Человечество при всем его необычайном многообразии мечется между двумя культурными полюсами: Восток и Запад. Известно, что мировая цивилизация началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне говорили: "Свет - с Востока".
Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном понятии. Востоку присущи такие черты, как:
воспроизводство практически в неизменном виде сложившихся на протяжении тысячелетий социальных культур;
стабильность образа жизни;
приоритет мифологическо-религиозных представлений об окружающем мире;
растворение личности в коллективе, преобладание интересов общества и государства над интересами и потребностями отдельного человека.
Восток - это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Такой стиль жизни объясняется, во-первых, цикличностью сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации, а во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.
Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является "восточная деспотия". Деспотизм как форма власти возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине. Для того, чтобы организовать общинные работы по обработке земли формируется специальный орган власти, который постепенно набирает силу и становится деспотичным по отношению к общинникам. На Востоке под ритуалы традиционной культуры подгоняется вся жизнь человека чаще всего без всякого к нему почтения и снисхождения. Индивид должен приспособиться к правлению, а не правление к нуждам индивида.
В большинстве стран Востока (Индия, Китай, древние восточные цивилизации Египта, Вавилона и др.) частная собственность особой роли не играла, а приоритет отдавался духовной жизни индивида, для которого освобождение от закона кармы - цель жизни. Поскольку судьба каждого человека определяется кармой, соотношением добрых и неблаговидных дел в прошлом перевоплощении, поскольку его имущественное положение не имеет существенного значения для данного перевоплощения и заботиться он должен о том, что бы не сделать чего-нибудь такого, за что он должен расплачиваться в следующем своем перевоплощении. На этом были построены древнейшие философские системы йоги, дзен-буддизма, конфуцианства. Традиционное восточное общество ценит различные сведения, нужные для организации повседневной жизни, но отвергает абстрактные, отвлеченные теории. Вследствие этого на Востоке наука развивалась трудно. Из нововведений приживались только те, которые способствовали укреплению власти, интересам государства, стабильности общества.
Традиционные цивилизации обладают удивительной живучестью. Александр Македонский покорил весь Ближний Восток, основал громадную империю. Но Восток сохранил неповторимое своеобразие своей культуры. Как огромный шквал прошли по странам Востока орды Чингиз-Хана - и все же все возвратилось на старые места, народы продолжали жить по-старому, своими родами и общинами, поклоняться старым богам, менявшим разве что название. Все это - Восток...
Прямо противоположный Востоку характер имеет западная цивилизация. Под термином "Запад" понимают особый тип цивилизованного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в 15-17 столетиях. Предшественниками этого типа были культуры античности и христианская традиция. Именно античная культура привнесла в современную европейскую цивилизацию традицию быстрого логического усвоения знаний. Именно древнегреческая философия сформулировала идею любви к знанию самому по себе. Христианство же возвело Логос (знание - греч) в ранг Бога. В христианстве Бог происходит не из природы, а из самого человека. Человек создан "по образу и подобию божьему" и поэтому может претендовать на то, чтобы стать как Бог, стать самим Богом.
Именно эти предпосылки смогли создать культуру, которая своей целью ставит покорение и преобразование природы, что немыслимо, даже кощунственно, для мировоззрения Востока.
Не менее важным фактором в становлении западной цивилизации стала демократия и идея правового государства, главной целью которой является обеспечение свободного развития личности, реализация прав и свобод человека и гражданина. Высшей ценностью признается человек. Именно он - венец природы, конечная точка эволюции. В обществе, основанном на частной собственности высоко ценится индивидуализм, личные интересы ставятся выше интересов общественных.
Но достижения Запада не абсолютны. Технологический, экономический и правовой рационализм плохо уживаются с нравственной верой в добро. Конкуренция резко ограничивает сферу сострадания и милосердия. Не случайно, что именно западноевропейская культура породила социал-дарвинизм с его пренебрежительным отношением к народам Азии и Африки, культы насилия и техники, две мировые войны и завоевательные "крестовые" походы против неевропейских народов. Мир массового потребления полностью поглотил и подчинил себе европейца. Обладание вещами в соответствие с рекламой стало целью, любовь заменил секс, дружбу - денежный расчет. Западная цивилизация обрекает людей на мелкий практицизм и заботу о банковском счете. Акцент делается не на личности, а на ее эгоизме и индивидуализме, на ее праве в угоду себе принести в жертву и семью, и государство, и этнос, и Родину.
Современный кризис индустриального общества заставил задуматься о дальнейших путях развития западной цивилизации, внимательнее отнестись к ценностям традиционного восточного общества, к достижениям китайской, индийской, исламской культуры. Без диалога Запада и Востока у человечества нет будущего. Многие мыслители в диалоге Запада и Востока большое место отводят России. Такая точка зрения объясняется не только ее географическим положением (где находится Россия? В чем особенности ее географического положения?). В российской цивилизации огромную роль играют традиционные начала. Соборность, коллективизм, служение своему народу, то есть приоритет общенациональных интересов над личными заботами - все это существенные черты русской культуры. Культура русской нации всегда складывалась как реакция на неустроенность и административный произвол в практической жизни. Русская культура всегда обладала “компенсаторным" механизмом развития, суть которого - в самозабвенном искании чистых идеалов в ответ на внешнее насилие.
В самом деле, чем хуже в стране дела практические, тем с большим рвением русская душа стремилась в царство добра, справедливости и правды. Факт, что именно в России 19 века, страдавшей от варварских пережитков крепостничества, уступавшей своим европейским соседям по многим параметрам экономического и политического благоустройства, наблюдался беспрецедентный взлет искусства, были созданы шедевры, покорившие "сытую и спокойную" Европу.
Своеобразие каждой культуры наиболее полно проявляется в критические периоды истории. Для России таким периодом оказались петровские реформы. Петр повернулся лицом на Запад. Технические и научные достижения западных стран вызывали у него восторг. Здравый смысл подсказывал ему, что невозможно развитие страны, распространение грамотности и здравоохранения без крутых социально-культурных преобразований. Петровские реформы всколыхнули Россию, не оставив равнодушных к дальнейшим судьбам русского народа. Одним из следствий глубоких раздумий о судьбе своей родины явилось формирование в среде русской интеллигенции западничества, славянофильства, а затем и евразийства. Западники связывали будущее страны с усвоением достижений Западной Европы. Для России заразительными были успехи Запада в области просвещения, здравоохранения, демократии и быта. Приобщение России к ценностям Западной Европы было неизбежно.
Против европеизации, но за диалог с Западом выступали славянофилы. Они предложили учение о соборности, самодержавии и православии. Эти три принципа, по мнению славянофилов, определяют устройство России, уклад жизни русского населения и его нравственные идеалы. Славянофилы категорически выступали против слепого копирования западных образцов жизни. Чрезмерная рационализация культуры Запада, ее мещанский практицизм и утилитаризм убивает духовность, превращает человека в расчетливого эгоиста.
Культура как Запада, так и Востока полна непреходящих духовных ценностей. В наше время идет процесс интеграции, взаимообогащения культур. Занимая выгодное географическое положение, учитывая свое евразийство и опираясь на богатство своей культуры, Россия способна содействовать диалогу Запада и Востока. Участвуя в этом диалоге, Россия сохранит свою самобытность и самостоятельность, свое православное лицо и коллективистские принципы. Только в этом случае ей посчастливиться стать образцовым государством как в политико-экономическом, так и в научно-техническом и культурно-нравственном отношениях.
Экономическая сфера общества (экономика) - это совокупность общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Среди всех видов человеческой деятельности экономике принадлежит особая роль. Эта сфера связана с важнейшим условием человеческой жизни - удовлетворением материальных благ. Каждый человек имеет материальные потребности - вкусная еда, модная одежда, предметы гигиены, бытовая техника, удобная мебель, красивая посуда…. Можно до бесконечности перечислять то, без чего современный человек не мыслит своей жизни. Свои потребности мы стремимся удовлетворить в первую очередь. И в этом нам помогает экономика, создавая то, что нам необходимо.