Смекни!
smekni.com

Технологии работы социального педагога с многодетной семьей (стр. 14 из 22)

Мнение психологов. Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создаёт у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребёнок может понять только одно: всё равно, что я делаю, главное – какое у мамы настроение.

Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребёнком: «Итак, когда, у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать всё, что тебе заблагорассудится. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».

№ 10. Слишком мало времени для воспитания ребёнка

«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя».

Мнение родителей. Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и школу, готовят для них, стирают, покупают всё, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Мнение психологов. Взрослые часто забывают простую истину: если уж родили ребёнка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

♦ Практические рекомендации для социального педагога по работе с детьми из многодетных семей "группы риска" по профилактике и преодолению девиантных форм поведения.

Работа с детьми, имеющими девиантное поведение начинается с работы с семьей этого ребенка. Нам представляется важным проанализировать методы работы социального педагога при работе с детьми, имеющими девиантное поведение с целью выявления положительных сторон и недостатков.

Опытный социальный педагог умеет "видеть" в каждой неблагополучной семье скрытые негативные факторы, которые зримо проявляются намного позже. Интуицияграмотного специалиста лучше иного теста позволяет определить основные семейные проблемы и трудности, непосредственно влияющие на воспитание и поведение подростка. Впрочем, не следует переоценивать возможности интуиции. Во избежание ошибочных выводов необходимо проверять свои предположения с помощью проверенных методических приёмов. В противном случае существует опасность навешивания ярлыков на детей и их родителей, что может привести к их полной дезадаптации и отказу от сотрудничества.

Известный метод сбора информации о семье – формализованные бланки и анкеты, посвященные конкретной семейной группе. Строгая структурированность этих материалов позволяет выйти в процессе их заполнения на типологию семей, что весьма важно для принятия адекватных профилактических мер и поддержки детей с отклоняющимся поведением. Недостатком этой диагностической методики является то, что формализованная информация может упустить какие-либо существенные качественные особенности семьи, не включённые в структуру данной анкеты. В частности, возможное наличие у членов семьи скрытых проблем, к примеру, психических заболеваний, судимостей, суицидов, венерических болезней, вынесение которых на всеобщее обсуждение нежелательно. Выявить эти факторы средствами формализованной анкеты бывает не всегда возможно. И здесь на помощь социальному педагогу приходит интуиция.

Третий метод работы социальных педагогов можно назвать реагирующим. Особенности работы в этой парадигме заключаются в выполнении функции "идеального родителя". Например, в "вытаскивании" подростков из неприятных ситуаций, проведении профилактических бесед, как с группой детей, так и индивидуально. Такие социальные педагоги готовы в любой момент взять на себя роль заботливого родителя и принять меры по защите девиантного подростка.

Информация, собираемая этими специалистами, представляется важной, но характеризуется узостью содержания. Основные вопросы, которые они рассматривают: где, с кем, как и когда подросток может попасть в чрезвычайную ситуацию. Обратной стороной данного подхода является слабое понимание механизмов, которые привели к дезадаптации ребёнка, и невозможность прогнозирования дальнейшего пути его развития и отношений в семье.

Ещё один метод, используемый социальными педагогами в своей работе с неблагополучной семьей и девиантными детьми, - это чрезмерное расширение границ своих функциональных обязанностей и незаметный переход на территорию смежной профессии, например, психологии. Выделив свойственные конкретной семье факторы дезорганизации, социальный педагог не знает, что делать дальше. Возникает искушение по мере сил и собственного разумения начать работу с родителями и подростками по "искоренению недостатков".

На этом пути может возникнуть распространённая ошибка социального педагога: установление излишне близких доверительных, даже панибратских, отношений с ребёнком и родителями. Эту ситуацию может ещё более усложнить возникающее иногда стремление специалиста к кооперации с ребенком против родителей или с родителями против ребёнка.

В работе с дезадаптивными детьми перед педагогическим коллективом в целом и социальным педагогом, в частности, встаёт сложный вопрос: либо приучать детей к дисциплине, к соблюдению социальных нормативов общества, либо объявить приоритетным оказание психологической поддержки ребёнку, заботясь о сохранении его личностных качеств, помочь его индивидуальному развитию. Сторонники первой позиции придерживаются точки зрения: "Дети в вашей школе разбалованы. Их следует держать в ежовых рукавицах и чаше напоминать о возможных наказаниях" Они мотивируют свою позицию тем, что школьники через несколько лет будут вынуждены уйти из "тепличных" условий школы во внешний мир, где с ними никто возиться не будет.

Другая часть педагогического коллектива школы настроена против ужесточения наказания, опираясь на утверждение, что этих детей избалованными не назовёшь: как правило, они имеют большой негативный опыт взаимодействия с внешним миром. Поэтому им надо дать возможность окрепнуть, получить поддержку от взрослых, заботу, внимание и только после этого выпускать в жизнь. Следует отметить, что особенностью данной группы детей является не только богатый опыт уличного общения, но и неудачный опыт воспитательного воздействия со стороны взрослых, полученный в предыдущих школах. Опыт показывает: если мы продолжим политику диктата, школьник перестанет посещать и эту школу или будет просто механически отсиживать здесь часы, не пытаясь что-либо понять в рамках урока.

Обычно на наказании и жестком воспитании настаивают люди, не умеющие принять ребенка и его родителей такими, какие они есть, – с их слабостями и недостатками. Неспособность принимать детей и их родителей как индивидуальность приводит социального педагога к профессиональному "сгоранию". В результате специалисты часто задаются вопросом: "Почему не получается? Возможно, яплохой специалист?" Такой профессионал совершает привычные действия автоматически или очень болезненно реагирует на необходимость контакта с семьями учащихся, боясь обнаружить свою профессиональную некомпетентность.

В этом случае социальному педагогу может помочь четкое определение целей, задач, методов своей работы; понимание ее специфики, которая состоит лишь в относительной возможности реабилитации дезадаптивных подростков, восстановлении их нарушенных отношений с родителями. Социальному педагогу следует осознавать границы собственной компетентности.

Педагогическому коллективу школы, в том числе социальному педагогу, необходимо научиться замечать не всегда крупные, но очевидные достижения, пусть маленькие, но безусловные успехи своих подопечных.

Необходимо понимать природу девиантности подростков и степень возможных позитивных успехов реабилитации. Обычно выделяются следующие особенности подростка, дезадаптированного к социальным условиям:

- слабая чувствительность к "границам" других людей и своим собственным;

- сильно выраженная способность к проецированию своих негативных эмоций на окружающих;

- дезориентация при оценке своих личностных качеств и способностей.

Эти характеристики являются базовыми при описании большинства возникающих "проблемных" ситуаций подростков.

Дезадаптация, как неспособность подростка соответствовать требованиям общества, может проявляться в форме демонстративной активности со знаком минус. Это – как крик ребёнка: "Обратите внимание, мне плохо!" Когда ребёнок, смирившись, уже не "кричит" своим поведением, он попадает в категорию "тихих", "тупых", "безликих", которые не доставляют школе излишних хлопот.

Большинство дезадаптивных учеников можно охарактеризовать как слабо знакомых с нормативными требованиями общества. Правила поведения чаще всего запоминаются, но не понимаются и не применяются на практике. В ряде случаев можно говорить о неспособности подростка понимать неправомерность собственных действий. О слабом ощущении собственных "границ" свидетельствует, в частности, и такая особенность их общения, как неумение соблюдать коммуникативную дистанцию с окружающими: учителями, старшими школьниками, посторонними и малознакомыми людьми. Неконструктивное общение проявляется в оскорблении, драках, использовании ненормативной лексики и прочих действиях, направленных против личности другого.

Ещё одна отличительная черта поведения дезадаптивных подростков – ярко выраженная способность к проекции или другим защитным механизмам, в частности перекладывание вины на окружающих: "А что я? Он сам виноват".