Понятия «образец», «стереотип», «эталон» противоречат обыденному представлению творчества как нерегламентированной активности, порождающей новый продукт, который отрицает старые. Роль внешнего социального образца состоит, вероятно, в том, чтобы противостоять другому социальному образцу: «правильно» ведущему себя взрослому.
Следовательно, творческое поведение, как и интеллектуальное, проходит фазу социализации.
Возраст 3-5 лет благоприятен для формирования креативности еще и потому, что ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации (сформированность речи), а с другой стороны, - еще не социализирован. Ребенок с легкостью использует ложку в качестве столового прибора, в качестве палки, музыкального инструмента, весла и т.п. Ведь стандартное применение предмета требует определенной социализированности и стереотипизации навыка, и, кроме того. Развитие произвольного внимания, которое у ребенка к 3 – 4 годам еще не развито. Для ребенка мир еще загадочен, проблемен. Позже проблемность мира признается только креативами.
Следовательно, для формирования креативности необходимо:
1. отсутствие регламентации предметной активности, точнее – отсутствие образца регламентированного поведения;
2. наличие позитивного образца творческого поведения;
3. создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения;
4. социальное подкрепление творческого поведения.
Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Его можно рассматривать как свойство, формирующееся по принципу «если … то…». В повседневной жизни, как показывают многочисленные исследования, происходит подавление креативных свойств индивидуума. Это может быть объяснено тем, что креативность предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих форм отношений, продуктов и т.д. Поэтому формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде.
Основываясь на исследованиях Богоявленской (3) и Матюшкина (28), согласно которым творчество можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний), можно утверждать: креативность как глубинное свойство выражается в оригинальном видении проблемы. Поэтому необходимо, на наш взгляд, осуществлять системное непрямое формирующее воздействие, а такому требованию отвечает воздействие через определенный комплекс условий микросреды.
Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью.
(богатством возможностей), а следовательно, требует включения механизмов воображения (активного, творческого). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; мновариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
ГЛАВА 2.Организация и содержание исследования
2.1 Организация исследования
Исследование проводилось в сентябре - октябре 2004 года. В исследовании приняло 44 дошкольника (21воспитанник д\с «Снегурочка» и 23 воспитанника д\с «Гнездышко»), в возрасте 6 лет.
В исследуемую группу вошло 18 мальчиков и 26 девочек. Все испытуемые воспитываются в русскоязычных семьях, посещают обычные по образовательной направленности группы. Анализ анамнестических данных позволяет говорить об отсутствии органических поражений нервной системы как прентального, так и перинатального характера, все дети соматически здоровы.
Исследование проводилось в четыре этапа. Задачи первого этапа: изучение особенностей воссоздающего и творческого воображения у дошкольников. Исследование проводилось в индивидуальном режиме, в первую половину дня (с 10.00 до 12.00). На втором этапе изучался уровень развития творческих способностей детей. На третьем этапе была разработана и апробирована в одной из групп коррекционная программа. Четвертый этап исследования заключался в оценке эффективности коррекционной программы.
По итогам анализа были разработаны рекомендации для воспитателей по развитию, как воображения, так и творческих способностей.
2.2 Методы исследования
1.Изучение уровня развития воображения (37).
Необходимые материалы: листы бумаги, набор цветных карандашей.
Проведение исследования. Ребенка 4-7 лет просят придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет). Напоминают, что в книгах к каждой сказки обычно есть картинки. Ребенку предлагают придумать свою сказку и нарисовать к ней одну картинку. А потом надо будет рассказать свою сказку. Если ребенок начинает рисовать или рассказывать знакомую сказку, инструкцию повторяют.
Обработка данных. При анализе не отмечают качества самого рисунка и изложения, а обращают внимание только на уровень воображения и относят детей к одному из трех уровней.
1. Высокий уровень. Сюжет рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а не пытаются после рисования что-нибудь придумать по детали рисунка. В рисунке, как правило, представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены (имеют выраженную композицию и детализированы). Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность.
2. Cредний уровень. Ребенок рассказывает модифицированный вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисуют отдельного героя или один из эпизодов сказки.
3. Низкий уровень. Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции.
Подсчитав количество детей разных возрастных групп, относящихся к каждому из трех уровней, делают вывод о возрастных различиях в уровне развития воображения.
2. Изучение оригинальности решения задач на изображение (творческое воображение) (37).
Подготовка исследования. Подобрать 20 карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например ствол с одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и т.д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.п.). подготовить цветные карандаши, бумагу.
Проведение исследования. Ребенок 6 – 7 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилось какая-нибудь картинка.
Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Подсчитывают коэффициент оригинальности каждого ребенка, который равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не повторяющихся (по характеру использования заданного эталона для дорисовывания) ни у кого из детей группы. Коэффициент оригинальности соотносят с одним из 6 типов решения задачи на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что–то свое (свободное фантазирование).
Если в I – IV типах она является основной частью картинки, которую рисовал ребенок (кружок – голова и т.п.). то теперь фигура используется как один из второстепенных элементов для создания образа воображения.
3. Изучение воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности (37).
Подготовка исследования. Приготовить рассказ Я. Тайца «Зверь» и английскую народную песенку в переводе С. Маршака «Кораблик»; листы бумаги, набор из цветных карандашей.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 5 – 7 лет. Ребенку неторопливо и выразительно читают текст и говорят: «Опиши зверя, которого сложил Миша» (после чтения рассказа Я. Тайца) или «Опиши кораблик и его команду» (после чтения английской народной песенки). Затем говорят: «Нарисуй зверя, которого сложил Миша» или «Нарисуй кораблик и его команду». По окончании рисования его просят рассказать, что он нарисовал.
Обработка данных. Воссоздающее воображение анализируют по показателям:
1. степень соответствия воссозданных образов и их систем (описание и рисунки) образами произведения;
2. оценочное отношение детей к действиям персонажей, совпадающее с той ролью, которую играет персонаж в сказке (рассказе);
3. эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов и образных ситуаций;
4. степень правильности воссоздания последовательности эпизодов в сюжете;
5. степень отличия созданных образов от данных в тексте.
Выясняют, в какой форме, словесной или изобразительной, детям легче воспроизвести содержание из текста, в какой форме оно наиболее полно соответствует оригиналу.
На основе этого делают вывод о том, насколько развито воссоздающее воображение и как оно связано с творческим.
1. Метод исследования детской креативности (предложена Е.Е. Туник) (19).
Методика состоит из 8 субтестов, в данном исследовании нами были использованы 7 субтестов.
Тест 1. «Использование предметов»
Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета, отличающихся от обычных.
Инструкция: газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы ее использования, что из нее можно сделать.
Время выполнения: 3 минуты.
Результаты оцениваются по двум показателям: беглость ответов (1 ответ – 1 балл) и оригинальность ответов (число ответов; 1 ответ- 4 балла)
Тест 2. «Заключение»
Задача: перечислить гипотетические последствия ситуации.
Инструкция: вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.