Смекни!
smekni.com

Международные экономические договоры (стр. 6 из 15)

Большое значение для действенности всего механизма наиболь­шего благоприятствования имеет вопрос о допустимых изъятиях из этого режима. Считаются допустимыми лишь отдельные исключения из принципа наибольшего благоприятствования, поскольку они обуслов­лены либо исторически сложившимися обычаями, либо особым положением стран, которым предоставляется льгота. В современной практике государств, считаются допустимыми следующие изъятия, включае­мые в торговые договоры, когда режим наибольшего благоприятствования не распространяется на льготы и привилегии, предоставляемые:

а) соседнему государству для облегчения пограничных торговых сношений и приграничной торговли; б) в силу таможенного союза; в) для облегчения каботажного мореплавания; г) развивающимся странам; х) развивающимися странами друг другу.

Практика изъятий из режима наибольшего благоприятствования означает, что если страна в одном из случаев, допускающих это изъятие, предоставляет стране-партнеру какую-либо льготу (например, снижает таможенную пошлину), то она имеет право не распространять эту льготу на все страны, с которыми ее отношения бази­руются на принципе наибольшего благоприятствования.

В соответствии с современным международным правом правомерны только такие изъятия, которые установлены о согласия страны, в отношения которой они применяются.

Помимо постановлений о торгово-политическом режиме в торговый договор включаются постановления о признании со стороны органа одного государства актов, совершенных на территории другого договаривающегося государства, например, документов, выданных компетентными властями договаривающейся стороны, и свидетельствующих о национальности судна, о грузоподъемности судна, материальных свидетельств и других судовых документов.

В торговые договоры включаются также постановления о взаим­ном признании юридических лиц, образованных по законам договаривающихся стран и о допуске их к осуществлению хозяйственной деятельности на территории договаривающихся стран в соответствии с действующими в этих странах законами.

Часто договаривающиеся стороны берут на себя в торговом дого­воре обязательства об исполнении арбитражных решений по опорам, возникающим из сделок, заключаемых их юридическими лицами и учреж­дениями. При этом в договоре указываются случаи, когда в исполне­нии арбитражного решения может быть отказано (например, если решение не вступило в законную силу, обязывает к действию, недопусти­мому по законам соответствующей страны, противоречит публичному порядку страны).

В постановления торгового договора могут быть включены обязательства сторон заключить в будущем долгосрочные и иные соглаше­ния: о взаимных поставках товаров, соглашения об обмене техничес­ким опытом, обязательства содействовать взаимному обмену техниче­ским опытом путем посылки специалистов, организация промышленных и сельскохозяйственных выставок и иными способами. В договоры мо­гут быть также включены обязательства о заключении в будущем со­глашений о железнодорожном сообщении, торговом судоходстве, воз­душном сообщении, речном судоходстве, транзите. Таким образом, по­становления торгового договора предопределяют характер будущих со­глашений между договаривающимися сторонами.

Кроме двусторонних торговых договоров практике международных экономических отношений известны и многосторонние торговые дого­воры. Таким договором, имевшим существенное значение для торговли стран, являлся Генеральное со­глашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ представлял собой многостороннее соглашение по вопросам таможенных тарифов и торго­вой политики, подписанное в Женеве 30 октября 1947 г. 23 государ­ствами и вступившее в силу с I января 1948 г.

По мнению ряда ученных, ГАТТ являлось отнюдь не договором, по своей фактической сущности. Так, например Богуславский М.З., говоря о признаках и особенностях ГАТТ, называет это соглашение «параорганизацией»[6],

В задачи ГАТТ входит постепенное существенное понижение обычных таможенных тарифов, отмена преференция, устранение ограни­чений импорта и проведение других торгово-политических мероприя­тий, которые, как отмечено в договоре, должны способствовать уско­рению экономического развития всех государств - участников Согла­шения. На начало 80-х годов в ГАТТ участвовало свыше 110 стран.

Одним из основных принципов ГАТТ являлся принцип наибольше­го благоприятствования, в соответствии с которым каждое государство-участник Соглашения должно автоматически распространить на всех участников ГАТТ все преимущества и льготы, которыми пользу­йся в торговле с ним какая-либо страна, входящая или не входящая в Соглашение. При многостороннем характере соглашения применение того принципа должно было бы привести к формальному выравниванию торгово-политических условий для всех государств-участников ГАТТ, имевших и не имевших между собой двусторонних соглашений.

Среди проводимых а рамках ГАТТ многосторонних переговоров о снижении пошлин наиболее важное значение имеют два тура перегово­ров – «Кеннеди раунд» (инициатор - президент США Д. Кеннеди), про­ходивший в I964-I967 гг.. и «Токио-раунд» (I973-I979 гг.). Хотя результатом этих переговоров был определенный компромисс между странами-участницами, позволивший существенно снизить пошлины по многим товарам и осуществить другие меры по ослаблению торговых барьеров, это, естественно, не устранило противоречий между разви­тыми странами.

В 1965 г. принята новая, 17 часть ГАТТ "Торговля и развитие". Здесь, признавая большой разрыв в условиях развития между двумя группами стран, развитые государства взяли на себя обязательства воздержаться от ввода новых таможенных норм и нетарифных барьеров, новых мер фискального характера и т.п., которые могут затронуть экспорт развивающихся стран. Вместе с тем развитые страны-члены ГАТТ соглашались не ожидать взаимности в переговорах о снижении или упразднении тарифов или других барь­еров со стороны развивающихся стран. Однако принятие этой новой части ГАТТ отнюдь не разрешило всех противоречий между развитыми и развивающимися странами в ГАТТ. Вопрос о пре­ференциях для развивающихся стран и допуске их товаров на рынки развитых стран остается по-прежнему одним из наиболее важных во­просов современных международных экономических отношений.

Этот вопрос был предметом острой дискуссии во время «Токио раунда». Хотя развивающимся странам не удалось добиться удовлет­ворения всех своих требований, важное значение для них имеет решение внести в текст ГАТТ так называемую разрешающую оговорку, допускающую исключения из принципа наибольшего благоприятствования в пользу развивающихся стран. Тем самым предоставляемые раз­витыми государствами-членами ГАТТ специальные торговые льготы для развивающихся стран получили договорное закрепление, тогда как раньше с точки зрения принципов Генерального соглашения они рас­сматривалась как временное исключение из правил. Однако, исполь­зуя другие формулировки Соглашения или в обход его развитые капи­талистические страны нарушают рекомендации Конференции ООН по торговле и развитию 1964 г. об обязанности предоставлять в одно­стороннем порядке таможенные и иные льготы развивающимся странам.

Торговые (контингентные) соглашения

Наиболее распространенными в международной практике соглаше­ниями, регулирующими товарооборот между странами, являются торго­вые соглашения", именуемые также соглашениями о поставках товаров или соглашениями о товарообороте.

Такие соглашения в практике государств появились сравнитель­но недавно. Уже о конца прошлого столетия в условиях обострения экономической борьбы между крупнейшими державами стала обнаружи­ваться недостаточность торговых договоров как единственного сред­ства регулирования международных экономических отношений.

Во время первой мировой войны в связи с тем, что государства стали применять различного рода запрещения и ограничения в тор­говле с вражескими государствами и даже с нейтральными странами, оказалось необходимым в дополнение к торговым договорам об общих принципах торговли заключать соглашения, устанавливающие экспорт­ные и импортные контингенты товаров, разрешаемых к ввозу и выво­зу.

Начиная с 1931-1932 гг. в условиях мирового экономического кризиса возникла острая необходимость заключения между капиталис­тическими правительствами особых соглашений об установлении контингентов товаров, разрешаемых к ввозу на соответствующий период времени и об осуществлении платежей или определении формы плате­жей за товары. Во время второй мировой войны капиталистические страны стали вводить запреты и на экспорт товаров. Поэтому в сог­лашения о товарообороте стали включаться и экспортные контингенты.

Политика "либерализации" (постепенной отмены запретов на экспорт и импорт товаров), которую стали осуществлять страны после второй мировой войны и которую они завершили в основном к 1959 г., не сняла, однако, в полной мере вопроса о необходимости заключения международных соглашений о товарообороте, в дополнение к торговым договорам, поскольку политика "либе­рализации" осуществлялась в отношении не всех стран, а только в отношении групп стран - членов определенных замкнутых экономических группировок, возникших после второй мировой война (ЕЭС, ЕАСТ, СЭВ).

Соглашения о товарообороте заключаются, как правило, на краткосрочные периоды (6-12 месяцев), однако в последние годы под влиянием практики социалистических государств стали получать все большее распространение долгосрочные (обычно на 5 лет) соглашения и во взаимоотношениях государств.