Созидательная функция - культура общества отражается в результатах человеческой деятельности. Предметы культуры (как духовной, так и материальной) - это результат труда и творчества человека.
Познавательная функция - через культуру новое поколение приобщается к ценностям общества, познает окружающий мир и воплощает свои взгляды и представления о мире в предметах культуры.
Информативная функция -культура передает накопленный опыт, знания о прошлом и настоящем. Историки и археологи воссоздают события прошлого, образ жизни и системы ценностей ушедших народов на основе анализа памятников их культуры - архитектуры, живописи, литературы, культуры захоронений, предметов домашнего обихода и т.д.
Коммуникативная функция - культурному (образованному и воспитанному) человеку легче найти общий язык с представителями других культур, легче приспособиться к окружающей среде. Культура предоставляет нам готовые модели поведения в различных ситуациях, облегчая нам общение и помогая избежать конфликтов и недоразумений (например, деловой этикет, правила ведения дискуссии, различные обряды и ритуалы).
В большинстве европейских обществ к началу ХХ веку сложились две формы культуры:
Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, которая создавалась и потреблялась аристократическими кругами общества - элитой.
Народная культура - сказки, фольклор, песни и мифы, - создавалась народными массами, простыми людьми.
Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, телевидения, прессы) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становится массовой, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики. Для того, чтобы удовлетворить потребности максимально большего числа людей культурный стандарт занижается, при этом упор делается на удовлетворение низших потребностей. Современная массовая культура наполнена "произведениями" с низким художественным уровнем, примитивного содержания (например, "мыльные оперы", эстрадная музыка).
Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называется "субкультурой" (молодежная культура, культура казачества). Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства. Именно ценности субкультуры воздействуют на индивида в первую очередь. Термин "субкультура" не означает, что та или иная группа выступает против доминирующей культуры в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится с неодобрением или недоверием к некоторым субкультурам. Людям свойственно отрицать то, что им непонятно, что не соответствует их представлениям о жизни, нормах поведения. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к весьма уважаемым в обществе субкультурам врачей или военных.
Иногда группа активно стремиться выработать нормы и ценности, которые противоречат господствующей культуре. На основе таких норм и ценностей формируется еще один вид - контркультура. Наиболее известная в западном обществе контркультура - хиппи 60-х годов ХХ века. Однако, благодаря средствам массовой информации, ценности контркультуры хиппи проникли в общество, получили там широкое распространение и стали неотъемлемой чертой массовой культуры. Поэтому хиппи постепенно прекратили свое существование. Ценности культуры хиппи стали привычными, а потому менее вызывающими, их привлекательность для контркультуры снизилась. Протест хиппи против общества потерял смысл. Доминирующая культура растворила их культуру, ассимилировала ее. Хиппи отрезали длинные волосы, сменили рваные джинсы на деловые костюмы, отказались от наркотиков и стали добропорядочными гражданами государства.
Культурные ценности формируются на основе опыта людей и отбора наиболее приемлемых видов их поведения. Поэтому культуры различных обществ (прошлых и современных, западного и восточного) различны. Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами обнаруживает множество различий. В науке существует понятие традиционной культуры.
Ее особенностью является передача социального опыта посредством традиции. Традиция - это передача накопленного опыта от одного поколения к другому. Среди традиций принято выделять обряды и ритуалы. Обряды отличаются тем, что представляют собой такие формы поведения, которые обусловлены практической направленностью. Ритуалы - это условные стереотипы поведения, отличаются символичностью, иносказательностью. Ритуалы чаще всего используются для обозначения каких-либо важных и переломных моментов в жизни общества, семьи, рода. На ранних стадиях развития общества и культуры народы жили достаточно обособленно друг от друга, поэтому мир они познавали "своими силами". В зависимости от условий жизни того или иного народа вырабатывались свои, приспособленные к местным условиям, нормы и правила. Этот опыт и передавался в основном через семью - от старших к младшим.
С развитием транспорта, ростом производительности и возникновением торговых связей частота контактов между представителями различных культур возрастала. Для совместного ведения дел им необходимо было выработать общие нормы поведения, так сказать "навести мосты" между двумя культурами. Так постепенно появились и общие черты, впоследствии свойственные всем или большинству культур - культурные универсалии.
Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, обычай дарить подарки, шутки, религиозные обряды, деловой и повседневный этикет и др. Культурные универсалии формируются на основе биологических факторов (наличие двух полов, беспомощность младенцев, возрастные различия, потребность в пище…). Однако многие универсалии складываются в результате глобального единого общемирового процесса глобализации культуры, процесса формирования единой общечеловеческой культуры.
Распространение единых культурных образцов на различные культуры происходит в результате обмена социальным опытом между представителями различных культур. Некоторые ценности и традиции перенимаются различными народами друг у друга. Однако принятие инноваций (нововведений) традиционной культурой того или иного народа происходит по определенным закономерностям.
Чаще всего агентами нововведений являются представители высших слоев общества. Это связано с тем, что элита как наиболее обеспеченный слой населения, имеет больше возможностей путешествовать, знакомиться с другими культурами. Механизмами распространения новых культурных стандартов являются мода и престиж. Элитные слои общества перенимают новые, "экзотические" нормы и ценности. Другие слои населения, в своем стремлении повысить свой социальный статус, приблизиться по образу жизни и манере поведения к "высшему свету", начинают подражать элите, перенимать принятые в высшем обществе стереотипы поведения, нормы и ценности. При этом чем традиционней общество, тем труднее приживаются на ее почве культурные образцы других культур. Нередко распространение нового в культуре сопровождается сильным сопротивлением большинства членов общества. Чаще всего это происходит потому, что инновации не приспособлены к условиям и образу жизни народа, а следовательно не могут должным образом удовлетворить потребности людей (не нужны в быту, не вписываются в существующую систему ценностей и т.д.). Однако, с течением времени новизна и необычность уходит, новое становится привычным, и нововведения становятся неотъемлемой частью культуры.
Перед человеком - целый океан культурных ценностей, созданных всемирной историей, а также несметные ценности природы, которыми он постоянно пользуется и наслаждается в меру своей одаренности, образованности и воспитанности.
На определенных этапах человеческого развития в качестве наиболее распространенной формы общественного сознания выступает религия. Главный ее признак - "удвоение" мира, в котором живет человек; создание наряду с действительным миром мира фантастического, господствующего над первым.
Человек всегда ставит перед собой определенные цели, придающие смысл его деятельности. На каком-то этапе своего развития человек задается вопросом об общем смысле жизни. С тех пор вопрос "для чего мы живем?" не перестает интересовать людей. И это естественно, ибо жизнь без смысла опускает нас на уровень животного существования. Внутренняя психологическая потребность осознать смысл жизни и привлекает многих к религии, дающей свой вариант решения этой важнейшей проблемы.
Как и любое общественное явление, религия выполняет свои важные социальные функции, ради которых она возникла и существует:
Компенсаторная функция состоит в религиозном "восполнении" действительности, в религиозном утешении, в снятии различных противоречий и конфликтов (так, земной мир зла и несправедливости должен компенсироваться для верующего "царством Божиим").
Интегративная функция религии заключается в том, что на некоторых исторических этапах религия выступает как фактор сплочения общества Под знаменем христианства проходило крушение рабовладения в Западной Европе, религиозной была и идеология ранних буржуазных революций.