Илья Муромец на основе такой работы являлось формирование умений синтезировать материал из разных видов искусства для создания образа русского богатыря (в данном случае Ильи Муромца по предложенному учителем плану). Кроме того, они участвовали в отборе основных признаков понятия «былина».
Участникам 3-й группы предлагалось вспомнить событийную сторону былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», найти постоянные эпитеты, сравнения, олицетворения и определить их назначение для создания образа Ильи.
Развивающие цели и задачи также были дифференцированы. Если участники 1-й группы, осваивая аналитико-синтетические виды деятельности, самостоятельно решали проблемные познавательные задачи и выходили на собственные оценки и суждения, то учащиеся других групп работали под руководством учителя, приобретая умения составлять характеристику, навыки устного словесного рисования, анализа своего ответа и ответа учеников своей группы и других групп.
Воспитательные цели и задачи для всех групп были едиными: воспитывать любовь к родной земле, интерес к русской истории, произведениям искусства, отражающим важные для русского государства события, а также формирование чувства гордости за Русскую землю и ее защитников.
Эти дифференцированные цели и задачи первого урока постепенно усложнялись путем сравнения былины с жанром народной сказки, стихотворением, через работу с эпизодами былин, благодаря составлению лексического комментария и другим интересным видам деятельности.
Индивидуальные задания были предложены одаренным детям, занимающимся в художественной школе (Школе искусств): подготовить рисунки к темам уроков. Ученикам с развитым художественным воображением давались задания по устному словесному рисованию. Один ученик делился впечатлениями от просмотра популярного мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».
Дифференциация как организационный «стержень» каждого урока и всей системы занятий по былинам позволяет прогнозировать поступательное движение в литературном развитии каждой группы учащихся и отдельного ученика внутри группы (41). Так, ученики 1-й группы на первом уроке составляют игру «Литературное лото», которая займет 3 – 5 минут, но потребует от ребят привлечь большой объем знаний и систематизировать их. Для одаренных и подготовленных участников этой группы такая работа по силам, она развивает их интеллект. Кроме того, эти ученики готовят план устного рассказа и сообщения на заданную тему. Дома ребята этой группы смогут самостоятельно составить словесный портрет героя, над которым работали 2-я и 3-я группы в классе. На следующем уроке учащиеся «погружаются» в более сложный вид работы с былиной: проводят наблюдение над лексическим составом произведения фольклора, выявляя характерные особенности. Групповая деятельность по предложенному заданию экономит время на уроке. С сообщением выступает один ученик, которого выбирают участники групповой работы. Вклад каждого ученика «озвучивается» в выступлении товарища. Его сообщение – пример для подражания, так как следующий раз перед классом отвечать придется другому участнику.
Домашнее задание по 2-му уроку этой группе носит проблемный характер: «Почему при описании внешности Ильи Муромца не используются гиперболы, так характерные для этого жанра?»
На всем занятии ученикам 1-й группы предстоит большая аналитическая работа – сравнение былины со сказкой. Так как такой вид деятельности учащимися еще не осваивался, руководит выполнением задания учитель. На 4-м уроке им предоставляется возможность самим сделать сопоставительный анализ, но в новой учебной ситуации – сравнивается стих и былина. Использование исследовательского метода обучения фольклору участников 1-й группы можно считать итогом в их развитии по данной теме.
Аналогично выстраивается работа со 2-й и 3-й группами, однако большее внимание уделяется не самостоятельной деятельности учащихся, а совместной с учителем.
Так, со второй группой готовится словесный портрет героя по плану, который предлагают ученики, а корректирует его учитель. Готовый план ответа по описанию портрета героя дает учитель ребятам 3-й группы.
Лексический комментарий былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» обе группы готовят вместе с учителем.
Совместная деятельность учащихся нередко при такой организации труда отводится на заключительный этап каждого урока, на котором, например, записываются жанрообразующие признаки былины, дается определение этого жанра устного народного творчества.
На уроке развития речи по теме «Богатырская сила на земле русской» методические рекомендации по жанру сочинения (описание, рассуждение, сопоставительная характеристика) даются каждой группе и отдельным ученикам внутри группы.
Сочинение-описание Ильи Муромца рекомендуется писать ученикам менее подготовленным, с низким уровнем литературного развития, склонным к фотографичности восприятия героя произведения фольклора и литературы. Кроме того, у них есть уже готовый план к образу Ильи. Сочинение в жанре рассуждения рекомендовано ученикам, склонным давать оценку поступкам героя, высказывать собственное мнение, делать умозаключения и т.п.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа по изучению русских былин позволяет увидеть основной организационный стержень урока, на который, постоянно варьируясь, «нанизывается» то групповая, то индивидуальная, то фронтальная работа учащихся (см. приложение № 1). В поле зрения учителя находится личностно ориентированное литературное развитие ученика. Работа в рамках одной темы убеждает в перспективности использования выбранного способа организации урока: ребята проявили интерес к групповой работе, ощущали поддержку участников своей группы, чувствовали ответственность за порученное задание. Однако учителю оказалось сложно моделировать и предвосхищать совместную работу групп.
2.2 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ В 11 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Взаимосвязанное изучение ряда предметов, межпредметные связи, привлекая пристальное внимание учителей, методистов, ученых, все же никак не могут прочно и навсегда обосноваться в школе. Учителю порой не хватает умения выделить в многообразии изучаемых предметов то общее, что можно взять за основу.
Учителю-словеснику, готовящемуся проводить интегрированный урок, нужно учитывать, что интеграция – это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. И поэтому на одном уроке не могут быть представлены в равной степени, например, литература и история, литература и музыка. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и, осветившись им, по-новому раскрыть себя. В противном случае польза от интегрирования сомнительная, а вред (хотя бы в виде перегрузки) явный (39).
Отличие интегрированного урока литературы, прежде всего, состоит в специфике учебного материала, на нем рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа на таком уроке выступают многоплановые проблемы общественной жизни, информация о сущности которых содержится в различных учебных пособиях по истории и литературе. Традиционный путь интеграции выведен следующий: содержание учебного литературного материала + опора на ранее изученное + межпредметные связи (история) = единство, взаимопроникновение двух учебных дисциплин.
Проще всего установить связи литературы и русского языка и по сути этих предметов, и по тому, что их ведет один учитель. Литература – искусство слова, и без основательного и тонкого знания и понимания языка она не раскрывается перед читателем во всей красоте и силе, это общеизвестно. С другой стороны, очевидна связь преподавания литературы с другими видами искусства, в первую очередь, живописью, графикой, музыкой. Это тоже давняя традиция школьной практики изучения литературы, получившая освещение в методических работах. С произведениями искусства ученики старших классов знакомятся и на уроках истории. Курс истории, как известно, не только историю России XX века, но и всеобщую историю, тогда как в курсе литературы изучаются произведения русской средневековой литературы, XVIII, XIX, XX веков. Желаемая синхронность изучения достигается редко, главным образом в 11 классе. Однако интегрированные связи могут осуществляться и тогда, когда курсы далеки по изучаемым эпохам.
Гуманитарные предметы, особенно историю, литературу, обществознание, объединяют общие задачи нравственного, эстетического и общественно-политического воспитания (36).
Говоря об интегративных связях литературы и истории, следует иметь в виду, что характер познавательной деятельности на уроках истории и литературы не один и тот же. Осваивая литературу в ее связях с историей, учащиеся могут сделать серьезные выводы: об исторической обусловленности литературного процесса, об органичной связи писателей со своим временем, о громадной роли литературы в жизни общества. Подводя учащихся к этим выводам, учитель предостерегает их от упрощенных и прямолинейных решений сложных вопросов, потому что нельзя принижать деятельность писателя, превращая его творчество в некое автоматически возникшее следствие исторических процессов.
Интеграция как способ организации урока литературы направляет учительство страны на решение задачи выработать у учащихся специальные умения в ходе проведения интегрированных уроков литературы и истории, в основе которых лежат методы научного исследования общественно-исторических и литературных факторов и закономерностей. В программе по литературе указаны, в частности, следующие специальные умения: различать роды и жанры произведений; выделять основные эпизоды в изучаемом произведении; определять роль и место героя в системе действующих лиц и обусловленность его характера окружающей средой и обстоятельствами; определять идейно-художественную роль элементов композиции, сюжета, выразительных средств в их единстве; сопоставлять героев, проблематику нескольких произведений с целью выяснения многообразия стилей и жанров литературы; проводить анализ самостоятельно прочитанных произведений.