88. КУЛЬТУРА В ШИРОК И УЗКОМ СМЫСЛЕ
Культура — это способ усвоения реальной действительности на основании оценки и выявления ценностей разных идей, норм, ориентаций, средств, которые воплощены в разных видах действий в разных формах. Она помогает человеку отличить хорошо от плохого, умное от глупого, разрешенное от неразрешенного. прибыльное от убыточного и тому подобное. В поведении людей, в Их деятельности культура воплощается в предметно вещевых и знаково-символических формах. Она способна развиваться. Восприятие культуры происходит в процессе социализации личности, ее воспитания и учебы. С помощью книг, средств массовой информации, общения, наблюдения за поведением других, собственной деятельности человек накапливает собственный опыт, делает своим достижением культуру своей сими, нации, человечество в целом. В этом смысле развитие человечества означает развитие культуры. Однозначное толкование культуры невозможно, потому что она пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, приобретая разные оттенки. Нет другого срока в социологии, который бы так часто употреблялся и был таким многозначительным, как культура. Еще в начале века Е. Тейлор определил культуру как комплекс знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком -членом общества. Понятие «культура» и «цивилизация» Е. Тейлор употребляет как синонимы. Однако последние ЗО—40 лет четко обнаружили «язвы» цивилизации— термоядерное оружие, экологические кризисы, Чернобыльская катастрофа, наркомания и тому подобное. Все, что в цивилизации направлено против человека, не может создавать культуру. К ней принадлежит лишь то, которое имеет умные принципы
96. СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА
Субкультура — это часть элементов общественной культуры (ценностей, норм, убеждений, образцов поведения и тому подобное), модифицированных в соответствии с вековыми, профессиональными, классовыми, территориальными и другими особенностями определенной социальной группы, сообщества. Например, национальная или профессиональная субкультура, субкультура организации и тому подобное. Субкультуры отличаются от общей культуры определенными специфическими особенностями, которые отвечают условиям жизнедеятельности сообщества, группы. В субкультуре сохраняются принципы общей культуры, ее шкала ценностей, но возникают дополнительные элементы, например, нормы, которые обеспечивают регуляцию звязкив в соответствующих социальных институтах, — военная, врачебная, образовательная, семейная субкультуры и тому подобное.
Есть субкультуры, в которых сосредоточивается внимание на специфических особенностях жизнедеятельности их субектив: городская и сельская субкультуры, субкультура гуцулов, Волыни, полищуков. Могут возникать субкультуры на принципах разного понимания путей развития общества и тому подобное. Разновидностью субкультуры является дееиаиитна культура. Например, стиль жизни и поведение наркоманов, алкоголиков, проституток, сатанис-тив. Представители разных субкультур ориентируются на разные ценности, по-разному организуют свой досуг, читают разные книжки и тому подобное. Субкультура может очень отличаться от господствующей культуры общества, но не может ей противостоять. Когда это случается, то идет речь уже о контркультуре. Контркультура есть в каждом цивилизованном обществе. Примером контркультуры могут быть субкультуры групп преступного мира, террористов, разных молодежных группировок (панкив, хипе, неофашистов), которые не признают правовых норм общества, игнорируют общественную мораль, традиции, правила поведения, активно отрицают официальную, «государственную» культуру и часто пытаются ее разрушить.
76. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ВИДЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Эндогамный брак — это союз между мужчиной и женщиной, которые принадлежат к той же социальной группе или сообществу. Он преобладал в доиндустриальном обществе и был распространенным среди отдельных слоев и каст населения. Когда-то и в нашей стране выходцы из «благородных» семей могли брать брак лишь с представителями этого же слоя населения. В современном обществе такая форма брака сохранилась преимущественно в некоторых социально-этнических группах. Нормы брака, экзогамии, наоборот приписывали выбор брачного партнера за пределами своего сообщества. Такой тип брака разрушает социальные ограничения, способствует солидаризации общества, его большей свободе. В зависимости от количества партнеров, которые вступают в семейно-семейные отношения, различают моногамные (между одним мужчиной и одной женщиной) и полигамные браки (между несколькими партнерами — одним мужчиной и несколькими женщинами или одной женщиной и несколькими мужчинами). В современном мире преобладают моногамные браки. Полигамный брак нарушает естественную пропорцию между количеством мужчин и женщин. Негативным является и то, что он порождает борьбу между мужчинами за женщин или между женщинами за мужчин, влеча социальную напряженность, конфликты в обществе. Существуют и другие типы брака: патриархальный, когда власть в семье принадлежит только мужчине, матриархальный, когда власть принадлежит только женщине, и эголитарный (демократический), когда мужчина и женщина имеют одинаковые права. В настоящее время преобладает эголитарный брак, хотя пережитки патриархальной (вообще авторитарной) формы семейной власти еще сохранились и по данным социологов составляют приблизительно 5 % общего количества браков, каждая десятая семья — это семья переходного типа, а в каждой пятой — характер отношений сложно определить. За юридическим оформлением различают гражданские (свободные, юридически не засвидетельствованные) и официальные (оформленные соответствующими документами) браки. Нужно заметить также, что там, где церковь отклонена от государства (например в Украине), церковный брак (венчание или другой канонический способ оформления супружеских отношений) не считается официальным. В последнее время, к сожалению, набрало распространение заключения так называемых фиктивных браков и разводов с целью решения разных социальных проблем. Напомним, что такая практика во многих случаях подлежит криминальному наказанию. В зависимости от состояния родственных уз образуются разные типы семей:
простая, или нуклеарная (от латинского — ядро), которая состоит из супругов и детей, которые не находятся в браке; расширенная, или сложная, что состоит из трех и больше поколений, которые появились в результате бракосочетания детей, внуков. В зависимости от наличия родителей различают полные и неполные семьи, когда один из родителей отсутствует.
77-82. ФУНКЦИИ СЕМЬИ
Из семейных функций есть одна более важная, она в наибольшей степени характеризует семью как социальный институт и имеющаяся во всех обществах без исключения. Это репродуктивная функция, которая непосредственно звязана с функцией сексуального контроля в обществе. Репродуктивная функция заключается в воссоздании населения, дитонародженни. Она имеет социальный характер, поскольку не ограничивается биологическим размножением, а предусматривает воссоздание человека, который бы отвечал современному уровню общества. Еще одна очень важная функция института сими, какая звязана с репродуктивной функцией, — функция социализации, которая заключается в учебе и воспитании, в уходе за детьми, их защите и обороне. Реализация функции социализации происходит через целеустремленное влияние на человека с целью формирования определенных моральных и физических качеств, привычек, навыков, моральных установок, ценностей, прививания соответствующих образцов и норм поведения. Семейное воспитание — это средство первичной социализации лица, введения ее к сложным социальным звязкив и взаимодействий общественной жизни. Выполняя эту функцию, симя обеспечивает преемственность в развитии культуры, сохранения ценностей и трудовых навыков. Семейная функция воспитания была ч остается актуальной на всех этапах развития общества, без обзора на то, что воспитанием детей занимаются и государственные учреждения. Однако из временами происходит определенная трансформация воспитательной функции сими — формируется новая система ценностей, стандартов и норм поведения. В Украине, в частности, опять усиливается роль религии и церкви в воспитании человека. Рядом с воспитательной функцией важной является рекреативна функция, которая содействует развитию личности членов сими. Эта функция приобретает особое значение при условиях общего социального напряжения, увеличения стрессовых ситуаций в сфере профессиональной деятельности, в быту. Следовательно увеличивается значимость психологической терапии, эмоциональной стабилизации. Семья является той жизненной ячейкой, где человек находит позитивные эмоции, понимания, успокоения, снимает психологическое напряжение, душевно оздоравливается. В то же время семья выполняет коммуникативную функцию, то есть удовлетворяет потребность человека в общении, которое основывается на взаимопонимании и взаємопідтримці. Семье свойственная регулятивная функция, реализация которой предусматривает осуществление моральной регламентации поведения членов семьи в общении и взаимодействии одного с одним. При современном глубоком экономическом кризисе особенно важной стала экономическая функция семьи. Она актуальна прежде всего относительно старых родителей — пенсионеров, которые в настоящее время находятся в затруднительном еко номичному положении и нуждаются в материальной помощи от иии ших членов сими. Пенсионные выплаты настолько малые, что не забезпе слышат даже минимального прожиточного уровня. При условиях рынка в корне изменяется экономический аспект семейной жизни — приобретают особое значение проблемы семейной экономики. Хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи.