В прежние годы во всех методических пособиях по истории рекомендовалось изучать на уроке реалистическое течение в литературе этой эпохи. О модернизме, модернистских течениях либо вообще не говорилось, либо разговор шел в «бледно-серых тонах». Но время все расставило на свои места. Поэтому и было принято решение отступить от штампов и вести на уроке разговор о модернизме, формой урока был избран – урок-салон с использованием традиционных форм внеклассной работы: инсценировкой. Работа по подготовке урока была распределена таким образом: все учащиеся разделены на три группы:
- учащиеся, занимающиеся изучением биографии поэтов, составляли подробный рассказ о них;
- группа учащихся читала стихотворения Хлебникова, Бальмонта, Ахматовой выразительно;
- учащиеся-оформители занимались подбором картин модернистов, музыкальных произведений.
Классная комната была оформлена в виде салона, кругом расставили вазы и горшки с цветами . Были зажжены вечи. Эпиграфом к уроку взяты слова Дронова из романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина»: «Объявим войну реалистам “знания”, – к черту реализм! И политику вместе с ним…» После разбора эпиграфа учащимся предлагается ответить на такие вопросы (работа ведется методом фронтальной беседы):
1. Что способствовало развитию мировой культуры в начале XX века?
2. Каковы важнейшие черты этого процесса?
3. Какой вклад российской культуры конца XIX – начала XX века в мировую культуру?
Затем учащиеся рассматривают картины, которыми украшен салон. Отталкиваясь от определения «в одном целом две противоположности», подробно рассматриваем две картины: В. Серова «Девочка с персиками» и М. Врубеля «Демон». К картине «Демон» звучит стихотворение Б. Пастернака «Памяти Демона». Затем было предложено найти ответы на вопросы:
1. Какие направления в русской литературе XIX века вам известны?
2. Какие из них усиливаются в конце XIX – начале XX века?
Слово берет учитель, еще раз обращая внимание на то, что в это время происходит усиление критического реализма, возникают пролетарская культура и модернизм. В конце урока подводятся итоги и ставятся следующие вопросы:
1. Что такое модернизм?
2. Какими течениями он характеризовался в литературе?
3. Почему имена представителей модернистских течений долгое время замалчивались, а само понятие не включалось в литературоведческие словари?
Проблемная задача была поставлена. Учащиеся, которые занимались изучением биографий, начинают рассказ с характеристиками направлений, звучат стихи. Схематично это можно представить следующим образом:
Символизм | К. Бальмонт |
Акмеизм | А. Ахматова |
Кубофутуризм | В Хлебников |
Заканчивается урок обсуждением выше перечисленных вопросов.
Структура проведенных уроков имеет следующий вид:
1. Актуализация (воспроизведение нового).
2. Формирование новых понятий (осознанное приобретение знаний путем поисков ответов).
3. Воспроизведение нового (выдвижение предположений и подтверждение гипотезы; осознание, осмысление, обобщение).
Итак, одним из самых существенных результатов интеграции в 11-м классе является единство учителей в формировании у юношей и девушек общечеловеческих ценностей, общих понятий, категорий, изучаемых в разных предметах, единство в достижении конечных целей образования. Цель уроков в основном состоит в том, чтобы помочь старшеклассникам освоить навыки самостоятельной работы с художественными произведениями, историографической литературой, включая их критический анализ, сформировать представления о существовании разных точках зрения на дискуссионные вопросы, связанные с литературными и историческими явлениями, учить умению излагать и аргументировать собственную позицию.
После крушения коммунистической идеологии радикальному пересмотру в нашей стране подверглись многие культурные и духовные ценности в нашей стране. В первую очередь это коснулось истории русской литературы XX века. Неизбежный и благотворный в целом, этот процесс неотвратимо привел к перегибам: советские классики – Горький, Маяковский, Фадеев и другие – сегодня так же безоглядно опорочиваются, как безответственно возвеличивались до перестройки. В этих условиях здравый смысл и историческая справедливость требуют создания объективной истории русской литературы XX века.
Задача интегрированных уроков по литературе и истории в старших классах не сводится к ознакомлению учащихся с несколькими наиболее яркими событиями истории, отраженными в литературе. В условиях разрушенной системы внеклассной воспитательной работы важнейшая роль в нравственном воспитании ложится на уроки словесности и истории. Формирование личности невозможно без глубокого, заинтересованного понимания закономерностей исторической судьбы своего народа и его культуры.
Трагическая судьба России в XX веке не результат недалекости Николая II, злой воли Ленина и Троцкого, других внешних, случайных причин. Она развивалась в силу множества причин, условий, складывавшихся веками, то есть была неизбежна и неотвратима. Убедиться в этом, разобраться в истоках национальной трагедии, понять психологию людей, через поступки которых прокладывала себе дорогу историческая необходимость, и означает извлечь уроки из истории, чтобы не допустить в будущем повторения общественных катастроф. Таким должен быть главный пафос работы учителя-словесника в старших классах, организующего интегрированные уроки на уровне межпредметных связей «литература» - «история».
Таким образом, при интеграции у учителя литературы имеется широкая возможность для синтеза знаний учащихся, формирования умений «переносить» знания из одной отрасли в другую. Это, в свою очередь, стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать, сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. Благодаря всему этому достигается ценностное восприятие действительности как необходимая предпосылка целостного мировоззрения, что отвечает сущности интеграции как способа организации урока литературы.
Именно на интегративном уроке формируются умения, развивается мышление, память, воображение, вырабатываются убеждения. Интегрированным урокам литературы и истории, литературы и музыки присущ значительный образовательный и воспитательный потенциал. На них были успешно реализованы следующие дидактические условия:
а) правильно вычленен объект учения;
б) тесное сотрудничество учителей при подготовке и проведении урока литературы;
в) руководство работой учащихся, готовящихся выступать на уроке;
г) активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;
д) правильный выбор формы проведения урока;
Для самого учителя-словесника интегрированный урок – не цель, а средство формирования его собственной творческой личности, простор для реализации новых технологий в организации урока.
Таким образом, выбор учебного предмета, конкретного содержания, мыслительных операций, других видов деятельности старшеклассников при интеграции обусловлены чаще всего инициативой самого учителя-словесника или другого учителя предметника средней школы. Опыт показывает насколько богаче, разнообразнее становятся формы работы учителей и учеников в процессе интегрирования.
2.3 ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ ВОЗРАСТОМ УЧАЩИХСЯ
Для детей младшего подросткового возраста важна яркость, артистичность, костюмированность, зрелищность. Многие еще играют игрушками, придумывают сюжеты, живут в них, для них интересна роль режиссера, дети этого возраста склонны к импровизации. Ученики 10 – 13 лет сохраняют и усложняют игры, имевшие большую популярность в младшем возрасте: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, осваивают спортивные, интеллектуальные, игры-воображения, игры фантазирования. Для детей этого возраста игра привносит в урок литературы дух соревновательности, свойственный данной возрастной категории, пробуждает большую заинтересованность в чтении. Нельзя забывать, что игра в этом возрасте имеет и рефлексирующее значение, она создает на уроке хорошую психологическую атмосферу, снимает психологическую напряженность, способствует пробуждению у подростков с их растущей склонностью к логике, очень яркие, живые, конкретные читательские образы. Игра – при умелом применении этого способа организации урока литературы – не только способна уберечь от излишней логизации, но и развить новые читательские качества.
По определению, дети 14 – 15 лет мыслят «комбинаторно, с точки зрения логики» (57; 357). Их игровая деятельность принимает иные формы, в частности, заметно лидерство, притязания на признание среди сверстников, разнородность интересов, увлечений. В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10 – 11 до 14 – 15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками. У подростка возникает стремление участвовать в общественно необходимой работе, ему важно быть общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека – «чувство взрослости». В этом возрасте можно нередко слышать фразы: «я тоже имею право, я могу, я должен». Доминирует готовность проявить себя, применить свои силы. Детям этого возраста свойственны стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского, переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам, тенденция предаваться мечтаниям, боязнь осквернения мечты, отсутствие адаптации к положению «худшего». Наряду с этим младший подросток характеризуется повышенной утомляемостью, ярко выраженной эмоциональностью, резкостью в суждениях. В качестве ведущей для младшего подростка является общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола. Главная ценность – подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее при недооценке настоящего.