Смекни!
smekni.com

Социальный контроль проституции в современном российском обществе (стр. 24 из 29)

К аналогичным выводам пришел врач Н.И.Канкарович, который писал: “элементы атавизма и вырождения лишь в очень ограниченном числе случаев играют роль первоначальных факторов влияющих на проституцию.”

Из обследованных автором проституток только 3-4% женщин страдали повышенным половым влечением, в котором “видели причину своего падения”.

Антропологическая школа, а именно ее криминалистическое направление оказало неоценимую услугу науке. Она указала на необходимость изучения личности преступника, и заставила ученых заниматься наблюдениями за последними.

Позитивная школа возникла в Италии в начале 1880-х г. Представители - Э.Ферри, Ф.Лист, Г.Тард - главным образом стремилась изучить естественный генезис преступления, как в самом человеке, так и в той среде, в которой он живет. Эта школа создала отдельную ветвь в антропологии, которую Э.Ферри назвал “уголовной социологией”. Сущность этого учения заключалась в том, что причины проституции, как и вообще человеческой преступности, лежали не столько в самой личности проститутки, сколько в неблагоприятных социальных условиях ее окружения. И поэтому, с точки зрения позитивной школы, проституция - это явление чисто социального характера “не только в экономическом смысле, но и в духовном, нравственном, политическом”.

По мнению Э.Ферри проституция - это один из видов преступления, поэтому выделенные им причины для преступника справедливы и для этого явления. Проституция, согласно его представлениям, есть явление “нормально- и ненормально биологическое и социальное”. Ненормальное биологическое он подразделял на: 1) продукт атавизма, 2)патологического состояния человека (неврозы, неврастении), 3) вырождения, 4) недостаточного питания, 5) нравственных аномалий. Социальное ненормальное включало в себя “продукт экономических условий, сложных социальных влияний”.[58]

Все преступления он объяснял с точки зрения этих факторов. Так например, изнасилование и проституция это потребность к воспроизводству, то есть это нормальное человеческое действие. А преступлением они стали тогда, когда общество уничтожило условия необходимые для удовлетворения этих естественных потребностей. Одновременно с этим наши поступки объясняются и уровнем нравственности, ибо они напрямую зависят от условий существования.

В свой концепции генезиса преступлений Э.Ферри приходит в выводу о влиянии трех факторов: антропологического или индивидуального, физиологического и социального. Антропологические факторы присущие личности являются “первым коэффициентом преступности”. Преступника можно рассматривать как отдельную особь со стороны физиологической или психологической, либо как человека общества. Поэтому он выделял в антропологическом факторе три уровня. Во-первых, органическое строение (все физические свойства - особенности лица, аномалии строения человека, татуировки); во-вторых психика человека (все аномалии интеллекта и чувства, особенности жаргона); в-третьих, личные свойства преступника (биологические признаки расы, пол, возраст, гражданское состояние, условия быта, принадлежность к классу, образование и т.п.).

К физическим признакам он относил все причины среды - климат, время года, и т.п. Социальные факторы - густота населения, религиозные воззрения, состояние семьи, промышленного производства, алкоголизм, экономическая и политическая система, вообще система уголовного и гражданского законодательства.

Приводя обширный статистический материал Э.Ферри стремился доказать, что социальные факторы играют большую роль, чем остальные, а также, что при изменении в лучшую сторону социального фактора можно добиться уменьшения преступности.

Основным условием проституции с точки зрения российских исследователей являлась наличность рынка, который требовал определенных товаров и обеспечивал постепенный сбыт тем из них, которые не сразу находили себе покупателя. Рынок этот существовал и развивался с каждым годом в крупных городах. “В нравственном падении женщины, в увлечении ее на путь проституции главную роль, - по мнению Н.В.Рейнгардта, - играл мужчина.[59] Этому способствовали, по его мнению, ранние половые влечения мужчин, наличие в городе военного корпуса, учебных заведений. Железные дороги усиливали подвижность населения и влияли на уменьшение браков и на усиление проституции. Рабочие также представляли большой процент потребителей проституции. Это обстоятельство объяснялось тем, что при дороговизне жизни “свободная любовь” приобретала все большие размеры. На спрос влиял и избыток мужчин по сравнению с общим числом женщин. По мере того, как растет со стороны мужчины потребность в проституции, увеличивается также и ее предложения. Те же самые экономические отношения которые затрудняют возможность у мужчин вступать в брак, толкают женщин на путь проституции.

Говоря о причинах проституции, исследователи выделяли также влияние культурной среды. С раннего детства девочки и мальчики воспитывались в дореволюционной России раздельно, при этом последних приучали к труду, к учению, им твердили о необходимости знаний, об их превосходстве над женским полом. Девочкам давалось такое воспитание, чтобы она считала себя чем-то низшим, “явившимся на свет по какому-то печальному недоразумению”. Им прививалась мысль, что единственная цель и назначение женщины - выйти замуж, а все остальное второстепенное. Учиться она должна была только для того, что мужчина имеет право на образованную жену.

Таким образом, общественная мысль второй половины XIX-начала ХХ вв. среди причин проституции называла как генетическую наследственность, так и влияние правовой, экономической, культурной сфер жизни общества. Рассмотренные нами точки зрения различных авторов и научных направлений по вопросу причин проституции показали, что человеческая индивидуальность - это трехсторонняя система, обусловленная особенностями взаимодействующих сторон - природы, общества и культуры. Поэтому в одной и той же социальной среде мы встречаемся с широким разбросом уровней и качеств культуры в разных людях.

Переходя к вопросу криминологической связи проституции с преступностью,

необходимо провести некоторую аналогию между двумя "вечными" для человеческого общества явлениями - нарушениями каких-то правил поведения и проституцией. Эти негативные социальные явления, надеюсь желающих это опровергнуть в аудитории нет, к сожалению, всегда были, есть и будут.

Объективно, проституция есть реальный способ существования немалого числа женщин, профессия, явление, оскорбляющее общественную нравственность, но, несмотря на все проклятия, практически неистребимое. В нашей стране ей практически регулярно "объявляется война". Идеологический парадокс этих компаний, особенно последней, заключается в том, что, чем больше было криков "против", тем более снисходительным становилось общество к проституции. Более того, произведения искусства (книги, фильмы) , "разоблачая" проституцию, стали ее эффективной рекламой. К этому добавить захлестывающий все "парнуху", конкурсы красоты и многое другое, то лицемерно на данном фоне звучат призывы некоторых "товарищей" отнести проституцию к уголовно наказуемым деяниям. Здесь возникает много вопросов, и они не просты... Поэтому, не разбираясь с этим явлением в нашей стране, в которой до недавнего времени "не было" ни секса, ни проституции, обратимся к опыту стран, где она официально существует давно...

В подавляющем большинстве стран проституция в уголовном порядке не наказуема (во всяком случае, в развитых странах) . Там установлены правила поведения для проституток. И ответственность наступает не за самый факт занятия проституцией, а за нарушение установленных правил поведения. Т. е. установлен порядок...

Заканчивая этот вопрос хотелось бы напомнить, что, несмотря на постоянную борьбу с преступностью, человечество развивает и индустрию вседозволенности, что позволяет уживаться друг с другом ханжеству и "борьбе с проституцией". Сегодня, к сожалению, наше общество прекрасно демонстрирует это. Общая криминологическая характеристика проституции и основных ее взаимосвязей с преступностью, конечно, не исчерпывает проблемы, однако свидетельствует о многообразии существующих в обществе причинных связей преступности с другими социальными явлениями, ближе либо дальше отстоящих от преступности.

К сказанному о связи проституции с преступностью, о взаимозависимости этих двух социальных явлений негативного плана следует добавить еще, что проституция один из источников заражения СПИДом, являющегося во всем мире тяжким преступлением. Если к этому добавить, что проституция, особенно уличная, беспорядочная, практически неконтролируемая, особенно характерная для нашей страны, сопровождается не только распространением венерических заболеваний, но и заведомым (а часто и не заведомым) заражением им, что тоже есть уголовно наказуемое деяние, то и здесь очевиден общественно опасный характер проституции.

В социальном же плане проституция влияет на прочность семейно-брачных отношений (на конфликты в семьях пр.). Как правило, женщины-проститутки не могут быть матерями либо дети их социально заброшены, идут с малолетства на панель или пополняют собой армию воров и других преступников либо пьяниц и наркоманов.

И все это в той или иной степени характерно для любой социально-политической системы. Еще мы забыли вспомнить о проститутке, как о жертве... (например, изнасилование проститутки и т.д.) ...

Учитывая, что проституция - самая древняя профессия и до сих пор, в процессе научно-технического прогресса не отмерла, о ней можно рассказывать бесконечно. Пожалуй, пора остановиться, сделать выводы. Прежде всего: бороться с ней бесполезно, но контролировать и "определить ее рамки" необходимо.[60]