Рекреационная (досуговая) и психотерапевтическая (сфера духовного и эмоционального общения) функции. В лучшем случае семейный человек дома отдыхает от работы, а его домашние обязанности служат формой переключения нагрузки. Но в российских условиях домашний труд весьма обременителен и почти ничем не облегчен, кроме того, часто существует несправедливое распределение обязанностей, когда домашний труд – почти исключительно прерогатива женщины и, соответственно, здоровье замужних женщин ухудшается быстрее, чем их бессемейных ровесниц.
Свою психотерапевтическую роль семья выполняет, играя роль эмоционального убежища, где человека принимают и поддерживают за то, что он свой, его любят и жалеют независимо ни от чего. Правда, выполнять эту свою функцию семье становится все труднее, ибо груз психологической напряженности, усталости, фрустрации приносят в дом и мужчины, и женщины, и даже дети. Стрессы и внешние проблемы все больше влияют на состояние души и психическую устойчивость индивидов и отражаются на эмоциональной атмосфере семьи. В семьях, где все любят и уважают друг друга, подобная напряженность может быть разряжена гораздо более успешно, чем в конфликтных семьях. [1]
Данные функции состоят из доверительно-дружеского общения, поддержки чувства собственного достоинства человека, взаимопонимания, организации и проведения досуга.
Доверительно-дружеское общение основано на особых эмоциональных связях и контактах общающихся людей. Каждый из них приоткрывает свой духовный мир, обычно скрытый от окружающих. Как правило, это – общение между близкими по духу людьми, связанными родством, браком, дружбой, товариществом. Общающимся необходим высокий уровень взаимной симпатии и заинтересованности, так как доверительно-дружеское общение предполагает высокую степень взаимного отождествления (идентификации). Потребность в сохранении и поддержании чувства собственного достоинства является одной из основных потребностей личности и выражается в необходимости получения подтверждения от окружающих людей того, что человека уважают, любят и ценят. При неудовлетворении этой потребности возникает депрессия, ощущение одиночества, заброшенности, неприкаянности и, наоборот, ее удовлетворение дает чувство психологической защищенности, уверенности в себе и своих действиях, чувство безопасности, решительность, снижение чувства страха и тревоги перед жизненными трудностями, критическими ситуациями. Психологическая поддержка самых близких людей является главным условием душевного комфорта. Конфликтные и кризисные ситуации в семье связаны с тем, что супруги лишают друг друга психологической поддержки и взаимопонимания. Таким образом, взаимопонимание, психологическая поддержка, сочувствие, сострадание, сопереживание выступают в качестве непременных условий благополучной семейной жизни.
Организация и проведение досуга в кругу семьи имеет также высокую ценность, так как позволяет членам семьи лучше узнать друг друга и повысить степень взаимопонимания, а также улучшает психологический климат в семье, дарит чувство комфорта от совместной деятельности.
Нормальные супружеские взаимоотношения вряд ли могут существовать без этих важных психологических предпосылок. К сожалению, в настоящее время выполнение этих функций хотя и очень ценно, но имеет скорее тенденцию к снижению, так как эмоциональная нагрузка на каждого индивида в изменяющемся обществе очень большая, она растет и накапливается, затрудняя процесс общения в семье.
Гедонистическая функция. Роль сексуального влечения в жизни человека значительна. Естественно, в семейных отношениях сексуальная функция занимает свое законное место и тем выше ее значение для семьи, чем больше нестабильность общества.
Генеративная (репродуктивная) функция. Потребность в детях является социально-психологическим свойством индивида, проявляющимся в том, что не имеющий детей индивид испытывает затруднения как личность. Потребность личности в детях является духовной потребностью и выходит за рамки изучения ее только в связи с рождаемостью. Потребность личности в детях – важнейшая составная часть структуры потребностей личности; является одной из форм проявления потребности в другом человеке.
Каждый взрослый человек как личность имеет желание, стремление, намерение проявить себя как воспитатель, наставник, учитель, старший товарищ, стремление к передаче знаний, умений, навыков, опыта другому человеку. В этом наставничестве, учительстве, опеке лежит сфера общения матери и отца со своим ребенком. Это одна из своеобразных форм самореализации и самоутверждения личности взрослого. Потребность в детях может выражать другую социокультурную потребность – потребность в смысле и цели жизни.
По отношению к браку родителей ребенок может выполнять функции: 1) смены семейного статуса супругов; 2) превращения любовных связей супругов в кровнородственные; 3) укрепления чувства единства семьи; 4) увеличения трудностей в ведении домашнего хозяйства и в самообслуживании; 5) роста необходимости реальной взаимопомощи в домашних делах, воспитании ребенка и уходе за ним.
Уже давно демографами замечена неуклонная тенденция к уменьшению числа детей в семьях. Впервые за всю историю государства российского в стране утверждается малодетная семья. Несмотря на увеличение числа родившихся в последние годы, суммарный показатель рождаемости на одну женщину фертильного возраста остается низким - 1, 2 ребенка. Чистый коэффициент воспроизводства населения (степень замещения поколения женщин их дочерьми при длительном сохранении существующих уровней рождаемости и смертности) в последнее десятилетие менее единицы. Анализ показывает, что с 1990г. количество женщин в детородном возрасте также остается стабильным, следовательно, демографическая база сохранения и повышения рождаемости существует, но она не подтверждается ростом кривой рождаемости.
Опубликованные предварительные данные переписи населения свидетельствуют о том, что российская семья в среднем насчитывает 3-2 человека. В структуре семьи преобладают однодетные семьи - 56%, двухдетные - 35%, многодетные семьи - 8% сохранились за счет традиционного менталитета высокой рождаемости в южных республиках. Во всех субъектах РФ, кроме Дагестана и Ингушетии, уровень рождаемости ниже черты естественного воспроизводства. В 2002 г. общее количество семей по данным переписи составило 48 млн. чел. В прогнозном периоде тенденция на малодетность и добровольную бездетность сохранится. В настоящее время доминирует структура семьи с одним ребенком, растет количество бездетных семей. Изменить это положение в ближайшие годы не в силах даже социально-направленная политика. В России происходят процессы общие для современного мира, где наиболее устойчивой психологически является модель из трех человек - родителей и ребенка. [5]
Учитывая, что 20% семейных пар в России вообще не могут иметь детей, а остальные, особенно молодые, настроены на одного ребенка, в пессимистическом варианте прогноза на будущее эта ситуация приведет к резкому снижению численности населения и снижению престижа института семьи. Как подтверждают многие исследования, семья сильна своим потомством, бездетные семьи распадаются быстрее.
На данный момент в России нет даже простого воспроизводства населения, что во многом объясняется сложной социально-экономической обстановкой. В условиях нестабильности жизни и отсутствии нормальных материальных и жилищных условий молодые семьи вынуждены откладывать рождение ребенка на более благоприятный момент, в обществе увеличивается доля семей с одним ребенком. Но существует и еще один парадокс: более состоятельные семьи имеют в среднем детей меньше, чем менее состоятельные, и по мере роста уровня жизни рождаемость вовсе не растет, а падает. Кроме того, более состоятельные классы общества не только фактически имеют в среднем меньше детей, чем менее состоятельные, но и желают иметь меньше, то есть испытывают в среднем меньшую потребность в числе детей. Таким образом, можно констатировать уменьшение значения репродуктивной функции для семьи.
Улучшение условий жизни семей способно повысить рождаемость только за счет более полного удовлетворения имеющейся потребности в числе детей, но не способно существенно изменить саму эту потребность. Если потребность в числе детей опустилась ниже потребности общества в воспроизводстве населения, то даже полное удовлетворение потребности семей в числе детей не спасет нацию от старения и вымирания. Только изменение самой потребности в числе детей до уровня хотя бы простого воспроизводства населения принесет действительное решение этой проблемы. [15]
Функция первичной социализации детей и социально-статусная функция. Семья перестала быть единственным институтом социализации, эту роль с ней разделяют школа, детские (подростковые) группы, специальные воспитательные организации, учреждения культуры. Несправедливо было бы преуменьшать их значение в сегодняшнем обществе, ведь без их участия семья не сумеет сформировать личность современного типа. Но семья продолжает оставаться важнейшим институтом социализации, и нет оснований считать, что какое-либо другое образование сможет заменить ее в обозримом будущем. [11]