Ошибочно считать, что нотариат в Российской Федерации возник с принятием Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. В кратчайший исторический период нотариат в России прошел несколько стадий своего развития. Появившись в 1867 г. как институт права[1], в 1917 г. с приходом к власти большевиков нотариат практически был ликвидирован (хотя и не упразднен). В последующем его реанимировали, но только в виде сугубо государственного органа.
В 1993 г. с принятием Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и появлением частнопрактикующих нотариусов многие представители нотариального сообщества стали говорить об исторических традициях дореволюционного российского, а также классического западноевропейского нотариата. Поэтому представляется интересным небольшой исторический экскурс, позволяющий понять назначение данного института.
Слово «нотариус» (notarius) латинского происхождения, переводится как писец, секретарь. Поэтому и возникновение института нотариата чаще всего связывают с правом Древнего Рима. Между тем многие историки юриспруденции обращаются и к памятникам древнего Вавилона. Так, сделки в письменной форме совершались на глиняных табличках по строго определенным правилам. Табличку составлял писец, обладающий необходимыми познаниями. Зачастую в целях сохранения документов они передавались в храмовые архивы.
История нотариата достаточно подробно описана Николаем Ляпидевским. Впервые нотариус появился в Древнем Риме в лице простого писца - scribae, exceptoresetnotarii. И тот и другой выполняли практически одинаковые функции, разница заключалась в том, что scribae состояли на государственной службе, aexceptoresetnotarii - на службе у частных лиц.
Появление подобного института имеет историческое обоснование. Большинство населения не имело юридических познаний, более того, было неграмотным. Соответственно, возникала необходимость в человеке, который, имея навыки составления юридических документов, мог бы изложить надлежащим образом зафиксировать волю гражданина. В роли такого человека и стал выступать писарь, в последующем получивший название нотариуса.
Следует учитывать, что римское право (да и не только римское) предъявляло некоторые формальные требования к составлению различных документов. При несоответствии этим формальностям документ считался ничтожным. Поэтому писарь обязан был знать исторические аналоги удостоверительных надписей. Само слово «notarius» имеет корневую основу «nota» (лат.) - замечание, заметка. Многие нотариусы в древности и в Средние века не могли отойти от штампов (даже если приверженность штампам не считалась обязательной). Клиенту предлагался набор заготовленных текстов, из которых выбирался наиболее подходящий.
Приверженность штампам сохранилась в некоторых странах и в настоящее время, хотя это касается и не только нотариусов. В частности, в Шотландии договоры, предметом которых является недвижимость, содержат массу анахронизмов, сохранившихся в силу традиции составления таких документов.
Неизвестный автор учебника по делопроизводству в XV - XVI вв. отмечал: «Все нотариусы должны остерегаться от употребления в своих писаниях амфибологий, то есть двусмысленных фраз, могущих быть истолкованными в разных смыслах. В эту ошибку часто впадают молодые нотариусы, которые недавно вышли из школ и им кажется, что они могут подпирать перстом звезды, но которые не познали пока вещей, богатых молоком и медом, то есть практики». Нотариус предлагал определенные штампы, даритель требовал выразить свою волю, но, если она не вписывалась в них, нотариус «подгонял» ее под имеющуюся формулу. Поэтому тексты были перегружены двусмысленностями, что служило поводом для высмеивания нотариусов в комедиях, которые дошли и до наших времен.
В последующем стал развиваться институт церковных нотариусов, что обусловливалось усилением церковной власти, когда большинство земельных угодий принадлежало именно ей. Церковь была самым крупным собственником. Учет, ведение документации, представление интересов церкви - все это порождало развитие административного аппарата. К тому же именно церковные служители были обучены грамоте.
Таким образом, с момента появления нотариат развивался в нескольких направлениях:
- нотариус - государственный служащий;
- нотариус - лицо свободной профессии;
- церковный нотариус.
Первые получили распространение во Франции, вторые - в Италии. Церковные нотариусы в связи с противостоянием церковной и светской властей со временем канули в Лету.
В Средние века нотариус осуществлял функции, во многом идентичные функциям современного нотариуса, - составление договоров, удостоверение завещаний, ведение юридических дел и т. д. Заметим, что нотариус был обеспеченным человеком.
Нотариусы находились также под постоянным контролем со стороны публичных органов. Зачастую нотариусы были ставленниками верховной власти и королевскими служащими. Традиционно нотариусы осуществляли свои функции в тесном контакте с судебными органами. Во Франции ордонанс Виллер-Коттре (1539 г.) требовал обязательной регистрации дарственных в судах первой инстанции.
Существовали специальные школы по подготовке нотариусов, но эту должность в большинстве случаев мог занять только потомок нотариуса. Сословность определяла возможность поступления на должность. Существовал так называемый «закрытый цех». Возможно, отголоски давних времен еще и сегодня дают о себе знать, поэтому в Западной Европе сильны тенденции противостояния «свободных» юристов и «цеховых» - адвокатов, нотариусов. В Шотландии существуют специальные программы подготовки адвокатов, но преподаватели агитируют студентов не проходить их, чтобы таким своеобразным способом умалить значение адвокатов. Во многом подобная политика принесла определенные «плоды» и в социальной иерархии: «корпоративный» юрист утратил свое былое величие.
В России нотариат, как уже отмечалось, появился в 1867 г. Нотариус работал при судебных органах и под достаточно жестким контролем с их стороны. Нотариус «...выдавал выписки из актовых книг и копии актов, свидетельствовал всякого рода акты, протесты, копии, подлинности подписей, время предъявления ему документов, нахождения лица в живых, передавал заявления одного лица другому, оформлял доверенности, заемные обязательства, договоры и протесты, мировые и третейские записи и прошения, принимал на хранение документы и составлял проекты раздела наследства»[2].
Нотариальное производство занимало важное место в имущественном обороте. Несмотря на то что значительный круг вопросов, которые приходилось разрешать, носил юридический характер, законодательство того времени не предъявляло требований в виде обязательного юридического образования для соискателя на должность нотариуса. Устанавливался возрастной ценз - 21 год, выдвигалось требование о наличии российского подданства. Одновременно соискатель должен был быть «неопороченным судом или общественным приговором, не занимать никакой иной должности ни в государственной, ни в общественной службе, успешно сдать испытания и внести залог»[3]. Нотариус считался государственным служащим, но без права на содержание и пенсию. Исключение было сделано в отношении нотариусов, назначаемых в те местности, в которых не находилось желающих исполнять обязанности добровольно. Оклад устанавливался министром юстиции. Старший нотариус был государственным служащим, и в его функции в первую очередь входило ведение нотариального архива.
По-видимому, предусматривалась сдача испытания - аналога современного квалификационного экзамена. «Экзамен принимался комиссией, состоявшей из председателя окружного суда, прокурора и старшего нотариуса без участия практикующих нотариусов. Экзаменуемый должен был доказать свое умение правильно излагать нотариальные акты, знание нотариального делопроизводства, гражданского законодательства и иных отраслей права, непосредственно связанных с исполнением обязанностей нотариуса»[4].
Имперское законодательство строго регламентировало порядок деятельности нотариуса, в т. ч. продолжительность рабочего времени, порядок помещения вывески, ведения реестра.
Сбор, взимаемый нотариусом, состоял из двух главных составляющих: оплаты услуг самого нотариуса, которая поступала в его собственность, и суммы, взимаемой не в пользу нотариуса, а в пользу казны (она называлась гербовым сбором). Главный недостаток, признаваемый современниками, заключался в отсутствии жесткой регламентации взимания нотариального тарифа. Правилом было взимание по соглашению, а не в размере, установленном правовым актом. Можно привести цитату, которая характеризует не только сложившееся прежде, но и современное положение нотариата: «нотариат превратился из государственного, общественного дела в коммерческое предприятие со всеми присущими ему недостатками и недугами, отравлен ядами конкуренции и добровольного соглашения» (А. Я. Мацкевич).
Для советского нотариата было характерно полное подчинение его государству. В начале новой эры нотариусы как таковые перестали существовать, нотариальные действия осуществляли отделы юстиции, органы ЗАГСа, судьи. В начале 20-х гг. (очевидно, в связи с нэповской политикой и принятием нового гражданского законодательства) появились новые государственные нотариусы. Процесс становления завершился с принятием Постановления ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. «Об основных принципах организации государственного нотариата». Была установлена концепция монополии государственного нотариата. Государственный нотариус не мог занимать «иных государственных должностей, за исключением должностей выборных и преподавательских, состоять членами коллегии защитников, служить по найму в кооперативных и общественных организациях и у частных лиц, а равно участвовать в торговых и промышленных предприятиях» (п. 4).