Другое пособие представляет собой литературное лото. Вот как это делается. Иллюстрация большого формата наклеивается на картон и разрезается на несколько одинаковых карточек. На обратной стороне каждой карточки написано какое-нибудь литературоведческое понятие, знакомое ученикам. Другая часть игры – большая карта (ее можно сгибать пополам), половина которой расчерчена на квадраты такого же размера, как и карточки, и в таком же количестве; на них написаны определения понятий.
Ученик получает карточки с фрагментами иллюстрации и большую карту. Нужно разложить карточки на расчерченную часть большой карты изображением вниз, так чтобы понятие и его толкование совпали, закрыть второй половиной карты и, осторожно перевернув, чтобы изображение получилось наверху, открыть половину карты. Если понятия и объяснения были совмещены правильно, получится целая иллюстрация, как в детской игре в кубики. Ошибка сразу видна, и ее можно исправить, переложив карточки.
Почти на каждом уроке, тем более на уроке внеклассного чтения, находим время для небольшой викторины по произведениям, изучаемым в школе или рекомендованным для самостоятельного чтения. Учитель читает небольшой отрывок текста или включает грамзапись, а ребята называют произведение, автора, говорят, кому из героев принадлежат прочитанные слова или о ком идет речь. Нужно постараться выбрать самые увлекательные моменты из рассказа, повести или сказки, и, если ученики еще не читали эту книгу, им обязательно захочется узнать, что будет дальше.
При использовании индивидуальных заданий нужно подготовить карточки с отрывками из литературных произведений и пронумеровать их. Получив 5-6 карточек, ученик записывает на листке их номера и рядом – названия произведений, фамилию автора, сцену, о которой идет речь. Если произведение осталось неузнанным, ставится прочерк. Учащимся такое задание нравится, а учителю легко его проверить.
Различные виды игровой деятельности помогают развивать интерес школьников к урокам литературы, к изучаемым программам, побуждают к творчеству: они сочиняют сказки, стихи, загадки; им хочется стать «писателями», своими руками сделать книжки-малышки.
Плодотворнее всего непосредственное обращение к художественному тексту, чтение его, чтение осознанное, прочувствованное, выразительное. В практике обучения литературе распространены чтение в лицах, инсценировки, подготовленные заранее, вне урока. Ведь только тогда ученик читает хорошо, когда понимает характер персонажа, «заразится» его чувствами. Читая, читая и вновь читая, он учится понимать, чувствовать, переживать прочитанное, и овладевает навыками выразительного чтения.
В работе над сценами из сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо» ребята стараются изобразить в чтении жестокого змея, хитрых коварных жен, ленивых братьев, снова и снова стараются прочитать смело и гордо слова Ивана – крестьянского сына с помощью интонации, жестов, мимики. Они учатся «говорить» сказки не спеша, напевно, передавая и нарастание опасности, и радость победы, и сочувствие и насмешку (51). Перед ними – сама поэзия, красота и богатство русской речи. Одну и ту же страницу дети не устают читать по нескольку раз; каждый хочет попробовать: вдруг у него получится представить героя лучше всех.
Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что игра – эффективный способ организации урока литературы в современной школе. Вариативность его реализации обусловлена увлеченностью самого учителя, его пониманием важности игры в развитии как младших, так и старших подростков.
Серьезная и кропотливая работа с учениками старших классов включает индивидуальные задания с перечитыванием произведения, с указанием нужных глав, отдельных страниц, с указанием аспекта наблюдения. Учитель является организатором игры, направляет учеников к цели.
Успешному проведению ролевой игры на уроке литературы способствует удачный выбор темы, использование домашних заготовок, правильное распределение ролей, постоянное обращение к художественному и литературно-историческому материалу, подведение итогов, таких как рекомендации к дальнейшему росту, повышению уровня развития и результаты его. Ход ролевой игры зависит от инициативы, фантазии, жизненного опыта учителя и учащихся, поэтому при планировании ролевых игр педагог должен учесть психологические и межличностные особенности данного коллектива учащихся. Ведущим на уроке должен быть учитель или сильный в своих знаниях ученик, так как от того, насколько хорошо ведущий знает текст, творчество писателя, историческую эпоху, какие дидактические вопросы задает, зависит успех игры, ее конечные результаты. Ведущий может (в некоторых случаях должен) помочь участникам, с помощью наводящих вопросов. Таким образом, учитель ненавязчиво влияет на ход игры. При этом надо помнить, что игра уже началась и в вопросах должно звучать обращение к персонажу по его игровому имени. В результате проведения ролевых игр учащиеся осмысливают общечеловеческие ценности, приобретают навыки участия в дискуссии и опыт принятия коллективных решений в различных ситуациях.
«Ролевая игра – форма моделирования ребенком прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям». «Ролевая игра воссоздает социальные отношения “на вере” в новой материальной, доступной ребенку форме. В этом и заключается ее основная функция и значение для развития личности» (78; 125). Такое определение ролевой игры дается С.А. Шмаковым в книге «Игры учащихся – феномен культуры», вышедшей в 1994 году. Ученый указывает на очень существенную функцию ролевой игры, которая позволяет использовать ее на уроках литературы: «Ролевая игра выступает активной формой экспериментального поведения, обладающего социализирующим эффектом, который зависит от мировоззренческих позиций играющего, а также от правильной дозировки и организации игры» (78;125).
Характер ролевой игры в старших классах носит и профессиональный характер. В играх такого рода ученик-старшеклассник может выступать в роли «историка», «юриста», «экономиста», «актера», «литературоведа», «журналиста» и даже «предпринимателя (роль купца, скупщика, торговца). То есть учитывается и будущая профессиональная ориентированность учеников. Консультации могут быть даны не только учителем-словесником, но и историками, актерами, краеведами и т.д. Такие уроки, безусловно, расширяют культуру общения, способствуют профессиональному ориентированию учеников, открытию их индивидуальных и профессиональных способностей. Уроки литературы становятся для ученика не чем-то далеким и непонятным, а практически направленным воплощением жизни, открытием старшеклассником самого себя.
Так, в 11 классе при изучении современной поэзии проводится заседание редколлегии по составлению книги «Гражданином быть обязан». Каждый из участников ролевой игры получает памятку с планом «рекомендательного» выступления: 1) почему именно это стихотворение ты предлагаешь включить в книгу? 2) какие мысли и чувства возникают у тебя при прочтении данного стихотворения? 3) В чем его актуальность? В конце рекомендаций дается пометка: «Не забудь: твое выступление должно быть интересным, ярким». Класс разбивается на группы, дается задание подобрать стихи в определенный раздел.
Итак, постоянно обновляющаяся и расширяющаяся сфера применения игр в учебном процессе доказывает необходимость использования игры как способа организации урока литературы, его эффективность зависит от возраста учащихся и компетентности учителя.
2.4 ПОИСК МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЦЕПТИВНО-КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СВОБОДНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Творчество способно помочь современному подростку, самодостаточному, «компьютерному», не в меру амбициозному или равнодушному понять субъективную реальность – мир человеческих ощущений, переживаний, чувств, отношений, суждений.
В освоении учениками базового общеобразовательного курса литературы при стандартном объеме часов консультации к уроку творчества проводятся учителем дополнительно или часть работы приходится на предыдущий урок анализа художественного произведения.
Таким образом, в практике школы на подготовительном этапе это могут быть уроки, предваряющие творческую деятельность (сочинительство) учащихся и задающие нормы личной активности и открытости в обсуждении темы, жанра, композиции, содержания и других компонентов предполагаемого коллективного сочинения. Или же учитель проводит урок-консультацию в форме коллоквиума (в старших классах) по обсуждению вариантов написания творческой работы.
Урок, организованный на основе творчества, - принципиально новый способ овладения учащимися сочинительством, способ их «погружения» в литературу. Когда ученик выступает соавтором художника, то есть включается в рецептивно-креативную деятельность на уроке литературы, учитель выстраивает особые отношения между автором и читателем. В этом случае «литературные произведения предстают как тексты, запрашивающие соавторство школьника-читателя» (10; 97).
В системе диалогического изучения литературы, по мнению С.В. Беловой, есть возможность формировать эмоционально-ценностное отношение к миру или «эстетическое отношение к жизни», с точки зрения А.А. Мелик-Пашаева.