Смекни!
smekni.com

Регулирование этнических конфликтов предупреждение и разрешение (стр. 15 из 28)

Успешное сглаживание интересов, а не позиций срабатывает по двум причинам. Первая - для удовлетворения каждого интереса обычно существует несколько возможных позиций. Нередко люди просто принимают какую-то одну определенную и жесткую позицию. Но стоит только попытаться разобраться в мотивировке интересов, как почти наверняка обнаруживается альтернативная позиция, охватывающая интересы обеих сторон. Вторая причина - примирение интересов вместо достижения компромисса между позициями работает и потому, что за противоположными позициями скрывается гораздо больше интересов по сравнению с теми, которые вошли в противоречие3.

Правило социального разнообразия. Для полиэтнической общности характерно разнообразие составляющих его этносоциальную структуру компонентов как по численности (от нескольких сотен до десятков миллионов людей), так и по специфичности этноисторических культур, пространственногеографического расселения, природных условий существования. Поэтому абсурдными оказались попытки найти универсальное средство для удовлетворения разнообразных национально-этнических потребностей и интересов, навязывания народам одинаковых стандартов в хозяйственно-экономической, государственно-политической и культурно-языковой жизни. «Слияние этнических общностей, - отмечают Л.Н. Гумилев и К.П. Иванов, - было бы возможным лишь при полной нивелировке разнообразных ландшафтов страны, что следует признать принципиально неосуществимым даже в далекой перспективе. Невозможность слияния вовсе не означает неспособность к добрососедству и искренней дружбе. Наоборот, единственно верный девиз устойчивого сосущест-


вования народов в полиэтничном государстве - «В мире, но порознь». Вражда и кровопролитие начинаются как раз тогда, когда людям внушают, что они одинаковы. Грозным предупреждением от соблазна «слияния» для всех этнополитиков должен послужить пример Кампучии, где тотальному геноциду предшествовала кампания создания единой кхмерской нации»[103].

Стремление нивелировать объективно существующее этническое разнообразие сыграло дезинтегрирующую роль, усилив центробежные тенденции в союзном государстве, и обусловило открытое противостояние ряда республик сформировавшейся модели федеративного государства. В этом смысле его распад был исторически предопределен. Если последовательно придерживаться системного подхода к изучению социальной структуры общества как организационной системы, то неизбежен вывод: развитие каждой системы ведет к усложнению ее строения, плюрализму элементов и связей, а вовсе не к единообразию.[104] Поэтому бытовавшая долгие годы догма, согласно которой развитое социалистическое общество будет характеризоваться «полной социальной однородностью», попросту ненаучна. Как показывает практика, в последние годы значительно усилились и дифференцирующие моменты в социальных отношениях. Социологи, стараясь получить достаточно агрегированную типологию социальной структуры общества, выделяют десятки социальных групп и слоев. Такое множество элементов в социальной системе предполагает, естественно, противоречивое многообразие и плюрализм общественных интересов.

Правило дифференцированного подхода. На этнические процессы, форму их проявления влияет множество местных факторов, определяющих своеобразие и в определенной степени уникальность национальной ситуации в той или иной республике, конкретного конфликта или проблемы. Так, национальная окраска социальной напряженности программировалась в республиках Прибалтики, где недостаток рабочей силы, связанной с демографическими особенностями региона, восполнялся союзными ведомствами технически близоруко за счет миграции, оргнабора людей, не компенсированных никакими механизмами адаптации к инонациональной среде.

Сходный характер приобретала и политика, игнорирующая трудоизбыточность населения в республиках с иными демографическими особенностями, скажем в Средней Азии. Ведь молодежь, не имеющую работы, не сложно, имея ресурсы и желание, спровоцировать и направить ее энергию в разрушительное русло национальных конфликтов.

Различный исторический опыт народов, различная историческая память и эмоционально-смысловая окраска ее о тех или иных событиях прошлого также программируют порой противоположные представления и об уроках истории, и о перспективах дальнейшего развития народа с учетом этих уроков. Сам факт существования региональных причин обострения национальных проблем, порождаемых конкретной национальной ситуацией, приводит к выводу, что решать проблемы только из единого центра - невозможно. Власть могла решать вопросы унифицировано «сверху» лишь в системе, где нации были низведены до роли «винтика», объекта действий этой власти, лишенного права определять свою судьбу сколько-нибудь самостоятельно. Такое «фактическое равенство» наций - объектов делает различия между ними несущественными, второстепенными, количественными. Самоопределение наций и их становление как субъектов общественной и политической жизни делает необходимым выработку политики, адаптированной к конкретным условиям.

Правило социальной эффективности. Меры упреждающего регулирования этнической напряженности должны быть ориентированы на определенные показатели (критерии) социальной эффективности. А.М. Юсуповский считает, что критериями эффективности чьей бы то ни было национальной политики, будь то идущей «сверху» от власти и государства, либо «снизу», развертывающейся в форме национальных движений, являются следующие параметры: во-первых, способность создать механизмы, обеспечивающие полнокровное удовлетворение этнических потребностей людей и свободное этническое развитие наций, живущих в регионе; во-вторых, способность обеспечить социальное развитие народов, одновременно создавая механизмы цивилизованного согласования социальных интересов наций; в-третьих, нахождение по возможности безболезненного пути увязывания интересов составляющих нации социальных слоев и групп[105].

Правило информативной достоверности. Обострению межнациональной напряженности способствуют искаженные представления противоборствующих сторон о значимых событиях и друг о друге. В связи с этим важное значение приобретает обеспечение достоверности информации, которой, как правило, нет.

Е.В. Крицкий, исследовавший восприятие чеченского конфликта населением Северной Осетии показал что, интерес к событиям сочетается с неудовлетворенностью информацией, ее неполнотой и тенденциозностью. На вопрос, касавшийся именно этого обстоятельства, были получены следующие распределения (в % от числа опрошенных): полностью не удовлетворен - 19, скорее не удовлетворен - 28, полностью удовлетворен - 8, скорее удовлетворен - 2, затрудняюсь ответить - 16[106].

Правило естественного ритма. Уже давно известно и сказано, что преступно требовать от женщины, чтобы она родила ребенка за три или четыре месяца. А вот к социальным и, в частности, национальным процессам такого рода требования предъявлялись и, к сожалению, продолжают предъявляться. Так, ускоренное «вхождение в социализм» всех народов страны сопровождалось использованием репрессивных методов, оправдываемых «исторической необходимостью» подтягивания их к одинаковому уровню социально-экономического и культурного развития, а также «тихой» ассимиляцией, русификацией этнических культур. Сформировавшаяся псведсоциалистическая система, разрушая естественно-исторические механизмы этнического самовоспроизводства, не могла не подойти к той стадии своего развития, на которой вспыхнувшие межнациональные конфликты подтвердили необходимость ее радикального преобразования.

У многих народов процессы внутринациональной ассимиляции и консолидации происходят неровно и противоречиво. Например, у мордвы происходит два разнонаправленных процесса культурной ассимиляции русскими части мордовского народа (эрзя) и отатаривания ее второй части (мокша).

Или другой факт. Несмотря на наличие субъективных факторов, поощряющих консолидацию малых народов Севера, фактически эти процессы находятся в стадии стагнации, так как отсутствуют необходимые для этого объективные условия.

Противоречия между субъективным желанием «сконсолидировать» разрозненные этнические группы в общности, часто называемые в литературе народностями, и объективными условиями его осуществления порождают ряд проблем. Во-первых, искусственная подгонка различных этнических групп под термин «народность» приводит к серьезному искажению этнодемографической картины в Сибири и на Дальнем Востоке, и по развитию культуры коренного населения. Так, по данным исследований, в большинстве автономных округов издаваемая на местных языках периодика, а также радиопередачи остаются мало понятны (или совсем не понятны) для большинства коренного населения. Причиной этого является явная искусственность так называемых национальных языков народов Севера. Дело в том, что, например, у хантов существует 8 диалектов, которые сильно отличаются друг от друга (в частности, казымские ханты плохо понимают сургутских хантов и общаются между собой на русском языке). Литература же издается на среднеобском диалекте, непонятном для 7-ми остальных диалектных групп хантыйского населения. Такая же картина наблюдается у эвенков, ненцев, манси, селькупов и других народов Севера[107].

Правило объективизации (деперсонификации). Любое отклонение в межнациональных отношениях имеет объективные причины, связано с необходимостью решения той или иной проблемы, и именно с этой позиции следует подходить к оценке и исправлению данного отклонения. В тактике предупреждения конфликта важно «не переходить на личность», не выходить за рамки существа дела, чтобы случаем не разбудить «темные силы», дремлющие в противоборствующих сторонах. В то же время нам свойственно вопрос «В чем причина проблемы?» трактовать как вопрос «Кто виноват в ее возникновении», хотя это разные вопросы, очень часто не совпадающие друг с другом. Объяснительная схема «заговора» позволяет на доступном обывателю языке как бы «объяснить» проблему и является, несмотря на то, что к подлинному объяснению причин может иметь никакого отношения, крайне удобным инструментом идеологической манипуляции общественным сознанием. Этот инструмент тем более эффективен, чем удачнее его «заземляют» на этническое сознание, политизируя этническую оппозицию «мы - они».