Таким образом, Африка в целом предстает как регион весьма интенсивных миграционных процессов. Их параметры, определяемые экономическими, политическими, экологическими условиями, и в дальнейшем будут зависеть от этих факторов.
Проблемы региональной интеграции в Африке в значительной степени обусловлены характером организации политического процесса на африканском континенте. Как отмечает Н.Д. Косухин, политическая власть реализуется посредством государственной власти, выражающей, как правило, экономические, политические и идеологические интересы господствующего класса[44]. В развивающихся странах Африки политическая власть не столь социально обусловлена и растекается в традиционные, этнические, религиозные отношения. Политическая сфера в этих государствах обладает своей спецификой. Социальная основа власти представлена блоком разнородных сил, в котором руководящая роль принадлежит политической элите. В осуществлении властных функций участвуют не только государство и правящие партии, массовые общественные организации, но и традиционные институты[45].
Природное и культурно-этническое многообразие африканского мира, самобытность этногенеза, исторических судеб его народов во многом определили специфику общественного развития стран континента.
Важно учитывать и тот факт, что в XXI век Африка вошла с отсталой экономикой и осталась регионом перманентной политической нестабильности. В этих условиях большую роль играет мобилизация внутренних ресурсов населения, строгой дисциплины, контроля и учета со стороны государства. Отсюда возникает острая необходимость в сильной власти.
В подготовленном Всемирным банком докладе о перспективах развития Черного континента, озаглавленном "Может ли Африка претендовать на ХХI век?" отмечается, что безоглядная либерализация и стремительный отказ государства от участия в экономической жизни не всегда приносят хорошие результаты. Документ указывает на необходимость "сильного и действенного государства"[46]. В докладе подчеркивается необходимость сделать еще очень многое, чтобы государственные институты стали по-настоящему отражать надежды и чаяния африканских народов. Предполагается добиться представительства в них различных этнических групп, в том числе национальных меньшинств, передать часть полномочий центральных органов на места и превратить местную власть в реально работающую, утвердить верховенство закона, уменьшить масштабы коррупции, повысить эффективность госаппарата.
В месте с тем следует учитывать, что одной из особенностей осуществления политической власти в Африке является своеобразный культ государства, почетность всякой близости к нему и причастность, что составляет одну из самых старинных восточных традиций[47]. В политической жизни Африки преобладающим типом институционализации государственной власти остается авторитарно-бюрократический, основанный на доминирующем положении в системе государства институтов исполнительной власти и отождествлением ее с личной властью правителей. Африканская разновидность бюрократического государства покоится на административном централизме и патримониализме, который означает субъективно-личностные отношения[48].
За годы независимости колониальные конструкции, навязанные африканским обществам извне, быстро африканизировались, а современные государственные институты успели пропитаться традиционными представлениями о власти и авторитете[49].
В условиях политической нестабильности, отсутствия гражданского согласия, а также перед угрозой территориального распада и в результате борьбы за власть между различными группировками повсеместно сформировались однопартийные системы, которые привели к утверждению авторитарных политических режимов. В начале 2000-х годов они существовали в 38 из 45 государств Тропической Африки. В целом политическая власть в африканских странах представляет собой сложную систему общественных отношений, множество изменений. Механизмы власти, методы ее осуществления характеризуются сочетанием строгого и нового, привнесении в новую систему политических отношений этнических, религиозных, клановых и иных неклассовых связей. В результате власть отличается гибридностью, этничностью, что приводит к ее неустойчивости и противоречивости. В большинстве государств Африки возник разбухший, непрофессиональный и неэффективный бюрократический аппарат. При аморфности социальных структур единственной организованной силой оставалась армия. Результат - бесконечные военные перевороты.
В таких условиях сам факт стремления африканских лидеров к интеграции отражает здоровую внутриполитическую тенденцию к сближению различных социально-политических групп континента, сотрудничеству и отстаиванию собственных интересов на поле мировой политики и экономики.
Военные конфликты в Африке. В последние десятилетия за Африкой прочно утвердилась репутация самого конфликтного региона нашей планеты. Действительно, уже в постколониальный период здесь было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, причем более 90% из них составляли мирные жители[50]. Только в 1980-2000-х годах в Африке произошло 78 государственных переворотов, которые стоили жизни 25 президентам[51]. На протяжении многих лет болевыми точками на континенте оставались Ангола, Сомали, Судан, Демократическая Республика Конго, Руанда, Бурунди, Либерия, Нигерия, Эфиопия, Мозамбик, Западная Сахара, Уганда, Чад, Мавритания, некоторые другие страны. Африка представляет собой единственный регион мира, где число конфликтов год от года не только не уменьшается, но даже возрастает. Возникновение такой конфликтоопасной ситуации в Африке объясняют целым комплексом причин различного характера. В процессе взаимоотношений между африканскими странами нередко возникают спорные вопросы, которые могут быть объективно обусловлены различиями интересов этих стран в политической, экономической и других областях, колониальным прошлым, неоколониальным воздействием или субъективными факторами исторического, этнического, географического и психологического порядка и различной степенью воздействия каждого из них. Неблагоприятное сочетание этих условий может привести к перерастанию спора в конфликт различной степени интенсивности вплоть до применения вооруженных сил.
Конфликты между государствами Африки различны по своей сущности и приобретают в основном форму территориального спора и борьбы за реализацию государственных границ. Главным образом, как считают исследователи, причиной возникновения территориальных споров в Африке являются последствия колониальной системы[52]. Пограничные конфликты между африканскими странами вызваны тем, что границы в большинстве случаев не совпадают с границами расселения племен и народностей, поскольку при разделе Африки европейские колонизаторы не учитывали границ между сложившимися издревле территориями различных африканских народов.
Тяжелое наследство колониализма, выражающееся в произвольно установленных и намеренно запутанных границах, порождает территориальные споры между освободившимися странами. В настоящее время разного рода территориальные споры в Африке касаются примерно 20% всей территории континента. К тому же 40% всей протяженности государственных границ не являются не демаркированными, 44% проведены по параллелям и меридианам, 30% - по дугообразным и кривым линиям и только 26% - по естественным рубежам, отчасти совпадающим с этническими[53]. Так, в середине 90-х годов в небольшом, но густонаселенном (более 8 млн. жителей) государстве Руанда в районе Великих озер произошло самое кровопролитное столкновение на этнической почве. Бывшая бельгийская колония Руанда в 1962 г. получила независимость. Однако это не привело к примирению двух населявших ее и постоянно враждовавших этнических групп - земледельцев хуту и скотоводов тутси, в разное время расселившихся в здешней саванне. Первые кровавые столкновения между тутси и хуту в независимой Руанде произошли еще в 1963-1965 гг. Но особенно трагические события на межэтнической почве имели место в 1994 г. Этот конфликт начался на фоне продолжавшейся уже четвертый год гражданской войны между народами тутси и хуту, когда тутси, которые составляют только 15% населения страны, устроили кровавую "этническую чистку", истребив за два месяца полмиллиона хуту. Общие же людские потери за время межэтнического конфликта превысили 1 млн человек. Кроме того, из Руанды бежало более 2 млн человек, а в результате едва ли не крупнейшие в мире лагеря беженцев возникли на северо-западе Танзании.
Немалое значение имеют и причины религиозного характера. Ведь в Африке две мировые религии - ислам (2/5 всех верующих) и христианство (1/5) - во многих районах причудливо переплетаются с разнообразными местными религиями[54]. Все это, в особенности с учетом усилившегося в последнее время исламского фундаментализма и экстремизма, еще обостряет возникающие конфликты, превращая некоторые из них в этноконфессиональные.
Наконец, нельзя не учитывать и того, что эти конфликты происходят на фоне крайней социально-экономической отсталости большинства стран Тропической Африки, преобладания в них бедного и беднейшего населения, дефицита финансовых и материальных ресурсов, огромного внешнего долга. Все это обостряет межэтнические конфликты и борьбу за власть. Эпицентром же конфликтных ситуаций является Черная Африка, или Африка, расположенная к югу от Сахары. Западная Африка - субрегион, который не только включает в себя наибольшее число независимых государств, но и отличается самой большой этнической пестротой. Здесь живут преимущественно народы нигеро-кордофанской семьи, в том числе такие крупные, как йоруба, фульбе, моси, ашанти, волоф, бамбара, малинке. Но при разделе Западной Африки европейскими колонизаторами фактически все они оказались разделенными между владениями Франции и Великобритании. После крушения колониальной системы эти границы были унаследованы освободившимися странами. В годы независимого развития вооруженные конфликты происходили и происходят во многих странах Западной Африки - в Нигерии, Чаде, Сенегале, Либерии, Сьерра-Леоне и др. Так, в Сьерра-Леоне в 1992 г. произошел военный переворот и началась гражданская война, которая продолжалась десять лет. В Либерии после военного переворота в 1989 г. вспыхнула гражданская война, и правительственные войска продолжают воевать с мятежниками до сих пор. В результате в обеих этих странах наступил полный упадок хозяйства, сотни тысяч людей стали беженцами. Около двух десятилетий длилась гражданская война в Чаде. А Нигерию буквально раздирают этнорелигиозные противоречия и конфликты (например, между мусульманским народом хауса и христианским народом йоруба). Эти конфликты усилились после того, как недавно в стране было введено исламское законодательство (шариат). Ареной многих конфликтов в последние десятилетия была и остается Восточная Африка, где проживают народы афразийской, нигеро-кордофанской и нило-сахарской языковых семей, исповедующие ислам, христианство и местные религии. Здесь главными очагами продолжительных военных конфликтов давно уже стали страны Африканского Рога - Эфиопия, Эритрея и Сомали. К этому перечню можно добавить конфликтные ситуации, которые время от времени возникают в Кении, на Коморских Островах, в других странах. Некоторые из них вызвали массовый исход беженцев. Примерно 400 тыс. человек покинули Бурунди, раньше свыше 1,5 млн. мигрировали из охваченного гражданской войной Мозамбика. Что касается Центральной Африки, то она относительно однородна и в этническом и в конфессиональном отношении. Тем не менее, и в этом субрегионе на протяжении последних десятилетий неоднократно вспыхивали вооруженные конфликты, которые в первую очередь отражали борьбу за власть между партиями, группировками или кланами, однако большей частью имели и определенную этноконфессиональную основу. Наиболее яркие примеры такого рода - Ангола и Демократическая Республика Конго.