В. И. Ленин указывал и на то, что в условиях перехода от капитализма к социализму воспитание и образование служат классовым целям пролетариата. Выступая на I Всероссийском съезде по просвещению в августе 1918 г., он говорил: “Одна из составных частей в той борьбе, которую мы сейчас ведем,— дело народного образования... наше дело в области школьной есть та же борьба за свержение буржуазии; мы открыто заявляем, что школа вне жизни, вне политики — это ложь и лицемерие .
Ленин развил также программные требования пролетариата по народному образованию, сформулированные основоположниками марксизма. При разработке проекта программы РСДРП, принятой на II съезде партии, он выдвинул развернутые требования рабочего класса России по вопросам народного образования: отделение церкви от государства и школы от церкви, проведение всеобщего бесплатного обязательного обучения до 16 лет, обучение на родном языке во всех районах многонациональной России.
Основные демократические начала народного образования, разработанные и обоснованные В. И. Лениным, представляли собою шаг вперед не только в сравнении с тем, что было достигнуто к тому времени в области народного образования в буржуазных странах, но и. в сравнении с программными требованиями социал-демократических партий Запада. В то время как либералы и реформисты убеждали трудящиеся массы в том, что возможно улучшить их положение, включая и образование, путем реформ, В. И. Ленин указывал, что коренное изменение экономического и культурного положения трудящихся масс, состояния учебно-воспитательной работы школы возможно только революционным путем.
В период непосредственной подготовки Октябрьской социалистической революции, в мае 1917 г., В. И. Лениным были разработаны “Материалы по пересмотру партийной программы”2. Исходя из задач переходного периода "от первого этапа революции ко второму, он внес существенное дополнение в программу, принятую на II съезде РСДРП: наряду с требованием отделения церкви от государства и школы от церкви В. И. Ленин подчеркнул необходимость полного государственного обеспечения светской школы, осуществления не только общего, но и политехнического образования, тесной связи обучения с общественно-производительным трудом, снабжения всех учащихся учебными пособиями за счет государства, передачи дела народного образования в руки демократических органов местного самоуправления.
В. И. Ленин не только отстаивал от извращений марксистскую теорию воспитания и образования, но и решал новые проблемы воспитания, поставленные социалистической революцией: о воспитании молодого поколения в духе социализма, о создании рабочим классом собственной интеллигенции; с предельной ясностью и глубиной Ленин раскрыл значение и роль школы в строительстве коммунистического общества.
В. И. Ленин учил, что социалистическая культура создается на основе всех достижений культуры прошлых эпох, путем критического их использования и преобразования, что пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знаний, которые “человечество выработало в обществах угнетения и эксплуатации”. В первые послеоктябрьские годы сторонники так называемого Пролеткульта объявили буржуазными все культурные ценности, созданные в предшествующие эпохи, и призывали творить “новую”, “пролетарскую культуру в полном отрыве от исторического развития человечества. В. И. Ленин, решительно осуждая теоретически неверные и политически вредные попытки пролеткультовцев создать “свою особую культуру”, подчеркивал, что марксизм завоевал себе всемирно-историческое значение как идеология революционного пролетариата тем, что он не отбросил ценнейших завоеваний прежних эпох, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в развитии человеческой, мысли и культуры. В. И. Ленин учил, что культуру нового, социалистического общества нельзя создать в стороне от столбовой дороги общечеловеческой цивилизации. “Пролетарская культура,— подчеркивал он,— не является выскочившей неизвестно откуда... Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества . В нигилистической позиции идеологов Пролеткульта В. И. Ленин справедливо усмотрел большой вред для развития социалистического народного образования, для дела воспитания и образования детей трудящихся. В. И. Ленин отстаивал и пропагандировал марксистское представление о том, что социалистическая культура и педагогика создаются в процессе критической переработки достигнутого человечеством в условиях прежних общественных отношений, что из школы прошлых времен следует взять все то, что служит интересам социализма.
Буржуазные теоретики скрывали, что имущие классы превратили “образование и науку... в орудия эксплуатации, в монополию, для того чтобы громадное большинство людей держать в рабстве 2. Более того, они развивали вредные мысли о том, что сначала трудящиеся должны стать культурными, а только после этого совершать революционный переворот.
В. И. Ленин говорил, что обязательной предпосылкой и основой культурного подъема народных масс является социалистическая революция, что после завоевания власти рабочим классом в стране должна осуществиться культурная революция. Одной из самых важных задач культурной революции В. И. Ленин считал распространение среди трудящихся грамотности, ликвидацию культурной отсталости так называемых национальных окраин, введение всеобщего обязательного обучения.
10 ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ
Понятие политики. Политика - многомерное явление. Практически
невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует
множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в
зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели
политики. Одни определения носят общий, другие частный характер.
Изучение политики в политологии связано стремя аспектами. Отсюда и
определение политики целесообразно дать в трёх вариантах, которые дополняют
друг друга:
1) Политика- это особая сфера деятельности людей, связанная с властными
отношениями, государством и его устройством, с политическими
институтами, принципами их функционирования;
2) Политика- это форма соучастия и взаимодействия властвующих и
подвластных, управляющих и управляемых;
3) Политика-это область не только сознательных, Нои стихийных действий,
не только рациональных, но и иррациональных поступков и форм
поведения.
Наиболее широкое понимание политики находим у испанского политолога и
философа Ортега-и-Гассета: политика, по его мнению,- это вся
историческая деятельность, которую нельзя ограничивать деятельностью
государства и правительства. Государство лишь юридический панцирь, некая
формальность жизни общества. Государство и правительство - не единственные
органы национальной жизни. Ещё есть независимая этническая жизнь и
спонтанные процессы.
Когда возникла политика? Нидерландский учёный-энолог Франс де Ваал
сделал вывод о том, что политика древнее человечества и возникла до
появления человека. К такому выводу он пришел на основе длительного
наблюдения за жизнью обезьян в зоопарке. Он написал книгу «Политика у
шимпанзе», где утверждает, что все элементы политики имеют место у обезьян.
Отличие политики у животных он видел лишь в том, что животные действуют,
открыто, человек же чаще всего в политике скрывает свои цели и намерения.
Чем умнее или хитрее политик, тем искуснее он скрывает свои истинные
намерения. Не случайно Аристотель назвал человека животным политическим.
Аристотель изучал политику, исходя от человека. А.Смит, Д. Рикардо
связывали политику с экономикой и характером социального строя. Гегель
пытался вывести закономерности развития политики из мирового духа. Маркс,
главный источник возникновения политики видел в создании социально
неоднородного общества. Пока в обществе нет многообразных интересов, оно в
политике не нуждается. Достижение баланса различных интересов в обществе
обуславливает необходимость политики.
Какова же природа политики? Существуют разные подходы к определению
природы политики. В зарубежной политологии одни признают естественную
природу, другие естественную и социальную;
Первоначально политика функционирует на уровне элементарных отношений,
т.е сама природа предполагает искусство жить вместе (это коммуникативный
уровень). Общественная природа политики связана сообразованием государства
и правовым оформлением политики. Политика приобретает зрелые черты и уже
функционирует на нескольких уровнях:
а) институциональном- в деятельности государства, партий и других
политических субъектов;
б) функциональном- обслуживает определенные политические режимы,
обеспечивает функционирование политических систем;
в) идеологическом- формирует политическое сознание, политическую
культуру;
г) регулятивном- подчиняет жизнедеятельность людей политическим и
правовым нормам;
д) коммуникативном (на качественно новом уровне) – создает условия для
формирования политических отношений, обеспечивает объединение людей на
основе всеобщего интереса.
Что составляет содержание политики? В основе содержания политики
находятся цели и интересы субъектов политики. Субъект политики- это
индивид, группа класс, нация и др., которые осознали и сформулировали свои
коренные интересы и готовы их отстаивать.
Основными субъектами политики являются: государство (если оно не
обезличивает интересы других). Демократическое государство исходит в своей