Смекни!
smekni.com

Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно - прикладного искусства по художественной обработке бересты (стр. 13 из 13)

нести туесок не расплескав жидкости. А что у крестьянина на нога ? - лапти. И рубля не потратишь и идти легко и по скошенному полю удобно идти, ногам не колко.

Посев

В то время как приходит весна всё в природе начинает оживать, крестьяне готовились к посеву. Когда идут в поле - берут большие корзины для посева зерна - севалки. Одевали чистые белые рубахи и с песней дарили земле семена, чтобы по осени собрать урожай. Горсть зерна из севалки широким движением руки разлетается по весенней пашне, раз-два, раз-два.

Лес

При заготовке на зиму грибов и ягод ходили в лес с корзинами (забеньками), набирухами и пестерями. По лесу, болоту и «по реке» удобно ходить в лаптях. Ноги уберегаются от сучьев и шишек.После сбора в лесу ягоды и грибы необходимо сохранить. Хранили их не только в деревянных кадках и ушатах, но и в больших берестяных теусах (до 70 см. высотой). Ягоды и солёные грибы долго сохранялись благодаря бересте. Также в быту хозяйки в бураках хранили крупы, соль, муку и т.п.

Рыбалка

Если шли на рыбалку, то опять брали с собой пестерь под улов и снасти. Размер такого пестеря был меньше, чем того, с которым ходили в лес, и носили его не как ранец, а на длинной через плечо лямке (как сумку). А если на рыбный промысел выходили с сетью, то грузела-камни крепились берестяной лентой с сетке, и поплавки берестяные удерживали сеть на поверхности воды, при этом не впитывая воду как деревянные.

Строительство

Собираются мужики всей деревней ставить избу одной семье, заготовят стройный крепкий сосновый лес - только сруб собирай. И под первый венец дома листы бересты кладут, чтобы дерево в себя влагу не вбирало и не гнило, а значит и дом долго стоял. Под подоконники также подкладывали бересту, чтобы вода не скапливалась и древесина не гнила. Забравшись на крышу избы можно увидеть, что в прослойке меж кровлей лежат берестяные пласты, защищая дом от влаги.

Хозяйство

- Оплетали треснувшую глиняную посуду

- Оплетали рукояти инструментов (воинские меч, лук 11-12 в.в. Новгородский музей)

- Веретеница для ниток и веретён

- На двор к скотине ходили в ступнях, чтобы обувь не пачкать

- Кипятили воду в посудине из пласта бересты

- Новгородские грамоты нач. 11-15 в.в.

- Берестяные донца от туесов 9 век (музей-заповедник, Старая Ладога)

3.2.5 Программа занятий. Первый год обучения.

Кол-во час. Содержание занятий
1 2 3
Октябрь
1 2 Вводное занятие . Направление кружка. История ремесла. Материал. Инструмент. Техника безопасности
2 2 Работа с одной полоской. Изготовление бусины 3-х и 4-х гранной.
3 2 Использование и применение отходов /обрезков и полосок бересты/. Плашка и груглая бусина.
4 2 Работа с шаблоном. Розочка. Сборка деталей в букет.
Итого 8
Ноябрь
1 2 Знакоство с понятием оберег и его изготовление.Работа с четырмя полосами.Оберег плоский-звезда.
2 2 Оберег-колоток.Работа по шаблону.
3-4 4 Плоские плетенки и их разновидности.Изготовление закладки для книг.
Итого 8
Декабрь
1 2 Плетение квадратной основы с со скошенными углами.Подставка по "горячие предметы", 8*8 лент.
2 2,5 Плетение кубика и его применение.Секркт мастерства-заплетение углов.
3 2,5 Плетение солонки. Секрет мастерства-заплетение края.
4 2 Использование дополнительных лент в плетении для изготовления ножек.
Итого 9
Январь
1-2 4 Использование приобретенных навыков для изготовления игрушек.Поросенок.Предметы-заменители
3 2 Изготовление птички.Секрет мастерства-заплетение клювика.
4 2 Изготовление заготовок для воображаемого изделия.
Итого 8
Февраль
1-2 4 Изготовление рыбки.Принцип китайского узла.
3-4 4 "Паук"-композиция из рыбок или птичек с использованием ранее изготовленных на занятиях заготовок и изделий (бусинки,плашки и т.д)
Итого 8
Март
1 2 Петух.Преобразование птицы путем дополнения.
2-4 6 Кот.Плетение с использованием пробретенных навыков
Итого 8
Апрель
1-2 6 Корзинка.Способ косого плетения.
2-3 4 Составление и изготовление пасхальной композиции с использованием природных материалов.
Итого 10
Май
1-4 10 Подготовка к отчетной выставке.
Итого 10
Всего занятий за год 32
Всего учебных часов за год 69

4. Заключение.

История берестяных ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть и в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу особенно для детей.

В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.

Также необходимо отметить что, одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с младшими школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.

О все таки по опыту своей работы с детьми младшего школьного возраста я сделала вывод, что им еще сложно плетением из бересты , у них ещё недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук , координация движений для работы с этим материалом . Я считаю , что на самом начальном этапе необходимо брать бумагу и делать изделия из неё , постепенно переходя к работе с берестой .

Опыт мое работы показал , что если ребенку интересно , если его увлечь и заинтриговать , помочь вообразить будущее изделие , создать стимул , то он (ребенок) будет заниматься этой деятельностью долго , упорно и порой забывая про время и про то , что изделие может не получиться. Ребенок натура увлекающаяся и воспользовавшись этим качеством можно научить его и воображать и творить воображаемое изделие , но для этого его нужно вдохновить , вдохнуть в него искорку какого то замысла , какой то идеи , а в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случае , если это ему интерестно.

Список использованной литературы:

1.Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983г.

2.Виппер Б.Р. Очерки о живописи эпохи расцвета. М., 1962 г.

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967 г.

4. Финягин В.В. Изделия из бересты. Мос.обл., 2001г.

5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. – М.: Высш. Школа, 1980.

6. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.: Знание, 1984.

7. Выготский Л.С., «Развитие высших психических функций»,-М.,1960.

Ресурсы Интернет:

Статьи, авторефераты, ссылки.

Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г. П.П. Всемирная история искусств. М., 1996 г.

"Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления"

(под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.В.Петухова). МГУ, 1984.

Этапы творческого процесса.

Вудвортс Р. (из кн. "Экспериментальная психология". М., 1950)

Источник: Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г.

( А.Б. Потапов Технология творчества, часть 1. Москва, 1992, НТК "Метод")

Темерин С. М. Русское прикладное искусство.

Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества.

Замятин Е.И. Психология творчества.

Фролова Г.В. Спасительная возможность вообразить.

Программа студии « Матрица» Плетение из бересты СП-б 1998г.

Выдержки из книги Шутихина А.В. Доброе ремесло.

Мильтимедия :

CD-ROM « Русская береста ». Cordismedia 2003г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 :

рис.2 рис.3

рис.5 рис.4

рис.6 рис.7

рис.8 рис.9

рис.10 рис.11

рис.12 рис.13

рис.16 рис.17

рис.22 рис.23

Приложение 2

Приложение 3