Смекни!
smekni.com

Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно - прикладного искусства по художественной обработке бересты (стр. 9 из 13)

Интарсия- это своего рода инкрустация деревом по дереву или берестой по бересте.Слово «интарсия» и «инкрустация» часто употребляют как «синонимы», когда говорят о мозаике по дереву. И это не является ошибкой, хотя понятие «инкрустация2 более широкое, так как кроме дерева или бересты могут использоваться и другие материалы- металл, бесер и т.д.

При занятиях аппликацией по бересте необходимо знать некоторые особенности и свойства бересты. Так, светлые части рисунка на темном фоне обычно кажутся крупнее, а темные на светлом фоне- мельче истинных размеров. Если на однотонную поверхность бересты нанести рисунок яркого, интенсивного цвета, то цвет фона приобретет оттенок, близкий к цвету рисунка. Взаимовлияние цветов снижается, если границы между различными тонами бересты обвести темным или светлым контуром. Темный контур создает впечатление тени, а светлый - выделяет рисунок.

2.6.5 Плетение.

Прежде чем приступать к плетению того или иного изделия , необходимо определить его назначение и форму. Желательно сделать эскиз, рисунок, чтобы верно рассчитать размеры и необходимое количество лент. Красота изделия от правильного подбора толщины и цвета бересты. Нужный цвет определяют по целому куску березы, так как по тонкой ленточке трудно определить цвет будущего изделия.

Правильная форма, плотность и устойчивость изделия зависят исключительно от точности нарезки лент. Если одно из десяти лент будет шире или уже остальных, изделие потеряет устойчивость и форму.

Приступая к изготовлению изделий, необходимо особенно тщательно подготовить материал, качественно его обработать, правильно и умело использовать. Например, если для маленькой вазочки или солонки требуются ленты длиной 400мм, то неследует брать более длинные, иначе в обрезки уйдет качественного материала.

Для того, чтобы нарезать берестянные ленты, необходимо рулоны раскрутить и выгнуть в обратном направлении. На стол или верстак кладут доску с рейкой и упором в один конец, бересту протирают тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, равно обрезают ленторезом одну сторону и укладывают изнаночной стороной, чтобы береста плотно прикасалась к рейке на доске. Затем плотно прижимают берестянной пласт плотно к рейке, придерживая его левой рукой, а правой отрезают ленту ленторезом. При этом надо следить, чтобы нож на доске проходил по одному и тому же месту, тогда ленты будут одинаковой ширины. Ширину лент тщательно выверяют, а затем ножницами заостряют с обеих сторон.

Для плетения конкретного изделия не следует заготавливать лишние ленты: они высохнут и будут не пригодны в работе.

Один из самых простых способов плетения из бересты - это изготовление «плашек». Такие плашки выплетаются, как правило, из обрезков и отходов. Применение: подвески, украшения, шторы. Для плетения плашки нужно две полосы одинаковой ширины. Последовательно выплести полосы согласно указанным стрелкам/ схема 1,прил.2/. На схеме 2 /прил.3/ показано несколько вариантов композиции из берестяных плашек, соединенных между собой тонкой нитью.

3. Методика разработки блока урока на занятиях по художественной обработке бересты.

3.1. Методические основы работы кружка по художественной обработке бересты.

Основным принципом педагогики является единство обучения и воспитания. Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

Организация кружка начинается с подготовки помещения, приобретения материалов и оборудования. От этого во многом зависит успешная деятельность творческого коллектива. Материальное оснащение кружковых занятий постоянно должно быть в поле зрения педагога.

Основу учебно-материальной базы, на которой в массовой школе можно осуществлять занятия декоративно-прикладным искусством, составляют учебные мастерские (по обработке дерева и металла) и их учебное оборудование.

Помещение для занятий должно быть светлым, теплым и по объему и размерам полезном площади соответствовать числу занимающихся учащихся. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам промышленной санитарии и безопасности работы школьников. Особое внимание следует уделить рабочему месту ученика.

Наиболее удобными для занятий являются универсальные столы – верстаки. На них можно выполнять любые операции, делать эскизы и другие графические работы.

Столы и верстаки должны быть прочными, устойчивыми, надежно закрепленными. На каждом рабочем месте должно быть сидение, так как эскизирование, рисование, вычерчивание, а также ряд технологических операций по художественной обработке материалов выполняются сидя.Так как художественная обработка дерева нередко связана с кропотливой, тонкой проработкой деталей декоративных композиций, для уменьшения зрительного напряжения при таких операциях нужно позаботиться об освещении. Можно использовать как люминесцентное освещение, так и лампы накаливания. Когда требуется разбираться в тончайших цветовых оттенках (как это имеет место в работе по патинированию чеканного рельефа), рекомендуется объединять оба типа ламп. Общая мощность световых точек должна быть такова, чтобы на высоте столов освещенность составляла не менее 300 лк. При дневных занятиях освещение должно быть спереди, так как в работе участвуют обе руки и при боковом освещении будет тень на рабочем месте.

Серьезного внимания со стороны руководителя кружка требуют инструменты, которыми пользуются учащиеся. Руководителю кружка необходимо, подготовить вместе с учащимися удобные, технологически оправданные инструменты, по весу и размеру соответствующие возрастным возможностям школьников и характеру профессиональных движений.

В кружке должны быть и принадлежности для зарисовок. В этом случае, если возникнет необходимость работы над композицией, учащиеся не будут терять время на поиски бумаги, карандашей, резинок и других материалов и инструментов.

Как уже отмечалось, для занятий со школьниками совершенно не обязательны кондиционные, дефицитные материалы. При работе с производственными отходами и бросовыми материалами учитель имеет больше возможностей для воспитательного воздействия на учащихся. Поэтому руководителю кружка в условиях конкретной школы необходимо заготовить доступный материал, привлекая к этому и членов кружка.

В помещении, где проводятся занятия декоративно-прикладным искусством, должны быть сосредоточены следующие материальные средства обучения:

справочно-информационная и искусствоведческая литература, комплекты журналов , картотека с рисунками-образцами для первых учебных работ и с вариантами рисунков по каждому из заданий (для учащихся, не владеющих рисунком);

укладки с наборами специальных инструментов для художественной обработки материалов; изделия учащихся прежних лет занятий, распределенные по видам декоративно-прикладного искусства и по годам занятий с указанием фамилии и имени автора, класса, в котором он учился, и года создания работы; диатека с наборами диапозитивов и диафильмов по народному декоративно-прикладному искусству, с изделиями кружковцев, а также по технологии обработки материалов;

оборудование для использования экранных пособий (затемнение на окнах, экран, аппаратура для проецирования диапозитивов, диафильмов, фрагментов кинофильмов, а также для эпипроекции); кассетница для методических плакатов;

методические плакаты (большая часть которых создается силами учащихся совместно с учителем); методические стенды с образцами материалов, инструментов; для крепления плакатов при демонстрации можно использовать магнитные держатели или воспользоваться универсальной штангой-фиксатором; инструкции по технике безопасности (непосредственно около оборудования).

Учитель должен располагать определенным объемом наглядных пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях, слайдах, кинофильмах), изделия учителя, работы учащихся прежних лет. Исключительный воспитательный эффект дает демонстрация цветных диапозитивов, выполненных с работ учащихся - нынешних кружковцев.

Рисованные плакаты (со стадиями исполнения декоративных работ, образцами учебных заданий и др.) как дидактический наглядный материал дают больший воспитательный эффект, если изготовлялись совместно с учащимися.

Учебно-наглядные пособия - плакаты, таблицы, иллюстративный и дидактический материал - будут в большей степени способствовать усвоению школьниками изучаемого материала, их трудовому и эстетическому воспитанию, если их оформить технически грамотно, на высоком эстетическом уровне, в соответствии с общим эстетическим оформлением помещения. Использование средств наглядности вызывает более активное восприятие учащимися изучаемого материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса трудового и эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Конкретные примеры и образцы народного декоративно-прикладного искусства помогают школьникам глубже осваивать абстрактные положения и понятия из области этого искусства. Если учитель при объяснении школьникам даже самых сложных понятий подкрепит их конкретными фактами и образами (демонстрация диапозитивов, репродукций, плакатов, образцов выполненных работ), восприятие учащимися материала будет положительным. Кроме этого, при использовании учебно-наглядных пособий у школьников повышается интерес к работе, они прослеживают связь декоративно-прикладного искусства с жизнью.