Эриксон считает, что чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути. В процессе формирования идентичности важно не столько конкретное содержание индивидуального опыта, сколько способность воспринимать различные ситуации как отдельные звенья единого, непрерывного в своей преемственности опыта индивида.
Как уже отмечалось выше, развитие эго-идентичности, по мнению Эриксона, происходит в течение всей жизни индивида и протекает в восемь стадий.
2.3. Доверие и недоверие.
Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни (или от рождения ребенка до полутора лет). В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным недоверие.
Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, а к людям в частности, и недоверие это несёт с собой в другие стадии своего развития.
Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития. Это и несёт надежду и таит угрозу. Ведь ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям. При этом он может преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на одной из следующих стадий развития, если, скажем, в случае развода родителей в семье создается обстановка, переполненная взаимными обвинениями и скандалами.
Чувство доверия формируется в тесной взаимосвязи с другими факторами развития. В нем как бы синтезируются наиболее важные коренные изменения, придающие особое смысловое значение всему разнообразному, конкретному опыту младенца.
Поскольку доверие возможно только по отношению к чему-то, оно не может начать развиваться раньше, чем ребенок научится выделять людей и объекты, или до того, как у него появится смутное ощущение, что сам он является отдельным существом.
2.4. Достижение равновесия.
Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни (или от полутора до трех-четырех лет), совпадая с анальной фазой Фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями, стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т. д. И если родители предоставляют ребенку делать то, что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере, своей средой то есть у него появляется самостоятельность. Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, то у него развивается стыдливость и нерешительность.
Конечно, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от усилий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за несчастные случаи, будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в себе и своих способностях управлять собой и окружением.
Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыд нерешительности, окажется хорошо подготовленным к развитию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью с одной стороны и стыдливостью и неуверенностью с другой, устоявшееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.
Итак, согласно Эриксону, у дошкольника должны развиться, во-первых, основополагающее чувство доверия к окружающему миру, а также к родителям, а во-вторых, должно развиться стремление к самостоятельности, реализующееся в определённых рамках. Оба эти достижения повышают самооценку, поскольку ребенок в этом случае чувствует себя не только окруженным теплом и заботой родителей, но и уверен в своей компетентности относительно определенного круга задач. Одобрение родителей и одобрение себя самого соединяются в формировании ощущения собственной ценности. Именно поэтому для ребенка, у которого только начинает развиваться чувство своего «Я», важной составляющей самооценки является способность чисто физической адаптации к окружающему миру.
2.5. Предприимчивость и чувство вины.
Третья стадия обычно приходится на возраст от четырёх до пяти лет. В это время у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Одновременно он определяет для себя границы дозволенного. Необычайно энергичной и настойчивой становится познавательная деятельность ребенка, главной движущей силой которой является любознательность. В результате этого, перед ним открываются новые возможности. Он уже чувствует себя увереннее, т. к. может свободно передвигаться, достаточно владеет речью, чтобы задавать вопросы, осмысливать происходящие на его глазах события; расширяется его социальное окружение; он начинает придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им; изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать.
Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере.
Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет её и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.
2.6. Умелость и неполноценность.
Четвёртая стадия - возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) ещё находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Он включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет её самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми. Эриксон отмечает, что психологически ребенок уже как бы готов осваивать те роли, которые выполняют родители, но, прежде чем он сможет осуществить это биологически, он должен начать трудиться, проявить способность к жизнеобеспечению.
Таким образом, на протяжении этого периода ребенок пытается завоевать признание и заслужить одобрение, осуществляя разнообразную продуктивную деятельность. Он осваивает различные инструменты и схемы деятельности, которые, по существу, являются стандартными. В результате этого, у него развивается чувство трудолюбия, способность к самовыражению в продуктивной работе.
Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью (или трудолюбием) с одной стороны и чувством неполноценности с другой. В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающему интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия.
Когда детей поощряют мастерить что угодно: строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно баловство, способствуют развитию у них чувства неполноценности.
В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но и усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности. Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить её в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.