По мнению В.Г.Асеева, описанная концепция может использоваться для определения научных подходов к изучению социальной адаптации, потому что в процессе индивидуального развития человека у нее производятся механизмы адаптации, основанные на трансформации социальных отношений между людьми [6].
В целом в современном научном мире адаптация рассматривается как сложное гетерохронное | и гетерогенное приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. При этом выделяются следующие виды этого приспособления:
– функциональное - когда изменения жизнедеятельности организма (в результате трансформации условий существования) способствуют изменению форм существования;
– коррелятивное (коадаптация) - когда два разных органа или организма приспосабливаются друг к другу;
– пассивное - когда в организме происходят изменения без его участия;
– активное - когда приспособление осуществляется благодаря деятельности организма;
– активистское (объективное) - когда среда изменяется под воздействием субъекта с целью его приспособления [1].
Изложено выше позволяет трактовать адаптацию в широком содержании слова как целостную систему реакций живых систем (лиц, индивидов, видов, биоценоза), которые имеют активный целеустремленный характер, которые способствуют не только поддержке динамического равновесия в данных условиях среды (гомеостазіс|), но и обеспечивают возможность эволюции при их изменении (гомеорезіс|).
Современное понимание адаптации в естественных науках является производительным при рассмотрении феноменов психологической и социальной адаптации в психологии.
Фундаментальные вопросы социально психологической адаптации личности освещены в трудах отечественных (О.О.Балл [9], Ф.Б.Березин [10], Л.И.Божович [12], Г.С.Костюк [25], О.М.Леонтьев [26],, О.И.Медведев [28], О.О.Налчаджян [33], В.А.Петровский [38] но др.) и заграничных (Е.Ериксон [61], Ж.Пиаже [39], 3.Фрейд [53] но др.) исследователей.
В неофрейдистском| направлении адаптация рассматривается в контексте социальной активности личности. Современная психоаналитика широко использует введенные еще З.Фрейдом [53] понятия "аллопластические" и "аутопластических|" изменений и соответственно различают две разновидности психологической адаптации:
1) аллопластическая адаптация достигается теми изменениями во внешней среде, которые человек осуществляет для приведения его в соответствие со своими потребностями;
2)аутопластическая| адаптация обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и тому подобное), с помощью которых она приспосабливается к среде.
К этим двух разновидностей Г.Гартман добавляет еще один - поиск индивидом той среды, которая является наиболее благоприятной для функционирования организма [20].
Среди работ психоаналитического направления стоит выделить концептуальный подход Е.Ериксона, по мнению которого, в системе "индивид - среда" одной стороной адаптационного взаимодействия является конфликты и защити, а другой - сотрудничество и гармония. При этом он выдвигает положение о взаимном беспрестанном приспособлении индивида и обществах. Процесс адаптации в его концепции описывается формулой: противоречия - тревога - защитные реакции индивида и среды - гармоничное равновесие или конфликт. Таким образом, Е.Ериксон рассматривает конфликт как один из возможных результатов взаимодействия индивида и среды в том случае, когда защитные реакции организма и "поступки" среды оказываются недостаточными для возобновления нарушенного гомеостатического равновесия.
В рамках гуманистического направления психологии вопроса адаптации рассматриваются в контексте положения об оптимальном взаимодействии личности и среды. О.Маслоу также рассматривает процесс адаптации как динамический процесс взаимодействия личности и среды, а основным критерием адаптированной личности выдвигает степень ее интегрированности со средой [27].
Существенный взнос в разработку широкого понимания адаптации был сделан Ж.Пиаже. В биологии и в психологии, в соответствии с его концепцией, адаптация рассматривается как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции. Первый из них (его, в сущности, помечают сроком "адаптация", употребляя его в более узком содержании), обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Второй процесс изменяет те или другие компоненты этой среды, переделывая их в соответствии со структурой организма или включая в схему поведение субъекта. Отмечены процессы тесно связанные между собой и опосредствуют друг друга. Имея в виду все сказано выше, можно было бы определить адаптацию как "равновесие между ассимиляцией и аккомодацией, или, что в сущности одно и то же, как равновесие у взаимодействия субъекта и объектов" [39].
Такое понимание адаптации в единстве противоположных направлений является важным условием использования данного понятия как категории, которая играет существенную роль в объяснении всякого активного функционирования. Как отмечает К.К.Платонов, все развитие психической деятельности является функцией от всех масштабов взаимодействий, которые увеличиваются, и тем самым функцией от равновесия между ассимиляцией организма к все более и более удаленной от него действительности к его аккомодации к ней [40].
С точки зрения Ф.Б.Березина, психическая адаптация играет решающую роль в поддержке адекватных соотношений в системе "индивидуум – среда" и определяется как "...процес установление оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, что позволяет индивиду| удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды" [10, 44].
Ф.Б.Березин выделяет следующие уровни психической адаптации:
- индивидуально психологический уровень содержит в себе личностные и типологические особенности человека, ее актуальные состояния (мотивация, способности, уровень развития самосознания, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, темперамент, особенности эмоциональной и интеллектуальной сферы и так далее) На этом уровне осуществляется поддержка психического гомеостаза, сохранения психического здоровья;
- социально психологический уровень содержит в себе особенности микросоциального взаимодействия. На этом уровне осуществляется формирование адекватного межличностного взаимодействия, учет экспектации| окружения, достижения социально значимых целей. На данном уровне выделяются следующие основные типы адаптационного процесса: первый тип, который характеризуется активным влиянием на социальную среду, и второй тип, который характеризуется пассивным приспособлением (конформистским принятием целей и ориентаций группы). Эти типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида и оказываются в процессе группового и межличностного взаимодействия.
Раскрывая дальше сущность процесса адаптации, Г.О.Балл считает, что при рассмотрении понятия адаптации необходимо выходить из универсального характера тенденции к установлению равновесия между компонентами реальных систем. Он подчеркивает, что тенденция к достижению равновесия, в котором находит одно из проявлений принцип законосообразности бытия, имеет место на всех уровнях развития материи, охватывает все формы ее движения, от физической к социальной. Вместе с тем, Г.О.Балл аргументированно доказывает, что категория адаптации применима и к анализу процесса развития личности, ее психологических механизмов. Это положение автора основывается на понимании адаптации как процессу, который имеет гомеостатическую и гомеоретичну| направленность, то есть процесса, направленного не только на сохранение и воссоздание некоторого предварительно данного отношения, но и на выход за рамки имеющейся психологической ситуации [9].
Рассматривая эту проблему, Л.И.Божович указывает на зависимость характера адаптации от стадии онтогенеза. На его ранних этапах психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Но, возникши таким образом, они потом добывают самостоятельного значения и в порядке обратного влияния начинают определять следующее развитие [12]. Автор отмечает, что ребенок не просто приспосабливается к имеющейся ситуации, а на основе качеств личности, которые раньше сформировались, она так или иначе переламывает влияния среды и (сознательно или бессознательно) занимает относительно него определенную внутреннюю позицию. В процессе формирования сознательной регуляции поведения все осознаны цели в большей степени контролируют и направляют акомодаційну| и ассимилятивную активность субъекта, который развивается. На достаточно высоком уровне развития последняя находит выражение в том, что субъект превращается у творца этого опыта из существа, которое усваивает накопленный человечеством социальный опыт [12, 57].
В отличие от предшественников, О.О.Налчаджян исследовал проблему адаптации на уровне личностных механизмов, которые обеспечивают адаптацию личности к социальным проблемным ситуациям [33]. Он выдвинул предположение о том, что в сложных проблемных ситуациях адаптивные процессы проходят при участии не отдельных изолированных механизмов, а их комплексов. По мнению автора, адаптивные комплексы, снова и снова актуализируясь и используясь в подобных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. О.О.Налчаджяном были выделены три разновидности адаптивных комплексов: незащитные адаптивные комплексы, используемые в нефрустрованих| проблемных ситуациях; защитные адаптивные комплексы, которые являются стойкими соединениями защитных механизмов; смешаны комплексы, которые состоят из защитных и незащитных адаптивных механизмов.