С VIII по VI вв. до н.э. Греция занимала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Около 500 года до н.э. начинается великая греческая колонизация, которая открыла огромные возможности для торговли, ускорила развития судостроения и всех разнообразных ремесел, с ним связанных. В колониях быстро росли богатые города - Халкида, Коринф, Мегары, Милет, Эретрия. Между ними и метрополией устанавливались прочные торговые связи. Из колоний поставлялись зерно, лес, металлы и продукты. В свою очередь из метрополии в колонии везли то, чем так славилась Греция - изделия ремесленников, вина, оливковое масло.
К V веку до н.э. Греция приобрела те характерные черты, которые до сих пор будят интерес у миллионов людей, заставляя их снова и снова обращаться к памятникам греческой истории, перечитывать произведения Гомера и любоваться развалинами афинского Акрополя.
Основной формой социальной организации в Древней Греции был полис - гражданская община, основанная на античной форме собственности. Гражданином полиса мог стать только грек по рождению, он должен быть свободным (не рабом) и иметь собственность. Полис состоял из города-центра и прилегающей к нему сельскохозяйственной округи. Вся земля находилась в собственности полиса. Стать владельцем земельного участка мог стать только гражданин полиса Основными занятиями были земледелие (садоводство, виноградарство), скотоводство (овцеводство, свиноводство), ремесло. Для полиса было характерно натуральное хозяйство, которое строилось на принципе автаркии. Полис жил по своим законам. Нормы поведения и жизни в полисе постепенно складывались в гражданское право. Полис считался главной ценностью. Благо каждого гражданина зависело от благополучия полиса. Все граждане полиса были формально равны и обладали определенными политическими (гражданскими) правами, которые позволяли участвовать им в управлении полисом.
Древняя Греция стала колыбелью демократии. Классическая форма демократии сложилась в Афинах. Все граждане полиса имели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника). Народное собрание было стало верховным органом власти и получило широкие полномочия:
принимало законы,
решало вопросы о войне и мире,
заключало или расторгало договоры с другими полисами,
избирало должностных лиц и проверяло их работу.
На собраниях все вопросы тщательно обсуждались, и каждый имел право высказать свою точку зрения. Высший орган управления - Коллегия архонтов состоял из девяти человек, которые были выбраны всеми свободными гражданами Афин (позже ее сменил Совет пятисот). Кроме Коллегии архонтов и народного собрания в Афинах были и другие государственные органы - гелиэя (высший суд) и Коллегия стратегов. Афинские граждане сами выдвигали обвинения, сами защищали себя (тот, против кого было направлено обвинение должен был лично выступать в суде, как впрочем и тот, кто обвинял. Выставлять своего представителя запрещалось), сами выносили решения по делу.
Другая характерная черта Древней Греции - классическое рабство. Все население Греции делилось на свободных граждан и рабов. Рабами становились по рождению (дети рабыни тоже считались рабами) и в результате военного пленения. Хозяин обладал неограниченной властью над рабом, мог его продать, купить, наказать, убить. Рабы не считались за людей. Их нередко называли "говорящими орудиями труда", о которых надо заботиться, так как сами они не могут принимать самостоятельные решения.
Но Древняя Греция известна не только как родина демократии. Культура и искусство Древней Греции стали основой для развития европейской культуры. В Греции развивались науки - математика, медицина, логика, риторика, философия. Особенностью античной культуры является эпический способ восприятия действительности и соединение мифа и человека. Фантастическое истолкование действительности носило художественный характер, при этом героизм считался непременным условием жизни. В художественной культуре постепенно нарушается синкритичность, появляются новые жанры - драма, комедия, трагедия. Стремление отразить гармонию природы и человека нашло отражение в скульптуре, архитектуре, живописи, искусстве.
Римская цивилизация во многих своих чертах была похожа на греческую. Поэтому между историками давно уже идет спор: существует ли самостоятельная римская цивилизация? Некоторые известные ученые отвечали на этот вопрос отрицательно. К их числу относятся прежде всего уже известные нам философы Шпенглер и Тойнби, которые считали, что история Рима - это всего лишь последняя стадия жизни единой греко-римской (античной) цивилизации. Они не видели оригинальности в римской духовной культуре и называли ее подражательной и слишком утилитарной. По их мнению, главные достижения римлян - в технике, прикладных науках, в законодательстве. А литература, искусство, философия были всецело под греческим влиянием.
Другие историки, и их большинство, утверждают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, своеобразную систему ценностей и государственность, которые резко отличают его от Древней Греции. Те черты культуры, которые Шпенглер и Тойнби приписывали "вырождению", оцениваются иначе: как проявление особой направленности в развитии римской цивилизации.
Римская цивилизация, как и греческая, была морской. Климат в Италии мягкий и теплый, только на севере бывают суровые зимы. Самыми плодородными были долины рек По, Тибра, Арно. В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен: среди них были лигуры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Эта область, отделенная от соседей невысокими горами, называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации.
Римляне гордились тем, что в отличие от многих других народов знают историю своей страны до глубокой древности, начиная с того дня, когда, по преданию, был основан Рим - 21 апреля 753 г. до н.э. Легенда гласит, что по приказу жестокого отца двух маленьких братьев - Рема и Ромула бросили в Тибр. Мальчики чудом спаслись, и были выкормлены волчицей. Они заложили город Рим, но Ромул, поссорившись с братом, убил его и стал первым царем и законодателем римлян.
Центральное место в системе ценностей древних римлян занимало такое понятие, как патриотизм (представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой назначенных им победах). Рим рассматривался как высшая ценность, а долг гражданина состоял в том, чтобы служить ему всеми силами, не щадя жизни.
Классическое рабство достигло в Риме наивысшего расцвета. Когда родовая община начала распадаться, основной ячейкой общества стала семья - фамилия, в которую входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в миниатюре: отец (на латыни paterfamilias) полностью распоряжался своими домочадцами. Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. После смерти отца сыновья наследовали его имущество и становились главами своих фамилий. Распространение рабства привело к противопоставлению раба и свободного гражданина. Слова "раб", "рабский" стали синонимами всего низкого, недостойного, заслуживающего презрения.
"Рабскими" занятиями в Риме считались ремесло, сочинение пьес, работа скульптора и живописца, игра на сцене. Делами, достойными свободного римлянина, признавались только политика, война и законотворчество.
Большой вклад в становление европейской системы права внесло римское право, которое складывалось на протяжении многих веков. В нем была разработана система правовых норм, регулирующих имущественные и другие хозяйственные отношения, связанные с правом собственности. В современном гражданском праве используются понятия, которые сложились еще в Древнем Риме: ипотека (залог земли), сервитут (ограниченное пользование имуществом) и др. именно римляне сформулировали презумпцию невиновности: "каждый считается честным, пока не доказано обратное" и "без вины нет ответственности".
В архаическом Риме экономика носила патриархальный характер с ярко выраженными чертами натурального хозяйства. Главными занятиями были земледелие (которое требовало осушения болот) и скотоводство.
Основной формой организации общества была гражданская община - civitas. Жизнь общины была организована так, чтобы поддерживалось равновесие между личной и общественной пользой. В Риме не было налогов, за счет которых содержался государственный аппарат. Люди, занимающие высшие должности, не получали жалованья и должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных граждан наделами земли. Служба в армии была почетной обязанностью для граждан. Человек не мог стать государственным деятелем, не имея военного стажа. В общественной жизни Рима большую роль играло народное собрание. Важнейшим органом управления был сенат, в который входили представители 300 знатнейших семей. Сенат ведал вопросами внутренней и внешней политики, под контролем сената были финансы и религиозный культ.
В римской общине можно выделить две социально неравные группы:
Патриции - родовая знать, аристократия, "дети первоначальных граждан Рима". Они были полноправными членами римской общины, первоначально только они и считались римским народом. Членом сената мог стать только патриций. Из их числа избирались консулы - два высших должностных лица, которые отмены монархии выполняли функции прежних царей.