Смекни!
smekni.com

Способы организации современного урока географии (стр. 15 из 16)

У ч и т е л ь и с т о р и и . Материнские сердца «прозрели первыми», когда в сердце общества ни тревога, ни боль еще не проникли по-настоящему. Солдатские матери – вот кому «афганцы» могут поклониться. И мы вместе с ними..

У ч и т е л ь л и т е р а т у р ы читает отрывок.

– Помню, внесли в комнату гроб, я легла на него и меряю, меряю… один метр, два, сын высокий был… и спрашиваю: «кто там? Ты ли там, мой сынок?.. Все решили, что с ума сошла…

– Не говорите! Не говорите мне ничего! Ненавижу вас! Отдайте мне тело моего сына… я буду его хоронить по-своему. Одна… никаких военных почестей… О! Что же творится?! Кому это надо? И кто же убийца?

У ч и т е л ь л и т е р а т у р ы. А какова ваша правда об Афганистане? Вы познакомились с публицистическим материалом, прочли художественные произведения об этой войне, документы, исследования.

Что совместилось с вашим представлением правды?

Во что вы поверили?

Что показалось вам ложью?

Что вы не приняли?

(Фронтальная работа с классом, приводятся факты, примеры собственных изысканий, зачитываются цитаты).

У ч и т е л ь л и т е р а т у р ы . Война эта тянулась в два раза дольше, чем Отечественная. Потери страшные. И если мы не знаем еще точного количества погибших во 2-ой мировой, то когда же узнаем точно о жертвах афганской авантюры?

Но потери на этом восточном фронте были не только физические. Прошедшие афганский ад остались искалеченными и нравственно

В Афгане мы бомбили не только караваны, засады, позиции и склады моджахедов. Мы бомбили сами себя: развращали своих солдат, унижали девушек, рушили последние идеалы в себе. Как они, вышедшие оттуда, должны жить? Мужчины сходят с ума, кончают с собой, а женщины? О них, как правило, очень мало написано, потому что всю правду больно, стыдно и страшно сказать.

Да, правда о войне открывает свой истинный миг… «Нам давали ордена, которые мы не носили… мы еще будем их возвращать… Ордена, полученные честно на нечестной войне…»

На всю жизнь теперь на нашей земле эти могильные красные камни с памятью о душах, которых не стало, с памятью о нашей наивной доверчивой вере (обращается к фотографиям погибших на доске):

Погиб, чтобы мирное небо было над страной,

Погиб, верный воинской присяге, при исполнении

Интернационального долга

Погиб при защите родины…

«Они заплатили сполна за наше презрение», - писала белорусская писательница Светлана Алексиевич.

У ч и т е л ь и с т о р и и . Миллион! Вот сколько жителей потерял афганский народ в войне, в которую мы не имели права ввязываться… Задумаемся об этом еще раз. Ребята, обратите внимание на нашу выставку книг и журнальных статей по теме урока.

Урок окончен.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА НА ТЕМУ: «ТВОЙ СЫН, РОССИЯ…», ПОСВЯЩЕННЫЙ В.М.ШУКШИНУ

УЧИТЕЛЬ на фоне звука метронома читает стихотворение А.Вознесенского «На смерть Шукшина»:

Хоронила Москва Шукшина,

Хоронила художника, то есть

Хоронила страна мужика

И активную совесть.

Он лежал под цветами на треть,

Недоступный отныне.

Он свою удивленную смерть предсказал всенародно в картине.

В каждом городе он лежал

На отвесных российских простынках.

Называлось не кинозал –

Просто каждый пришел и простился.

Он сегодняшним дням – как двойник.

Когда зябко курил он чинарик,

Так же зябла, подняв воротник,

Вся страна в поездах и на нарах.

Он хозяйственно понимал

Край как дом – где березы и хвойники.

Занавесить бы черным Байкал,

Словно зеркало в доме покойника.

Выходят трое ведущих-учащихся

1-й ведущий: Вырастут дети, скажу им, что есть на свете замечательный человек по имени Шукшин. Скажу, чтобы помнили всегда: «Три вещи надо знать о человеке: как родился, как женился, как умер». И еще скажу, что Василий Макарович никогда не придет к последней отметке этого пути. Пока живут люди, будет жить и он.

2-й ведущий: Собиратель земли русской… В этом суть его творчества и жизни. Всеми радостями и горестями русского народа жил Василий Макарович. Как никто другой, он чувствовал душу простого человека, труженика, сеятеля и хранителя земли русской. И сумел сказать о нем правду.

3-й ведущий: Шолохов высказал кА-то такую мысль: «Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близко каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлет и тот широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей…»

1-й ведущий: Невозможно понять Шукшина без его кровной связи с родиной.

2-й ведущий: «Трудно понять, но как где скажут Алтай, так вздрогнешь, сердце лизнет до боли мгновенное чувство, а в памяти – неизменно – полати. Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний миг успею подумать о матери, о детях, о Родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет».

Просмотр фрагмента документального фильма Анатолия Заболоцкого «На родине Шукшина» (Анатолий Заболоцкий – оператор, друг Шукшина. Корме того, это замечательный художник-фотограф). Если же нет возможности показать фильм, можно ограничиться фотографиями, взятыми из книги «Василий Макарович Шукшин. Мгновения жизни». Эти фотографии демонстрируются в течение всего вечера учителем с комментарием.

1-й ведущий: Писатель и сценарист, кинорежиссер и актер… Могучий талант жил в этом человеке. И могучая страсть… Он словно чувствовал, что судьба отпустила ему слишком мало времени, он торопился. Его активная творческая жизнь продолжалась 15 лет. Но сколько он успел сделать за этот короткий срок! Он успел сотворить свой мир в искусстве кино. Его книги и фильмы стали частью нашей духовной жизни.

3-й ведущий: П Проскурин. «Из воспоминаний»: «Василий Шукшин… Боже мой, как это по-русски – ткнуться лицом в родную желанную землю, отдать ей тепло и навсегда замолкнуть… Он сумел так сказать правду о простом человеке, что миллионы сердец смеялись и плакали, замирали в едином порыве».

2-й ведущий: Шукшин приехал поступать во ВГИК в 1954 году, двадцатипятилетним человеком.

На первом плане появляется молодой человек в военной солдатской форме (гимнастерка, перетянутая ремнем, галифе, сапоги). Здесь и далее он «играет» Шукшина. Актер присаживается на стул.

Актер: «И был я уже великовозрастным юношей. И пожил, и помыкался, всякое случалось – в 17 лет ушел из своей деревни, работал во многих местах: на заводе, на стройках, слесарил, служил во флоте, год преподавал русский язык и литературу в вечерней школе», - вспоминает Шукшин.

Демонстрируется фотография «Старший матрос В.Шукшин», 1949.

3-й ведущий: Шукшин был зачислен в мастерскую И.Ромма, художника талантливого, мужественного. Он был значительной личностью, замечательным педагогом. Шукшин очень любил Рома. И учитель отдавал своему ученику много внимания и не жалел времени на общение с ним. Он ощущал Василия Макаровича как натуру одаренную и пестовал в нем не только режиссера и актера, но и писателя.

Актер: «Конечно, мне теперь стыдно, что отнял у Рома столько времени. Я много писал и приносил ему показывать. Он читал, делал замечания, возвращал мне и велел работать дальше. Ромм следил за моими первыми шагами. Но настал момент, когда он сказал: «Теперь сам – ты парень крепкий».

1-й ведущий: А познакомился Шукшин с ромом на вступительных экзаменах.

Актер: (встает со стула, рассказывая, подходит к столику ведущих, как бы проигрывая эту ситуацию). «Был 1954 год, шли экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии. Все-таки я заметно выделялся среди окружающих дремучестью своей и неотесанностью. Председатель комиссии иронически спросил:

- Белинского знаешь?

- Да, - говорю.

- А где он сейчас живет? – В комиссии все затихли.

- Виссарион Григорьевич? Помер, - говорю и стал излишне горячо доказывать, что Белинский помер.

Отходит от стола, говорит, обращаясь к классу.

А Ромм в это время молчал и слушал. На меня смотрели бесконечно добрые глаза, чуть ироничный, чуть улыбчивый взгляд поверх очков. А потом он стал расспрашивать больше о жизни, о литературе. Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя в этом разговоре, наверное, и решилась».

Актер выходит из класса, чтобы переодеться.

3-й ведущий: А потом были первые роли, первые фильмы. Он много и напряженно работал, понимая, что талант – лишь основа для движения в искусстве. Талант погибает, если нет воли, целеустремленности.

Демонстрируется видеомонтаж из фильмов с участием Шукшина: «Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Калина красная», «Они сражались за Родину». В это время появляется актер, но уже в костюме. Пока он произносит свои слова, демонстрируются кадры из фильмов.

Актер: «Надо вообще много работать. Только тогда можно на что-то надеяться. Когда я работаю – я спокоен, когда нет – испытываю страх и беспокойство. Думаю: «Ну, парень, так и жизнь просвистишь».

Присаживается на стул, рассматривает какие-то записи.

3-й ведущий: Итог его напряженной работы – его фильмы. Вершиной творчества стал кинофильм «Калина красная». Замысел его возник не вдруг. Мать писателя рассказывает, как, однажды приехав в Бийск, где тогда жила мать, Шукшин посетил колонию для несовершеннолетних. Вернулся оттуда взволнованным и расстроенным

Актер: (отрываясь от записей, комкая лист бумаги, взволнованно).

«Если бы ты знала, мама, как жаль этих ребят, ведь среди них есть и хорошие. Рассказываешь им что-нибудь смешное – хохочут. Весело, от души. О грустном заговоришь – смотришь, у парнишки слезы на глазах. Думаешь: «Отчего мальчишка стал таким? Скорее всего, потянуло за гадким человеком. А потянуло бы за добрым, честным, тот бы его на правильную дорогу вывел. Написать бы книгу про таких ребят… Обязательно, мама, напишу или фильм поставлю». Актер выходит из класса.