывании различных обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу.
Кроме этого предметом самостоятельного изучения должны быть не только материальные следы преступлений данной группы, но и закономерности возникновения, обнаружения, выявления, фиксации и использования информации об отдельных элементах преступления, отражающихся в памяти людей, причастных к данным преступлениям. Речь идет, во-первых, об исследованиях, направленных на выявление и описание круга типичных сведений (следов в широком смысле) о преступлении, которые могут быть получены в ходе «обработки» личностной информации; во-вторых, о выявлении типичных источников (круга лиц), из которых такие сведения могут быть получены; и в третьих, включении подсистемы следовой информации, содержащейся в личных источниках в общую систему типичных следов характеристики. Только в этом случае криминалистическая характеристика в целом будет способна выполнить свое функциональное предназначение, а именно: служить типовой базой фактических данных для выдвижения следственных, розыскных и экспертных версий по делу.
На основе общей видовой (следовой) характеристики преступлений, связанных с наркотиками, могут быть построены следовые характеристики каждой группы преступлений данного вида – незаконного изготовления, хищений НС и т.д.