Смекни!
smekni.com

Понятие формы и содержание реализации норм международного права (стр. 2 из 6)

Федерации».

Нормы о функциях и полномочиях (нормы о компетенции) содержатся как в Конституции РФ применительно к Президенту, Федеральному Собранию, Правительству, так и в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, посвященных статусу и функциям отдельных органов (Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г., Закон «О прокуратуре Российской Федерации», Положение о Министерстве иностранных дел РФ и т. д.) либо регламентирующих определенные виды деятельности (Основы законодательства о но­тариате, Таможенный кодекс РФ, Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже»).

Нормы о формах и способах реализации международно-правовых норм фиксируются в специальных актах, как на федеральном, так и на региональном уровне, поскольку выполнение международных договоров РФ отнесено Конституцией РФ к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Нормативные положения сочетаются в этих актах с предписаниями правоприменительного характера.

2. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации

Под таким механизмом понимается комплекс участвующих в осуществлении норм органов государства и проводимых ими ме­роприятий по обеспечению выполнения международных обязательств.

В реализации норм международного права принимают участие различные по статусу, полномочиям, характеру деятельности органы государства.

Федеральное Собрание РФ принимает законы, в том числе и касающиеся обеспечения выполнения международных норм. Такие законы по своему существу являются правообеспечительными и (или) конкретизирующими актами. Они определяют конкретных субъектов реализации норм, устанавливают их полномочия, предусматривают или конкретизируют санкции и т. д. Знаменателен в этом смысле Федеральный закон «О порядке предоставления Российской феде­рацией военного и гражданского персонала для участия в деятель­ности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности», принятый Государственной Думой 26 мая 1995 г. Он ориентирован на обеспечение обязательств Российской Федерации в связи с решениями Совета Безопасности ООН и региональных органов, а также на основании двусторонних и многосторонних международных договоров. Согласно Закону Российская Федерация самостоятельно с учетом ее обязательств по Уставу ООН и другими международными договорами определяет в каждом случае целесооб­разность своего участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Определены полномочия Президента РФ и Правительства РФ по принятию решений о предоставлении российского персонала для участия в миротворческой деятельности и их полномочия, с учетом компе­тенции Совета федерации, связанные с предоставлением Российской Федерацией воинских формирований Вооруженных Сил РФ для участия в международных принудительных действиях с использо­ванием вооруженных сил.

Широкое распространение получили указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, ориентированные на обеспечение исполнения международных обязательств. В числе новейших актов можно назвать указ Президента РФ «О подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств в области химического разоружения» от 25 марта 1995 г.

Министерство иностранных дел РФ, согласно Положению о нем 1995 г., подготавливает предложения о выполнении международных договоров и вносит эти предложения на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет общее наблюдение за выполнением международных договоров РФ.

В необходимых случаях создаются межведомственные комиссии с координирующими функциями. Такова, например, Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, созданная в июле 1994 г. Характерно, что в Положении о Комиссии в числе правовых средств, которыми она руководствуется в своей деятельности, указаны и международно-правовые нормы, действующие на территории России. В перечне задач Комиссии — выработка и осуществление на основе межправительственных и межведомственных соглашений и догово­ренностей мероприятий в области международного сотрудничества по контролю за наркотиками. Комиссия, в частности, компетентна осуществлять контроль за ходом выполнения министерствами и ведомствами обязательств России, предусмотренных международными соглашениями в этой области.

3. Международный конвенционный механизм реализации

Международный механизм как комплекс средств и институтов, используемых государствами для обеспечения реализации междуна­родно-правовых норм, состоит из двух взаимосвязанных компонентов — международного договорно-правового (конвенционного) механизма и международного организационно-правового (институционного) ме­ханизма.

Международный договорно-правовой (конвенционный) механизм реализации включает правообеспечительное нормотворчество, толко­вание, международный контроль, правоприменение.

Правообеспечительное нормотворчество. Здесь можно выделить следующие разновидности:

1) предварительное нормотворчество (в том числе создание «пробных» норм права), предшествующее созданию основных норм, реализацию которых призвано обеспечить. «Экспериментальные» нормы позволяют предопределить эффективность будущих норм, обнаружить их недостатки с целью совершенствования будущего

договора;

2) конкретизация, осуществляемая или одновременно с созданием первичных, основных норм, или в процессе их реализации. Например, одновременно с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г. был подписан ряд договоров в целях его исполнения: Меморандум о договоренности, об установлении исходных данных в связи с этим Договором, Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию ракетных средств, подпадающих под действие Договора, а также договоры СССР и США с рядом государств о проведении инспекций на их территории.

В международно-правовом регулировании конкретизация имеет исключительно важное значение. Высокая степень обобщенности первичных норм может затруднить реализацию, в связи с чем необходимо их развитие. Так, ст. 2 Устава ООН лишь перечисляет принципы, которыми должны руководствоваться государства во взаимных отношениях. Конкретное же содержание их раскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и др. В них указывается, что развитие содержания принципов будет способствовать обеспечению более эффективного их применения;

3) закрепление нормами международного права необходимых (или возможных) мер внутригосударственного правотворчества. Причем ими могут устанавливаться рамки такого нормотворчества и даже определяться содержание будущих норм внутреннего права.

Статья 1 Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г. гласит: «Стороны обязуются принимать в законодатель­ном или ином порядке любые соответствующие нормы, необходимые для полного осуществления Конвенции и ее приложения, которое является неотъемлемой частью Конвенции»;

4) установление рамок правового регулирования и (или) правового режима. Предусматривается, например, что в одних ситуациях субъекты должны руководствоваться внутренним законодательством, в других — только международными нормами;

5) определение компетентных органов государства, на которые возлагаются права и обязанности в связи с реализацией договорных норм. Так, в межправительственном Соглашении между Российской Федерацией и Польшей об избежании двойного налогообложения доходов и имущества 1992 г. такими компетентными органами названы Министерство финансов Российской Федерации и Министр финансов Польши.

Правообеспечительные нормы содержатся, как правило, в тех же договорах, что и основные нормы — регулятивные. Однако в некоторых случаях государства могут заключать дополнительные (специальные) соглашения во исполнение основных. Например, соглашения о гарантиях предусматривают, что государство может выступать гарантом какого-либо договора, в связи с чем берет на себя обязательства поддерживать конкретное положение международ­но-правового характера. Гарантии являются средством поддержания определенного статуса территорий (например, нейтралитета). Другим примером гарантий может служить заявление трех ядерных держав (СССР, США и Англии), которым они гарантировали обеспечение безопасности неядерных государств — участников Договора о нерас­пространении ядерного оружия и обязались принять немедленные действия в случае ядерной агрессии против такого государства.

Толкование. Оно также является средством обеспечения реализации и может осуществляться как в процессе нормотворчества, так и правоприменения. Конкретизация и толкование тесно взаимос­вязаны. Конкретизация немыслима без толкования, а последнее нередко переходит в конкретизацию. В Совместном заявлении СССР и США 23 сентября 1989 г. подчеркивается целесообразность

выступить с «Единым толкованием норм международного права, регулирующих мирный проход». Судя по названию, это акт толкования, анализ же его содержания позволяет сделать вывод, что это в то же время и акт конкретизации. В документе уточняется, что право мирного прохода через территориальные воды распрост­раняется на все суда, включая военные корабли, вне зависимости от груза, вооружения или двигательной установки. Для осуществ­ления права не требуется предварительного уведомления или разрешения (п. 2). Отмечается также, что закрепленный в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. перечень видов деятельности, при осуществлении которых проход не считается мирным, является исчерпывающим (п. 3), следовательно, не допускает расширительного толкования и ограничения права мирного прохода. В п. 4 документа конкретизируются права прибрежного государства, если у него возникают сомнения относительно характера прохода. Документ содержит ряд других дополняющих и разъясняющих Конвенцию