Смекни!
smekni.com

Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно - прикладного искусства по художественной обработке бересты (стр. 12 из 13)

Наряду с итоговой выставкой творческих работ учащихся можно провести конкурс на лучшее изделие декоративно-прикладного искусства, выделить и отметить наиболее удавшиеся работы. Это будет способствовать привлечению к занятиям декоративно-прикладным искусством новых и новых школьников.

3.2 Методическая программа уроков по художественной обработке бересты.

3.2.1 Пояснения.

За основу методической программы по художественной обработке бересты , взята программа студии « Матрица» город Санк-Петербург . Затем данная программа проработана , дополнена и частично опробована мною как преподавателем , в условиях кружка по художественной обработке бересты в Доме ремесел при отделе по культуре и спорту администрации Кезского района Удмуртской Республики.

В наше время технологического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовыватьстаринными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира (раз уж речьидёт о времени технологического прогресса) государство заботится, оберегает традиции своего народа, не говоря уже о странах «третьего мира». Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности.

Одной небольшой частью такого культурного наследия является художественная обработка бересты.

Работать с берестой могут дети начиная с 6 лет. С повышением возрастной категории сложность работы увеличивается. Дети младшей группы (от 6 до 9 лет) занимаются простым плетением украшений, ковриков, корзинок .Дети средней группы (от 10 до 13 лет) начинают осваивать бересту с простого плетения и в последующем формы предметовусложняются (солонки, конфетницы, бутылочки, очешники, лапти).Старшая группа (от 14 до 17 лет) занимается по сокращённой программе средней группы и продолжение составляет плетениесложных форм изделий, требующее определённых навыков работы с берестой (сплетение стеклянных предметов, игрушки,пестери, туеса).

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В целях упрощения освоения приёмов плетения на первом годуобучения предполагается использовать бумагу (типографская бумага бумвенил или ватман) как заменитель бересты. Поэтомуработу с детьми по данной программе можно начинать с любого времени года без заготовленной бересты. Если у Васзаготовлен материал летом - замечательно, но рекомендуется знакомить детей с плетением из бересты начиная работать сзаменителем природного материала. Данный подход обеспечит более быстрое освоение работать сразу несколькимипальчиками с переплетением лент, различная расцветка сторон бумаги помогает лучше освоить плетение, в отличии отбересты, где зачастую лицевая и обратная стороны ленты очень близки по цвету. И ещё один плюс работы с бумагой - за один тот же промежуток времени можно освоить большее количество изделий, поскольку при работе с берестой 50 % времени уходит на её обработку.

3.2.2 Техника безопасности.

Техника безопасности должна соответствовать общим требованиям, федерального законодательства по охране труда /в ред. Федерального законаот17.07.1999 №181-ФЗ, 20.05.2002 №53-ФЗ/,пожарной безопасности на рабочем месте /в ред. Федеральных законов от 22.08.95 № 151-ФЗ, от 18.04.96 № 32-ФЗ, от24.01.98 № 13-ФЗ/, а также норм выдачи средств индивидуальной защиты / Постановление Минтруда и Соц. развития РФ от 25 декабря 1997 г №66(в ред. от 17 декабря 2001 г. №85)/ , норма Протовопожарной безопасности и САНПиН . На базе изложенного выше разрабатывается внутренний трудовой распорядок в области охраны труда.

Внутренний трудовой распорядок в области охраны труда.

1. Строго соблюдать и выполнять инструкции руководителя.

2. Соблюдать требования пожарной безопасности , помещение должно быть оборудовано средствами тушения .

3. Ношение режущего и колющего инструмента обязательно в зачехлённом виде , заточку инструмента производит руководитель кружка или специально подготовленный человек.

4.Применять инструмент только по назначении .

5. Вынос инструмента из кабинета запрещён.

6.Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться каждый на своем месте и так, чтобы удобно было их брать, не затрачивая времени на поиски/ при художественной обработке материалов это особенно важно, так как при работе в выбранном темпе нередко инструмент берется не глядя , а если инструмент разбросан в беспорядке, ученик не только выбивается из рабочего ритма, но и может получить травму/ .

7. За нарушение правил пользования инструментом учащийся освобождается от посещения занятий сроком до 7 дней. За повторное нарушение исключение из студии.

8. Рабочее место необходимо содержать в чистоте.

9.В случае получения травмы или пореза обратиться за помощью к руководителю. Руководитель обязан оказать первую помощь.

10.За нарушение общих правил техники безопасности - освобождение от занятий сроком до 2-х недель.

3.2.3 Вводное занятие.

Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон веков русский человек селился в лесистых местах, по берегам озёр и рек. лесные чащи давали ему приют, кров и пищу. Из дерева крестьянин рубил себе избы, строил города, возводил храмы и крепости. Из подручного материала мастерил всё что было необходимо, от сохи до посуды. Использовалась не только древесина, камни, кость, металлы, но и кора деревьев (липы, берёзы). Человек всегда старался сделать своё жилище уютным и красивым. Народные традиции переходили из поколения в поколение.

На наших занятиях с вами мы будем осваивать древнее народное ремесло, непрерывно связанное с традиционной культурой нашей Родины, - плетение из бересты (художественная обработка бересты).

Долгими зимними вечерами крестьянские умельцы резали из дерева миски и ложки, плели хлебницы, солоники, пестери, мастерили из бересты туеса для ягод, грибов и мёда. Рыболовы изготовляли берестяные поплавки и оплетали грузела для сетей. В древние времена не было обувных фабрик и народ снова обращался к бересте - прочному, эластичному и доступному материалу. Небогатые люди обувались в лапти, ступни, а порой и в берестяные сапоги. Старики рассказывают, что удобно .ходить в лаптях по болоту, когда ступаешь - вода набирается, а когда ногу поднимаешь - вода уходит.

Крестьяне давно заметили долговечность бересты, её способность не поддаваться гниению. При строительстве избы пласты бересты подкладывали под нижний венец сруба, чтобы в древесину не проникала влага ( наглядый пример - церковь воскрешения Лазаря, 14 век, о. Кижи, из Муромского монастыря).

Обшивали берестой лодки-берестянки и использовали её в качестве бумаги. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности (новгородские берестяные грамоты).

Как правило, все вещи изготовлялись по потребности и использовались в повседневном быту. Но крестьянин создавал самую I простую вещь не только удобной и практичной, но и радующей глаз своей формой, линией, цветом. Известно, что береста обладает лечащими свойствами - берегиня (оберег) снимает головную боль. В составе коры присутствуют антисептические компоненты, позволяющие использовать её при порезах и ссадинах.

На ярмарках и народных праздниках, постоянно проходимых в различных уголках России, наряду с такими ремёслами как резьба по дереву, кости, гончарное дело, кружевоплетение, вышивка, лоскутное шитьё, были богато представлены берестяные изделия - очешники различных видов, портсигары, абажуры, куклы и игрушки, подстаканники, оплетёные стеклянные предметы, украшения, шкатулки, головные уборы и многое другое.

Далее проходит рассказ о бересте, её заготовке, хранении, обработке, иструменте изложенном выше. Рассказывается программа с показом изделий и об участии в выставке в заключении года.

3.2.4 Занятие с показом слайдов и кино-видеофильма «Роль и место бересты в жизни крестьян на протяжении многих столетий».

Для демонстрации предполагается использовать диапозитивный материал (слайды) , диапроектор, видеофильмы и мультимедия. Желательно отснять частьматериала на природе - в поле, в лесу, на реке и т.п. В качестве тематики предлагаются следующие предметы : пестери , дудки , погремушки , украшения , лапти , корзины , туеса , солонки .

Чтобы лучше представить какую роль и место в жизни простого крестьянина занимали берестяные вещи и береста как материал, попробуем перенестись в прошлые, далёкие времена, в 16-17 век. Земли России, не столь населённые как центральные, жили спокойно, размеренно, бедствия постоянных войн не доносились до этих мест. Крестьяне жили в привычном круговороте жизни.

Покос

- «В июле на дворе пусто, а в поле густо»

- «Не топор мужика кормит, а июльская работа»

Эти две поговорки дают нам возможность представить ранее утро, идущих мужиков в дальние поля на покос. При каждом изних, непременно, коса, оселок (точило-лопатка) в берестяном лопаточнике на поясе для правки косы, за плечами берестянойкузов или пестерь, лёгкий и удобный, а в нём еда на весь день и берестяной дорожный солоник с солью. По рассказу мастераДружинина Евстафия Михайловича из Сибирского сельсовета Верховажского района Вологодской области, когда во времясенокоса мужики собирались отдохнуть и пообедать, каждый доставал свой солоник и у каждого солоник имел своюнеповторимую форму. У его отца тоже был свой солоник в форме кораблика - карбаса.Летний июльский день жаркий и жажда напоминает о себе, а если родник или река далеко, то брали с собой воду или молоко.Глиняную посуду не очень удобно носить в дорогу - тяжела, хрупка, да и расплескаться молоко может в дороге. И тутобращались к берестяной посуде - туесу (бурак, бурёшка) с деревянным дном и крышкой. А потому, что береста без трещин исучков не пропускает воду и донце вставляется так прочно, что даже капля не просочится. А за ручку-дугу в крышке можно