Смекни!
smekni.com

Основы знаний об обществе (стр. 27 из 27)

Регулятивная функция проявляется в том, что религия служит источником определенных социальным норм поведения (религиозных заповедей), с помощью которых регулирует общественные отношения.

Самой ранней формой религии было язычество (многобожие). При этом облик божеств и духов в представлении людей постепенно изменялся. Сначала это были просто силы природы, затем божества приобрели образ животных и растений (до наших дней дошли остатки древней религии друидов, поклоняющихся деревьям). Затем в божествах смешивались черты животных и людей (например, боги Древнего Египта часто имели туловище человека, а голову какого-либо животного, из далекой славянской старины дошли до нас кикиморы, домовые, лешие, водяные… - уже не животные, но и еще не люди). Постепенно боги приобрели в сознании людей человеческий облик, человеческие чувства, слабости, недостатки (Боги греческого Олимпа ничем не отличаются от людей, только лишь наделены сверхъестественными способностями - они умеют метать молнии, превращаться в зверей, управлять природными стихиями). Постепенно язычество сменилось религией одного Бога. И человек был создан "по образу и подобию Божьему". Среди многочисленных исторических форм религии выделяют три мировые религии:

Буддизм - возник в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. Характерная особенность буддизма - его морально-практическая направленность, а главная рассматриваемая проблема - проблема существования (бытия) личности. Стержнем буддийского учения является проповедь его основателя Будды (что значит "просветленный") о страдании, его причинах, освобождении от страдания и путях, ведущих к этому. Таких путей восемь: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мусли, правильное сосредоточение. Многие философские системы Востока, в том числе и система физического и духовного совершенствования - йога, имеют в своей основе буддизм.

Христианство - возникло в 1 веке в Палестине. Число приверженцев христианства во всем мире сейчас превышает 1 млрд. Христианство как и ислам, проповедует идею единого бога. Христианский Бог имеет три ипостаси, три воплощения - Отец, Сын и Святой Дух. Первые люди ослушались своего Творца и были изгнаны из рая. В течение долгих веков они нарушали заповеди божьи и чаша терпения Господа переполнилась. Для того, чтобы искупить грехи человечества был послан Мессия (Спаситель) - Иисус Христос, в котором сочеталось божественная сущность и человеческая.

Ислам - возник в Западной Аравии в 7 веке. Основное число мусульман сегодня до 800 млн. человек. Ислам имеет общие корни с христианством. И Коран, и христианская Библия (в частности Ветхий Завет) отразили сказания и эпос народов Аравийского полуострова - Веды. Основатель ислама - Муххаммед, которому Бог (Аллах) продиктовал Коран, основной источник христианского вероучения.

2. Мораль как форма общественного сознания

Мораль (нравственность) есть особая форма общественного сознания, представленная совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Мораль и нравственность - одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью - степень их соблюдения, т.е. фактическое состояние, уровень морали.

Мораль - совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающим.

Приведенная формулировка отражает лишь наиболее общие признаки исследуемого явления. Фактически же структура морали богаче и включает в себя так же психологические моменты - эмоции, переживания и т.п.

Как форма общественного сознания мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытно-общественном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали - продукт исторического развития человечества. Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально-политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются так же социально - экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие человеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в "золотом правиле": поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".

Принципы морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в вид же норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного Я, т.е. общественного долга, ответственности, меру духовности. Здесь мы имеем дело с "категорическим императивом", в соответствии с которым в каждой личности заключен высший и безусловный нравственный закон, коему она должна неукоснительно следовать. Это то, что нередко называют совестью - способность человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Второй аспект - конкретные формы проявления указанных качеств. Эти два аспекта тесно взаимосвязаны. "Каков человек внешне, то есть в своих действиях, таков он и внутренне".

3. Наука и образование в современном обществе

Наука - особая форма общественного сознания, отражающая мир вокруг нас в специфической форме научных представлений, понятий, теоретических систем, а также одна из сфер человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и самом человеке.

Наука включает в себя все условия этого производства, самих ученых с их квалификацией, научные учреждения с исследовательским оборудованием, систему обмена научной информацией, методы научной работы (парадигмы). Общепринято деление всех наук на естественные и гуманитарные.

Естественные науки занимаются изучением природных явлений, окружающего мира. К таким наукам относятся в первую очередь физика, химия, ботаника, биология, астрономия и др.

Гуманитарные науки занимаются изучением человека и его местом в обществе (психология, антропология, философия и т.д.);

Общественные - изучают общество и закономерности его развития (Культурология, история, социология, экономическая теория, политология; этнология);

Юридические науки изучают правовую сферу общества (теория государства и права, история государства и права и др.).

Наука явилась естественным следствием общественного разделения труда и возникла на том этапе, когда у общества появилась возможность содержать людей, занятых исключительно научной деятельностью. По этому поводу один из отечественных ученых шутил, что "наука - это повод удовлетворить свое любопытство за счет государства". Наука выросла из исторической ситуации, когда человечество для того, чтобы выжить и пойти вперед, встало перед необходимостью познания не только внешней стороны интересующих людей явлений, но и познания их сущности.

Наука обладает двумя основными функциями:

Познавательная функция (долгое время ученые познавали и объясняли мир, раздвигая умственные горизонты всего человечества).

Действенно-практическая функция. С развитием крупного машинного производства возникли предпосылки для превращения науки в производительную силу. Вначале наука не могла оказывать значительного влияния на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством, обобщая накопленный опыт, добытые технические новшества В настоящее время науки не только участвуют в совершенствовании производственных отношений, но и воздействуют на человека-труженника, на его психологический настрой, ценностные ориентации, жизненную позицию (например, социальная психология и социология труда).

Значительной чертой современной науки является ее внедрение во все сферы общественной жизни, их "онаучивание". В связи с этим большое значение приобретает система образования как необходимое средство воспроизводства современного человека.