Смекни!
smekni.com

Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно - прикладного искусства по художественной обработке бересты (стр. 6 из 13)

изготовления. Ни одна телега, ни одни сапоги и конская упряжь не обходились без дегтя. Лучший деготь получался из бересты. Телеги не скрипели, сапоги долго служили и не промокали, а конская упряжь не замерзала на морозе. Запах дегтя известен многим, ихтиологовая мазь содержит березовый деготь .Деготь обладает лечебными, противовоспалительным действием. Много пословиц и загадок связано с берестой, по которым можно судить о том, какое место занимала она, в крестьянском быту.

Стоит в поле дерево древанское, на этом дереве семь угодьев,

Первое угодье – в избе обиходье,

Другое угодье – в кругу вертится,

Третье угодье - старому и малому потешка,

Четвертое угодье – на церкву крыша,

Пятое угодье – по дорожке след,

Шестое угодье – на всю ночь свет,

Седьмое угодье – всему миру масло.( Береза )

Еще одна хорошая пословица, которой можно окончить главу: « Кабы не лыко да не береста, так бы мужик рассыпался».

2.3 Основные центры берестяных ремесел.

2.3.1 Холмогорский промысел.

На холмогорский берестяной промысел большое влияние оказало искусство косторезов. Ажурные узоры, сказочные птицы и неведомые звери легко перенеслись на берестяные шкатулки и портсигары. Кость стоила дорого, а из бересты золотые руки резчиков делали дешевые, но не менее красивые и изящные вещи.


На боковой части шкатулки /рис.1/ изображен грифон. Этих сказочных животных любили изображать на Руси. Грифоны украшали шлем князя Мстислава , сына Юрия Долгорукого. Они должны были охранять его от враждебной силы так же, как по старинному преданию,

они охраняли Александра Македонского. Такого же грифона с огромными крыльями и клювом мы видим на бересте. Его окружают плавные завитки побега, и вид у него далеко не грозный. Со временем люди забыли о волшебных, сверхъестественных способностях грифона, и он превратился в "мирного" зверя, знаменитого только своим экзотическим видом.

По всему русскому Северу исстари была известно очень простая , но выразительная техника украшения предметов берестяными полосками с зубчатым краем, которые набивались маленькими деревянными гвоздиками. Иногда для усиления декоративного эффекта их раскрашивали в красный, синий или зеленый цвет.

Современные мастера тоже используют эту технику. На коробочке, выполненной Ярославом Петуховым /рис.3/, полоски с зубчатым краем, положенные одна на другую, делают ее более основательной и прочной, напоминая о старой крестьянской традиции.

2.3.2 Олонецкий промысел.

Один из интересных берестяных промыслов Олонец находился в западном районе русского Севера. В 17 веке на реках Выг и Лекса поселились старообрядцы, скрывающиеся от царского преследования.

Эти туеса /рис.4/ из бересты с большими розетками из ажурных лучиков, под котрые подложена слюда и цветная бумага, выделяются изысканностью узора, превращающего изделия в легкие, сверкающие солнышками шедевры. Их делали в 18 столетии мастера Выголексенского старообрядческого монастыря.

Со временем здесь сложился уникальный центр культуры и художественных ремесел - писали и украшали книги знаменитой поморской вязью, расписывали деревянную мебель, рисовали лубки, процветало медное литье.

О том, что здесь существовал и берестяной промысел, стало известно из документа первой трети 18 века, в котором говорится о запрете вольной продажи и выделки художественно оформленных туесов: "...делают же сия не по чину пустынному, но с прикрасами мирскими слюду полагают, басмами басмят. Еще же и делают, и раздают неведомо куда без благоволения настоящих и поставленных над ними надзирателей".

В 19 веке в олонецкой бересте появляются ампирные мотивы: пальмовые ветви, окружающие российский герб, сегменты розеток, размещенные по углам крышки, композиции с четкими симметричными построениями.

В этой шкатулке /рис.5/ явно просматриваются ампирные мотивы: композиции с четкими симметричными построениями, пальмовые ветви, окружающие российский герб, сегменты розеток, размещенные по углам крышки.

2.3.3 Пермогорье.

Среди северных народных промыслов красочным многоцветием выделяются росписи Северной Двины. Здесь на берегу великой реки в деревнях с центром в селе Пермогорье крестьяне занимались тем, что расписывали изделия из дерева, в основном - предметы быта и посуду. Среди этих изделий были и берестяные туеса, или, как их здесь называли, бураки.

Бурак /рис.6/ выполнен мастером Яковом Васильевичем Ярыгиным, основателем пермогорской живописной школы. На этом бураке изображены сценки из повседневной жизни, в которых принимает участие вся семья. Хозяин и хозяйка пьют чай девушка вышивает, а молодой человек играет на тальянке; хозяйка доит корову, которая тянется к яслям, молодой человек гарцует на лошади - все как в жизни. Яркие краски и нарядный декоративный орнамент создают праздничное настроение. Надпись вокруг основания поясняет, что "сей бурачек очень крепок и угож для содержания кваску сперышком .

На туеске /рис.7/ изображена сладкоголосая птица-дева Сирин. Она жила в мифической стране Эдеме. Спускаясь на землю, птицы пленяли людей чудными голосами, райским пением. Этот сюжет пришел с древнего Востока. Еще Гомер писал о морских девах-сиренах, завлекавших пением мореходов. Птицу Сирин часто можно было видеть на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в народной вышивке и кружеве.

Роспись названа пермогорской, ее отличает тонкий графический рисунок и красочная гамма узоров, сплошным ковром покрывающих предметы. Это орнаментальное узорочье берет свое начало в живописной традиции древнего Новгорода, в ярком искусстве 17 века.

2.3.4 Великий Устюг

Одним из богатейших городов в старину был Великий Устюг. Этот древний русский город, основанный в 1192 году, стоит у подножия горы Гледень. Здесь от слияния двух рек - Сухоны и Юга - рождается Северная Двина. Одна из этих рек и дала имя городу: Устье Юга - Устюг. В 16-17 веках через Великий Устюг проходит важнейший торговый путь, которым из Архангельска в Москву шли заморские купцы. В 17 веке в Устюге был выстроен большой гостиный двор, восемь торговых рядов, двести сорок лавок и амбаров. Этот торговый центр был целым городом, в котором бурлила жизнь, сюда приезжали купцы, торговые люди, мастера-ремесленники из разных мест. Время экономического расцвета города было и временем расцвета его культуры.

Табакерка /рис.9/выполнена в 1809 году, но миниатюрность, плавные изгибы узоров связаны еще с художественным видением 18 столетия. Рядом с ними уживаются элементы народного орнамента: круги с крестами - древнейшие символы солнца. Прорезные окошки затянуты темной бумагой и покрыты слюдой. Матовое поблескивание слюды создает впечатлениетаинственной глубины темного фона. Несмотря на простоту материала, тавлинка смотрится как драгоценная вещь, не уступающая по художественному впечатлению изделиям из золота и серебра. Именно тогда и сложились традиции, на основе которых не один век развивались здесь искусство и ремесла. В начале 18 века торговые пути изменились. Появилась новая столица - Санкт-Петербург, сразу ставшая крупнейшим портом Российской империи. Торговая жизнь на старых путях пошла на спад, и Великий Устюг превратился в маленький уездный городок. Но в нем продолжали сохраняться прекрасные традиции мастерства, которые передавались из поколения в поколение.

Со всех сторон, на крышке и донышке, коробочка /рис.8/ покрыта забавными резными картинками: здесь и смешная птичка, и летящий зефир, и маленькие фигурки человечков. А на дне коробочки - сюрприз для того, кто догадается ее перевернуть, - портрет модной дамы на фоне шкафчика со штофами и стаканами. У нее пышная, взбитая прическа, огромные серьги, платье модного покроя. Сюжет этот мог быть взят с лубка, а возможно, это портрет какой-нибудь местной модницы.

В эти годы и раньше Великий Устюг и его окрестности были центром производства художественных изделий из бересты.

Когда устюжские резчики брали в руки бересту, они превращали ее в тончайшее кружево, и получался дорогой на вид ларчик, совсем как из кости, с блестящим фоном от подложенной фольги.

Другие мастера делали берестяные изделия, которые очень напоминали узорное просечное железо. И это понятно. Испокон веков Устюг славился на всю Россию, и даже за ее пределами, сундучками, окованными полосами фигурно высеченного железа.


Иногда в одном изделии сочетались оба материала. Шкатулки окантовывались полосами железа, между которыми помещались вырезанные завитки из бересты, характер орнамента которых во всех деталях повторял узор на железе.

Деревянная шкатулка /рис.10/, окованная железными полосками и украшенная прорезными накладками из бересты. Шкатулка имеет форму ларца-сундучка с выгорбленной крышкой и повторяет традиционную форму сундучков из металла.

2.3.5 Шемогодье.

Одним из крупнейший берестяных промыслов на Севере было Шемогодье. Здесь крестьяне деревень, раскинутых по берегам извилистой Шемоксы, издавна занимались изготовлением изделий из бересты. Возник промысел не без влияния Великого Устюга, который с 16 века был средоточием культуры и художественных ремесел.

В Шемогодских изделиях /рис.11/, как правило, нет сюжетных изображений, только цветочный и растительный орнамент. Основным его мотивом является плавный побег со спиральными завитками и крупными розетками с мелкой прорезью.