Смекни!
smekni.com

Коррекция психики детей переживших развод родителей (стр. 6 из 12)

Иначе проявляется плохо осознаваемая неудовлетворенность («тлеющая»). Супругом выражается относительная неудовлетворенность: «Живем нормально», «Не хуже, чем другие люди». Неудовлетворенность выявляется косвенным путем. Во-первых, через выражение чувств и состояний, граничащих с прямой неудовлетворенностью: монотонность, скука, бесцветность жизни, отсутствие радости, ностальгические воспоминания о времени до брака. Основным мотивом поведения в семье выступает необходимость: «Делаешь то, что нужно» и т.п. Во-вторых, неудовлетворенность проявляется в многочисленных жалобах на различные частные стороны семейной жизни: жилье, здоровье, успеваемость и поведение детей, проведение свободного времени и т.д. В-третьих, «тлеющая неудовлетворенность» проявляется в ряде специфических феноменов, наблюдаемых в жизни такой семьи. Прежде всего, это явление, которое уместно было бы назвать феноменом «капли дегтя». Речь идет о какой-то, в большинстве случаев объективно второстепенной проблеме, которая в данной семье разрастается до таких размеров, что способна серьезно снизить удовлетворенность супругов семейными взаимоотношениями (взаимоотношения с кем-либо из родственников, проживающих отдельно и т.п.).

Другой специфический феномен, наблюдаемый в случае «тлеющей неудовлетворенности», – нарастание фрустрации одного или обоих супругов: они сообщают о том, что оба (или один из них) стали «нервными», при этом ими же указывается на какие-то, на их взгляд, объективные причины этого явления (беременность, различного рода трудности, встречающиеся в повседневной жизни).

Особенно наглядно «тлеющей неудовлетворенность» проявляется через эмоциональные взрывы в семьях такого типа и нередко приводящие к разрушению семьи, а также в ситуациях, когда один из супругов, столкнувшись с возможностью заново организовать свою семейную жизнь (например, в повторном браке), совершенно неожиданно для себя открывает, вопреки прежним своим представлениям, что в действительность все время был несчастлив и что он, оказывается, «может быть по-настоящему счастлив».

2. Семейная тревога.

Под «семейной тревогой» понимаются состояния тревоги у одного или обоих членов семьи. Нередко плохо осознаваемые и локализуемые. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется в сомнения, страхах, опасениях, касающихся, прежде всего семьи – здоровья ее членов, их отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов, возникающих в семье. В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни: неуверенность в чувствах другого супруга, неуверенность в себе. Индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отношениях и которое не вписывается в его представления о себе.

Важными составляющими «семейной тревоги» являются также чувство беспомощности и ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло… Индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя значимым действующим лицом в семье, независимо от того, какую позицию он в ней занимает и насколько активную роль играет в действительности.

3. Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение.

Семья участвует в формировании непосильного нервно-психического напряжения личности несколькими способами:

1. Создавая для индивида ситуации постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения. Пример – ситуация, в которой находится жена алкоголика: муж держит ее в постоянном страхе, забирает деньги, а она – в силу свойственной ее характеру беззащитности – не в состоянии противостоять ему.

2. Создавая препятствия для проявления членами семьи определенных, чрезвычайно важных для них чувств, для удовлетворения существенных потребностей. Во-первых, это могут быть чувства, несовместимые с представлениями члена семьи о его роли. Во-вторых, чувства фрустрации, раздражения, агрессии – естественные отражения ситуации в семье, однако их проявление приводит к дальнейшему ее осложнению, поэтому чем не благоприятнее взаимоотношения в семье, тем значительнее усилия, которые приходится прилагать, чтобы их сдерживать. В-третьих, это чувства и потребности, которые семья должна удовлетворять, однако не делает этого в силу тех или иных обстоятельств.

3. Создавая или поддерживая внутренний конфликт у индивида. Семья может участвовать в создании у индивида внутреннего конфликта прежде всего тем, что ставит его перед противоречивыми требованиями и возлагает на него ответственность за их выполнение.

4. Чувство вины, связанное с семьей.

Индивид в этом случае (более или менее осознанно) чувствует себя помехой для окружающих, виновником (действительным или мнимым) всех семейных неудач, склонен воспринимать поведение других членов семьи как обвиняющее, укоряющее, хотя в действительности оно таковым и не является… Поведенческие проявления чувства вины таковы: с одной стороны, «оправдательная активность» – индивид прилагает огромные усилия, чтобы стать полезным семье, оправдать свое существование; с другой стороны, стремление занимать как можно меньше места – минимализм притязаний, крайняя уступчивость, склонность брать на себя вину за действительные и мнимые упущения.

В заключении можно сказать, что семейно-обусловленные психотравмирующие переживания являются тем фактором, который способствует трансформации нарушения жизнедеятельности семьи в нервно-психическое или соматическое расстройство индивида [43]. Это касается не только взрослых членов семьи, но и детей, так как они являются невольными участниками всех конфликтных ситуаций, происходящих в семье. Ребенок переживает из-за малейшей ссоры родителей, боясь ее последствий и повторения. Что же говорить о переживаниях, чувствах ребенка, когда он узнает о том, что родители решили развестись.

Потрясения, гнев, грусть, страх, покинутость, подавленность – это только некоторые из тех сильных ощущений, которые, как говорят подростки, они испытали, после того, как узнали, что их родители собираются развестись. Напряженность этих чувств зависит от многих вещей, в особенности от того, как родители сообщили подростку об этом, насколько напряжена атмосфера дома, с кем ребенок будет жить, с кем и когда видеться.

Шок – это первая реакция на травматический опыт; он может принимать различные формы.

Шок – совершенно нормальная, понятная реакция. Он объясняется естественными защитными реакциями организма.

Часто после того, как проходит первый шок, вспыхивает гнев. Многим подросткам кажется, что родители их предали, что они испортили им жизнь своим решением.

Некоторые подростки вымещают свой гнев на ближайшем окружении – на своих друзьях или оставшемся родителе. Они, конечно, понимают, что это вряд ли справедливо, и, возможно, чувствуют себя виноватыми [33].

Раттер показал, что при разлуке с родителями из-за раздоров в семье или трудностей в отношениях с родителями риск асоциального поведения в более поздний период резко увеличивается. Напротив, у детей, разлученных с семьей на то же самое время (месяц или более) из-за госпитализации или вынужденного продолжительного отъезда, повышение риска психических нарушений не отмечается. Стоит отметить, что вредной является не разлука сама по себе, но, скорее, неприятные обстоятельства, которые ей сопутствуют [29].

Научные исследования доказывают, что есть прямая связь между атмосферой в семье и успеваемостью школьников. Исследовались отдельно сильные и слабые ученики. «Лучшие ученики живут, обычно, в образованных, гармоничных семьях, в то время как в семьях отстающих учеников наблюдается атмосфера постоянных ссор или разложение семейных отношений в целом… В 85% семей отстающих учеников отношения неблагополучны. Четверть отстающих учеников живет в неполных семьях… Если родители постоянно раздражены, у ребенка возникает дефицит внимания, любви и исполненного юмора общения. Дети разрываются между двумя враждебными лагерями. Им негде научиться уважению к людям. Их вера в родителей разрушается» [1].

Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей, родительская жестокость, развод родителей – вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику.

Итак, делая вывод, необходимо отметить сведущие положения:

-вступая в брак, т.е. создавая новую молодую семью, молодые люди должны понимать какую ответственность, друг за друга, за своих будущих детей каждый из них возлагает на свои плечи;

-супругам необходимо научиться решать возникающие проблемы мирным путем: спокойно и рассудительно. Давно замечено, что от взаимных обид и обвинений взаимоотношения только ухудшаются и страдают не только участники конфликта, но и ребенок;

-взрослым необходимо создать психологический климат в своей семье наиболее благоприятным и комфортным для своего ребенка, успешного развития его психики. Не стоит забывать, что именно семья его родителей, их взаимоотношения станут для ребенка примером для подражания, эталоном при создании своей собственной семьи.

1.3. Специфика психических проявлений у детей в условиях депривации

(вследствие развода родителей)

Наше исследование, начавшееся с анализа психолого-педагогических источников по проблеме исследования коррекции психики детей, побудило обратиться и к онтогенезу и к социогенезу.

Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между родителями. Даже единственный случай ссоры внушает детям беспокойство. Но неизмеримо более драматичными будут последствия для детей, если их родителям не удастся восстановить гармонию семейных отношений, справится с ежедневными трудностями семейной жизни, взаимно поддерживать друг друга и если – причины тут не важны – дело дойдет до глубокого конфликта. Тогда, выражение «Страдают всегда дети» становится абсолютно правильным.